kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов и "обломовщина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роман И. А. Гончарова “Обломов” — один из популярнейших произведений классики.
    “Впечатление, которое этот роман своим появлением произвел в России, не поддается описанию,— вспоминал сорок лет спустя князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала обломовщину.
    Главный герой — Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России.  По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства  Андрей Штольц говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”. Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень.
    Чтобы понять причины возникновения такого явления, как обломовщина, нужно вспомнить “Сон Обломова”. В нем Илья Ильич видит своих родителей, свою родовую усадьбу и весь ее быт. Можно сказать, что быт обломовцев определялся одним словом — “застой”, это было типичное существование русской провинциальной помещичьей усадьбы, и Гончаров не выдумал ее: он сам вырос в такой семье.
    И маленького Илюшу Обломова воспитала сама атмосфера этого дома, сам быт Обломовки. Как очень точно определил Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?”, Илья Ильич воспитывался не просто как дворянин, а именно как русский барин, которому “не нужно каждодневно суетиться, не нужно трудиться во имя “хлеба насущного”.        Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя романа.
    Добролюбов со всей силой показал типичность Обломова не только для консервативной, но и для либеральной России. По верному замечанию П. А. Кропоткина, “тип Обломова вовсе не ограничивается пределами одной России: ...обломовщина существует на обоих континентах и под всеми широтами”. Это признавала и западноевропейская критика. Переводчик произведений Гончарова на датский язык П. Ганзен писал ему: “Не только у Адуева и Райского, но даже в Обломове я нашел столько знакомого и старого, столько и родного. Да, нечего скрывать, и в нашей милой Дании есть много обломовщины.
    Понятие “обломовщина” стало нарицательным для обозначения всяческой косности, инертности и застоя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов и "обломовщина" »

Иван  Александрович Гончаров

Иван

Александрович Гончаров

"Обломов»

Россия пережила три революции,  но Обломовы в ней остались.  А. Солженицын

Россия пережила три революции,

но Обломовы в ней остались.

А. Солженицын

Нельзя о русском человеке упомянуть,  не упомянув Обломова… Вот наш ум, вот наш характер,  вот резюме русской истории!  В. В. Розанов

Нельзя о русском человеке упомянуть,

не упомянув Обломова…

Вот наш ум, вот наш характер,

вот резюме русской истории!

В. В. Розанов

Обломов и «обломовщина»

Обломов

и «обломовщина»

Задача : выявить причины, условия появления “обломовщины”, причины, которые сгубили главного героя, мотивы жизненной апатии героя и сопоставить развитие образа, черт характера Обломова с известными в русской литературе типами.

Цели :

  • Образовательные: помочь учащимся осмыслить образ героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Осознать истоки русского национального характера, его особенности. Подвести к обобщению, “что такое обломовщина”.
  • Развивающие: развитие навыка самостоятельного подхода к анализу произведения литературы; пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности; формирование навыков ведения дискуссии, умения убеждать, уважать мнение собеседника; развитие речи (диалога, монолога), развитие навыков самоанализа; развитие способности к творчеству.
  • Воспитательные: воспитание высокого чувства самосознания своей принадлежности к русскому народу, гордости за свой народ; воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего задания, формирование социальных качеств учащихся.

Илья  Ильич  Обломов

Илья

Ильич

Обломов

Илья – «божья помощь (древнееврейское происхождение)

Илья – «божья помощь (древнееврейское происхождение)

Манилов Обломов

Манилов

Обломов

1 ряд Раскрыть роль пейзажа и символических образов в главе «Сон Обломова» 2 ряд Рассказать о духовной жизни обломовцев 3 ряд Отметить изображение пространства и времени во сне Обломова

1 ряд Раскрыть роль пейзажа и символических образов в главе «Сон Обломова»

2 ряд Рассказать о духовной жизни обломовцев

3 ряд Отметить изображение пространства и времени во сне Обломова

Обломовщина… Одно слово,  а какое ядовитое!...   Илья Ильич Обломов

Обломовщина…

Одно слово,

а какое ядовитое!...

Илья Ильич Обломов


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Паровозина Татьяна Александровна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127455


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства