Презентация к уроку литературы в 10-м классе "Поэма А.Пушкина "Медный всадник"
Презентация к уроку литературы в 10-м классе "Поэма А.Пушкина "Медный всадник"
Презентация к уроку литературы в 10-м классе "Поэма А.Пушкина "Медный всадник" содержит рабочие материалы, необходимые при обзоре поэмы. Презентация состоит из 19 слайдов и при желании может быть дополнена учителем в соответствии с материалами конкретного урока по изучению поэмы. Кроме этого, презентацию можно использовать как основу для творческого домашнего задания, в котором отдельные слайды могут быть созданы самими учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 10-м классе "Поэма А.Пушкина "Медный всадник" »
ПОЭМА А.С.ПУШКИНА
«МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Презентацию
к уроку литературы в 10-м классе
выполнила учитель
ГБОУ ЦО № 170
Колпинского района Санкт-Петербурга
ГАВРИЛОВА
Татьяна Михайловна
ПЕТРОВСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.ПУШКИНА
1826 год «Стансы»
1827 год «Арап Петра
Великого»
1828 год «Полтава»
1833 год «Медный
всадник»
«История Петра
Первого»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОЭМЫ
«Петербургская повесть» написана в Болдине в октябре 1833 года. Исторической основой стало страшное наводнение в Петербурге, которое произошло 7 ноября 1824 года.
Почему А.Пушкин через 9-ть лет возвращается к этим событиям?
ЖАНР ПОЭМЫ
«Медный всадник» — лиро-эпическая поэма, однако Пушкин, который очень хорошо разбирался в признаках литературных жанров, назвал её «Петербургская повесть». Можно предположить, что подзаголовок «Медного всадника» является не определением жанра, а указанием на «истинность происшествия».Определение «петербургская» должно было подчеркнуть местный колорит сюжета.
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ
1.Вступление
Гимн Петербургу
2.Часть первая
Наводнение в Петербурге
3.Часть вторая
Бунт Евгения
Какая композиционная часть отсутствует? Почему?
КОНФЛИКТ В ПОЭМЕ
между бунтующей стихией и её грозным укротителем Петром,
между громадной империей, олицетворенной в памятнике самодержцу, и бедным незначительным чиновником .
ГЕРОИ ПОЭМЫ
«Петр I — самый полный тип эпохи или призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек ничего, он начал нашу каторжную работу истории, продолжающуюся полтора века и достигнувшую колоссальных результатов».
А.И. Герцен
ГЕРОИ ПОЭМЫ
Назовите героя, изображенного
на иллюстрациях,
Дайте ему краткую характеристику.
ПЕТЕРБУРГ В ПОЭМЕ
ПЕТЕРБУРГ В ПОЭМЕ
ДОМ КНЯЗЯ ЛОБАНОВА-РОСТОВСКОГО
Паоло Трискорни
Огюст Монферан
ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПОЭМЫ
Частный человек и символ государственности – вот полюсы пушкинской повести, необходимая и благая преобразовательная деятельность осуществляется безжалостно и жестоко, становясь страшным упрёком всему делу преобразования. Евгению противостоит уже не Петр-преобразователь, а тот самодержавный порядок, который олицетворен в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»).
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Конфликт между государством и личностью неизбежен.
Личность всегда терпит поражение, когда ее интересы приходят в столкновение с самовластительным порядком.
Гармония между личностью и государством не может быть достигнута на почве несправедливого общественного порядка.
Медный всадник и Евгений соизмеримы друг другу, за каждым из них стоит своя правда.
КОНЦЕПЦИЯ ПОЭМЫ
(от лат.conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе.
Какова концепция поэмы «Медный всадник»?
НОВАТОРСТВО А.ПУШКИНА
Жанр - стихотворная повесть и одновременно поэма
Подведен итог поэзии «высокого» стиля
Создан образ великого города
Разработан образ «маленького» человека
«Медный всадник» - итоговая поэма, причудливо шифруемая авторским подтекстом, является мировоззренческим завещанием, тревожным сигналом о нарастающей угрозе бездуховности, жестокого взаимонепонимания и отчуждения, в пределе - краха, безумного саморазрушения земной цивилизации ».
Л.А.Коган
«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла»
Н.В.Гоголь
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.ПУШКИНА
Универсальность творчества, творчество как мера идеального;
Создание русской картины мира, в которой было «озаглавлено» будущее;
«Лелеющая душу гуманность», «милость к падшим» как главная ценность бытия и творчества;