Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения по теме: О.Высоцкая "Что нам осень принесет?" Э.Мошковская "Где тихий-тихий пруд..." »
Литературное чтение Урок 19
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова Любовь Григорьевна
Тема. О. Высотская. «Что нам осень принесла?». А. Прокофьев. «Загадка». Э. Мошковская. «Где тихий-тихий пруд...».
Цель: расширить знания учащихся о загадках, о дарах осени; развивать познавательный интерес, логическое мышление, воображение, сообразительность, речь; обогащать словарный запас учащихся; учить делать сравнительный анализ; воспитывать наблюдательность.
Конкурс на лучшее чтение стихотворения И. Бунина «Сегодня на пустой поляне».
Обобщающая беседа по содержанию стихотворения.
О каком времени года говорит И. Бунин?
С чем он сравнивает воздушную паутину?
Кого напоминает ему последний мотылек?
Почему молчание в лесу и в небе названо мертвым?
Какие звуки можно услышать в лесу и в небе летом?
Почему их не слышно осенью?
Какая картина нарисована в стихотворении Я. Акима?
Выразительное чтение стихотворения «Осень» Я. Акима.
Выборочное чтение с опорой на предметные картинки.
Выборочное чтение с опорой на предметные картинки.
Я буду показывать предметные картинки, а вы найдете и прочитаете, какие наряды подарила осень деревьям в лесу в рассказе «Художник-осень» по Ивану Соколову-Микитову
Береза Клен
Дуб Осина
Липа Сосна, Ель
Работа над пословицами.
А теперь прочитайте следующие пословицы.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
День прозевал — урожай потерял.
Осенью и у кошки пиры.
Хлеб убирают — на небо взирают.
Зерно в колоске — не спи в холодке.
Какие слова вам непонятны в пословицах?
Как вы понимаете эти пословицы?
Беседа.
Вспомните, куда отправилась художник-осень из леса?
Что она делала на полях и лугах?
Подведение итога проверки домашнего задания.
Узнай слово с одного взгляда
пол
рань
парк
сок
роль
порт
таз
раб
полк
снег
рысь
плач
соль
трус
факт
торф
рост
слух
фильм
перс
толь
пост
сор
рак
фант
трап
рожь
под
сын
флаг
такт
сыр
флот
рог
торт
сев
фон
фронт
туз
фрукт
Работа над скороговоркой.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же мне без хруста,
Если я капуста?
Чтение учащимися вслух рассказа Э. Шима «Кто как одет».
Дни стали ненастные, по ночам холодно.
И на колхозном огороде начали овощи убирать, чтоб не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши.
Потом — лук в бумажных рубашках.
Потом — бобы в шерстяных чулочках.
Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и петрушку. Одна капуста осталась. Ее позже убирают.
Я не знал — почему, а потом догадался.
У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится.
Беседа.
В каком порядке убирали овощи?
Почему огурцы убирают раньше других овощей?
Какие одежки сохраняют от холода лук, бобы?
Что говорится о капусте?
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня на уроке узнаем, с какими дарами приходит осень, поговорим о загадках, проверим свою сообразительность и смекалку, познакомимся со стихотворением Э. Мошковской
«Где тихий-тихий пруд...».
Чтение учителем стихотворения О. Высотской «Что нам осень принесла».
Все ли слова в стихотворении вам понятны?
Лексическая работа.
Фургон — закрытый кузов грузового автомобиля.
Прочитайте многосложные слова:
фур-го-ны бак-ла-жа-ны
на-ли-ты-е
ду-шис-ты-е тол-сто-пу-зы-е
ан-то-нов-кой
Работа с иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
Все ли плоды осени, названные в стихотворении, нарисовал художник?
Ас какими еще дарами, кроме тех, что описаны в стихотворении, приходит осень?
Загадывание загадок учителем.
Лето целое старалась —
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. ( Капуста )
Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. ( Огурцы )
Сообщение учителя.
В русской речи словом загадка обозначается всякая неизвестность, которую человеку хочется разгадать, узнать, открыть.
Загадка — иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.