презентация к уроку литературы в 5 классе по творчеству Р.Л.Стивенсона
Презентация к уроку литературы в 5 классе по творчеству Р.Л.Стивенсона
Данная презентация подготовлена к урокам по творчеству Р.Стивенсона. С помощью данной презентации ребята могут совершить путешествие в Шотландию, познакомиться с жизнью и творчеством Стивенсона, прочитать балладу "Вересковый мёд", увидев её наглядно с помощью иллюстраций, использованных в презентации.
Цели:
1.Знакомство с писателем - представителем зарубежной литературы.
2.Знакомство с историей древней Шотландии.
3.Повторить знания о балладе.
4.Познакомить с балладой Стивенсона.
5.Раскрыть нравственный подвиг героя, его мужество и смелость.
6.Развивать навык анализа текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку литературы в 5 классе по творчеству Р.Л.Стивенсона »
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
школа № 69.
Санкт-Петербург, г. Зеленогорск.
Шапиро Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
коррекционной школы VII вида.
Презентация урока литературы в 5 классе.
2014 год.
Зарубежная литература.
Роберт Льюис
Стивенсон
1850 - 1894
Урок 1. Знакомство с писателем.
Цель:
знакомство с писателем – представителем
Зарубежной литературы;
знакомство с историей древней Шотландии.
Урок 2. Баллада Стивенсона
«Вересковый мёд»
Цель:
повторить знания о балладе;
познакомить с балладой Стивенсона;
раскрыть нравственный подвиг героя,
его мужество и смелость;
развивать навык анализа текста.
Шотландия
Роберт Льюис Стивенсон
Баллада «Вересковый мёд»
Шотландия –
небольшая страна,
входящая в состав
Соединённого
Королевства
Великобритании и
Северной Ирландии.
Столица Шотландии –
Эдинбург.
Первые люди в Шотландии появились приблизительно 8 тысяч лет назад.
Самыми большими племенами были Пикты и скотты, которые позднее
образовали свои королевства.
Большую часть Шотландии занимают озёра. По берегам озёр вздымаются горы. Нижние склоны их покрыты лесами.
Леса выше сменяются лугами,поросшими вереском.
По горным долинам стекают реки,
образуя водопады.
Основное растение Шотландии – вереск.
Вереска там очень много –
целые вересковые заросли.
Из вереска получают мёд. Из верескового мёда пикты делали напиток, который делал людей молодыми и сильными. Секрет изготовления этого напитка знали только они. В Шотландии существует легенда, что когда на пиктов напали враги и потребовали рассказать секрет этого напитка, они предпочли умереть, но секрета не выдали.
Национальный
костюм – килт –
юбка с крупными
складками в
клеточку.
Вспомним всё, что узнали о Шотландии
Соединённое королевство
Великобритании
и Северная Ирландия
Столица Эдинбург
Племена
Пикты и Скотты
Шотландия
Озёра
Костюм - килт
Горы
Вереск
Реки
и водопады
Леса
Пастбища
Вернуться к содержанию
В удивительной стране
Шотландии родился
писатель, с которым
нам предстоит
познакомиться.
Имя этого писателя –
Роберт Льюис
Стивенсон.
Роберт Льюис
Стивенсон
родился 13 ноября
1850 года,
в столице Шотландии
Эдинбурге.
Он был настоящим
шотландцем.
Ему были присущи такие
черты характера, как
мужество, сила воли,
романтичность,
чувство собственного
достоинства.
Он был писателем.
И стать им мечтал
с детства.
С детских лет его притягивало всё,
что было связано с морем.
Он часами наблюдал за волнами,
слушал истории о кораблекрушениях.
А потом море вошло в произведения
Стивенсона.
Вспомним всё,
что узнали о Роберте Льюисе Стивенсоне.
Мужество, сила воли,
романтичность, чувство
собственного достоинства.
13 ноября 1850 г.
Эдинбург
Роберт
Льюис
Стивенсон
писатель
Вересковый мёд
Мечта о море
Чёрная стрела
Остров сокровищ
Вернуться к содержанию
Сюжет –
устное народное творчество
(фольклор)
Кладутся
на музыку
БАЛЛАДА –
РАССКАЗ В ПОЭТИЧЕСКОЙ
(СТИХОТВОРНОЙ)ФОРМЕ
волшебные
исторические
комические
героические
любовные
Из вереска напиток
А был он слаще мёда,
Забыт давным-давно.
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки – медовары
В пещерах под землёй.
Пришёл король
шотландский,
Безжалостный
К врагам,
Погнал он бедных
Пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле,
На поле боевом,
Лежал живой на мёртвом
И мёртвый - на живом.
Лето в стране настало,
Вереск опять цветёт,
Но некому готовить
Вересковый мёд.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли,
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, -
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнёс.
Сидел король шотландский
Не шевелясь в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
-Пытка обоих ждёт,
Если не скажите, черти,
Как вы готовили мёд! –
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.
И вдруг голосок раздался:
Слушай, шотландский
король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!
Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! –
Карлик сказал королю.
Голос его воробьиный
Резко и чётко звучал:
-Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал.
Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод –
И я научу шотландцев
Готовить старинный мёд!
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочём.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нём.
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик.
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:
-Правду сказал я, шотландцы,
А мне костёр не страшен.
От сына я ждал беды:
Пускай со мной умрёт
Не верил я в стойкость юных,
Моя святая тайна –
Не бреющих бороды.
Мой вересковый мёд!
Вопросы и задания:
1.К каким балладам вы отнесёте балладу Стивенсона? Почему?
2.Как жили пикты? Чем занимались?
3. Что узнали о войне, пронёсшейся над пиктами?
Как, не описывая военных действий, автор заставил
нас почувствовать весь ужас произошедших
событий?
4. Каким увидели короля?, пиктов?
5. Как погибли сын и отец?
6. Почему вересковый мёд для старика- священная тайна?
7. Как относитесь к поступку отца? Почему он пожертвовал