kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока.

1. учить последовательному постижению смысла художественного произведения

2. формировать навык понимания текста

3. развивать навыки работы с текстом

Структура урока

1. Организовать внимание.

2. Фронтальная беседа о жизни и творчестве писателя

3. Работа над стихотворением

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»»

Урок- практикум  «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ.  СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ  «РУССКИЙ ЯЗЫК» Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г.Пятигорска Гончарова Ирина Ивановна

Урок- практикум «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 16 г.Пятигорска

Гончарова Ирина Ивановна

ЦЕЛЬ УРОКА :

ЦЕЛЬ УРОКА :

  • Учить последовательному постижению смысла художественного произведения;
  • Формировать навык понимания текста;
  • Развивать навыки работы с текстом.
СТРУКТУРА УРОКА 1. Организация внимания. 2. Фронтальная беседа о жизни и творчестве И.С.Тургенева. 3. Работа над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения учителем. Знакомство с циклом «Стихотворения в прозе». Отличие художественного текста от «нехудожественного» материала. Определение изобразительных средств, стилистических приемов и фигур, используемых в стихотворении. 4. Прослушивание записей мастеров художественного слова. 5. Подведение итога урока. 6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

СТРУКТУРА УРОКА

1. Организация внимания.

2. Фронтальная беседа о жизни и творчестве И.С.Тургенева.

3. Работа над стихотворением:

  • Выразительное чтение стихотворения учителем.
  • Знакомство с циклом «Стихотворения в прозе».
  • Отличие художественного текста от «нехудожественного» материала.
  • Определение изобразительных средств, стилистических приемов и фигур, используемых в стихотворении.

4. Прослушивание записей мастеров художественного слова.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.

Последние произведения И.С.Тургенева, а именно к их числу и относится цикл «Стихотворения в прозе»  (1877 -1883), полны раздумий о судьбах родины, о быстротечности человеческой жизни, о связи разума и природы.  «Стихотворения в прозе» - лирические произведения. Создавая их, Тургенев использовал все интонационное богатство, ритмическую гибкость, музыкальность – одним словом, все свойства русского языка, которые позволяют, не прибегая к размеру и рифме, выразить все душевные движения, напрямую обратиться к миру чувств читателя. Жанровая специфика цикла - отсутствие рифмы и размера, от белых стихов его отличает отсутствие строчного размера и изменяющийся ритм.

Последние произведения И.С.Тургенева, а именно

к их числу и относится цикл «Стихотворения в прозе»

(1877 -1883), полны раздумий о судьбах родины, о

быстротечности человеческой жизни, о связи разума и

природы.

«Стихотворения в прозе» - лирические

произведения. Создавая их, Тургенев использовал все

интонационное богатство, ритмическую гибкость,

музыкальность – одним словом, все свойства русского

языка, которые позволяют, не прибегая к размеру и

рифме, выразить все душевные движения, напрямую

обратиться к миру чувств читателя.

Жанровая специфика цикла - отсутствие рифмы и

размера, от белых стихов его отличает отсутствие

строчного размера и изменяющийся ритм.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ  НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ  Многие стихотворения родились как результат художественной обработки «нехудожественного материала»: фрагментов из писем, устных рассказов, воспоминаний. Задание 1.  Сравните предлагаемые тексты и определите, что отличает художественное произведение от материала, легшего в его основу.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ

Многие стихотворения родились как результат

художественной обработки «нехудожественного

материала»: фрагментов из писем, устных рассказов,

воспоминаний.

Задание 1.

Сравните предлагаемые тексты и определите,

что отличает художественное произведение от

материала, легшего в его основу.

Говорили о России, об ее положении в Европе, об ее будущности, о тех, кто скептически относился к ее судьбам. Я, может быть, сомневался бы в них, но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий язык? Поверьте, господа, народ, у которого такой язык, - народ великий.»  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот  клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Берегите чистоту языка как святыню…

Говорили о России, об ее положении в Европе, об ее

будущности, о тех, кто скептически относился к ее

судьбам.

  • Я, может быть, сомневался бы в них, но язык? Куда денут

скептики наш гибкий, чарующий язык? Поверьте, господа,

народ, у которого такой язык, - народ великий.»

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот

клад, это достояние, переданное нам нашими

предшественниками… Берегите чистоту языка как святыню…

… Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно быть прекрасное будущее. Он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе.  Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

… Я верю, что у народа, выработавшего такой язык, должно

быть прекрасное будущее. Он удивительно хорош по своей

честной простоте и свободной силе.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей

Родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,

правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не

впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но

нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Основная мысль стихотворения проста: родной язык – это то единственное, что дает автору веру в народ и его будущее. Задание 2.  Посмотрите, с помощью каких художественных средств выражена основная мысль?  Подумайте, почему автор употребляет не один эпитет, а несколько подряд? Как называется такой прием?  Какой прием использует автор в названии цикла «Стихотворения в прозе»?

Основная мысль стихотворения проста:

родной язык – это то единственное, что дает автору

веру в народ и его будущее.

Задание 2.

Посмотрите, с помощью каких художественных

средств выражена основная мысль?

Подумайте, почему автор употребляет не один

эпитет, а несколько подряд? Как называется такой

прием?

Какой прием использует автор в названии цикла

«Стихотворения в прозе»?

Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова сближаются по сходству и контрасту.  Например, поддержка и опора  Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества или признаки. Например, могучий, свободный, правдивый, великий.

Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова сближаются по сходству и контрасту.

Например, поддержка и опора

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества или признаки. Например, могучий, свободный, правдивый, великий.

Задание 3.  Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о?  Прочитайте второе предложение.  В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?

Задание 3.

Найдите в тексте стихотворения обращение. К кому обращается автор? Зачем перед обращением употреблена частица о?

Прочитайте второе предложение.

В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу требует ли такой вопрос ответа? Как называется такой стилистический прием?

ФИГУРА  – это обороты речи, средства художественной выразительности, способствующие восприятию образа,  «служат выражением эмоционального движения  в говорящем  и средством передачи тона и степени его настроения слушателю»

ФИГУРА – это обороты речи, средства художественной выразительности, способствующие восприятию образа, «служат выражением эмоционального движения в говорящем и средством передачи тона и степени его настроения слушателю»

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ,  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ И.С. ТУРГЕНЕВЫМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ - частный случай синтаксического повтора ГРАДАЦИЯ - вид перечисления, когда между членами ряда возникают отношения, усиливающие или ослабляющие тот или иной признак.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ И.С. ТУРГЕНЕВЫМ

ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

-

частный случай

синтаксического

повтора

ГРАДАЦИЯ

-

вид

перечисления,

когда между

членами ряда

возникают

отношения,

усиливающие

или

ослабляющие

тот или иной

признак.

Задание 4.  Определите, какое настроение и каким образом стремится автор передать читателю?  Для этого обратитесь к ряду эпитетов ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ и определите: по принципу перечисления или градации они построены?

Задание 4.

Определите, какое настроение и

каким образом стремится автор

передать читателю?

Для этого обратитесь к ряду эпитетов

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ,ПРАВДИВЫЙ И

СВОБОДНЫЙ и определите: по принципу

перечисления или градации они построены?

В стихотворении «Русский язык» И.С.Тургенев использовал еще один  художественный прием: автор не договаривает мысль до конца. Этот прием является и синтаксическим и лексическим одновременно,  это прием УМОЛЧАНИЯ.

В стихотворении «Русский язык» И.С.Тургенев использовал еще один

художественный прием:

автор не договаривает мысль до конца.

Этот прием является и синтаксическим

и лексическим одновременно,

это прием УМОЛЧАНИЯ.

В «Стихотворениях в прозе» автор ставит и решает самые сложные и разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы. Задание 5.  Определите, какая мысль «не выговорена» автором до конца?  Как связаны между собой по смыслу первое и последнее предложение?

В «Стихотворениях в прозе» автор ставит и

решает самые сложные и разнообразные социальные,

нравственные и эстетические проблемы.

Задание 5.

Определите, какая мысль «не выговорена»

автором до конца?

Как связаны между собой по смыслу

первое и последнее предложение?

Редактор журнала «Вестник Европы», известный литератор М.М. Стасюлевич отмечал, что «Русский язык» величиною «ровно в пять строк, но это золотые строки, в которых сказано более, чем в ином трактате; с такой любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».

Редактор журнала «Вестник Европы»,

известный литератор М.М. Стасюлевич

отмечал, что «Русский язык»

величиною «ровно в пять строк, но это

золотые строки, в которых сказано

более, чем в ином трактате;

с такой любовью мог бы Паганини

отозваться о своей скрипке».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация «ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Автор: Гончарова Ирина Ивановна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства