kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация. Доктор Живаго. Революционные изменения в обществе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Доктор Живаго»: революционные изменения в обществе.

Мы были людьми. Мы эпохи.

Нас сбило и мчит в караване,

Как тундру, под тендера вздохи

И поршней и шпал порыванье…

Б. Пастернак

 «Я их мог позабыть»

 

В своем знаменитом романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.

Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.

Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила названием для самого романа. Юрий Живаго — доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре. Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.

Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой на лучшие перемены. Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни. Но, к великому сожалению, революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго, его родных и друзей. Революция внесла свои коррективы: она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.

Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам. Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь. Может показаться, что главный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.

Герой не желает и не может переступать через себя, собственные принципы. Для него идея насилия, даже во имя справедливости, безнравственна. Герой вынужден жить среди других людей, двигаться вместе с историей, но в душе он — творец и потому противостоит ей, пытаясь быть незаметным, удалиться от революционного процесса, погрузившись в частные проблемы. И поэтому он обречен на гибель. На примере жизни своего героя и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории. Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях. «…Мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться…».

Характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых, который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».

Но, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.

Пожалуй, единственным, кто нашел свою нишу в новой жизни, был никто иной, как Комаровский Виктор Ипполитович - богатый адвокат, что собственно не удивительно. Он - воплощение «демонического» в романе.

Комаровский повинен в разорении и гибели отца Живаго. Комаровский - любовник вдовыГишар, затем - ее дочери Лары.

Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену «Раису» (т. е. Ларису).

Вывод: Революционные события приносят только голод, холод и ослепление во взглядах на происходящие события. Интеллигенция, как и многие другие, вначале с восхищением принимает надвигающиеся преобразования. В этом и есть ее трагедия. Ведь именно она и оказывается слепа в ожидании духовных перерождений. Глаза ее словно залеплены февральским снегом, и она идет за новым поводырем к новой России. Но мечтам не дано было осуществиться. События, происходящие в начале века, остались чужды для большей части интеллигенции. Она еще долго не могла оправиться от той трагедии, что пришлось пережить ей в те роковые времена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Доктор Живаго. Революционные изменения в обществе. »

Революционные изменения в обществе.

Революционные изменения в обществе.

Мы были людьми. Мы эпохи. Нас сбило и мчит в караване, Как тундру, под тендера вздохи И поршней и шпал порыванье… Б. Пастернак  «Я их мог позабыть»

Мы были людьми. Мы эпохи.

Нас сбило и мчит в караване,

Как тундру, под тендера вздохи

И поршней и шпал порыванье…

Б. Пастернак

«Я их мог позабыть»

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.

В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.

Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.

Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.

Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила названием для самого романа.  Юрий Живаго — доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.

Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила названием для самого романа.

Юрий Живаго — доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре.

Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.

Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни. Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться от суровой эпохи.

Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой на лучшие перемены. «Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали».

Первое сообщение о революции герой воспринимает весьма восторженно, с надеждой на лучшие перемены.

«Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали».

Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни.

Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни.

Но, к великому сожалению, революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго, его родных и друзей . Революция внесла свои коррективы: она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.

Но, к великому сожалению, революция не оправдала этих надежд и, кроме того, стала причиной многочисленных страданий Юрия Живаго, его родных и друзей . Революция внесла свои коррективы: она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.

Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.  Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь.

Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам.

Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь.

Может показаться, что главный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.

Может показаться, что главный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.

На примере жизни своего героя и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории.

На примере жизни своего героя и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории.

Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь.

Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь.

Рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях... «…Мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться…».

Рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством. Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях...

«…Мне казалось, - еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им / жене, дочери/, мои руки развязаны. И: все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят: Меня схватят и не дадут оправдываться…».

Характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых , который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».

Характерна, как мне кажется, судьба одного красного партизана, Памфила Палых , который открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, все водой растеклось».

Но, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.

Но, видно, жестокость не проходит даром. Страшна и судьба Памфила Палых, который, чувствуя возмездие за сделанное, начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.

Пожалуй, единственным, кто нашел свою нишу в новой жизни, был никто иной, как Комаровский Виктор Ипполитович — богатый адвокат, что собственно не удивительно.  Он – воплощение «демонического» в романе. Комаровский повинен в разорении и гибели отца Живаго. Комаровский — любовник вдовыГишар, затем — ее дочери Лары. Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену «Раису» (т. е. Ларису).

Пожалуй, единственным, кто нашел свою нишу в новой жизни, был никто иной, как Комаровский Виктор Ипполитович — богатый адвокат, что собственно не удивительно.

Он – воплощение «демонического» в романе.

Комаровский повинен в разорении и гибели отца Живаго. Комаровский — любовник вдовыГишар, затем — ее дочери Лары.

Дочь Лары и Юрия Живаго, родившаяся на Дальнем Востоке, рассказывает, что «Комаров» (так она называет К.) был «русским министром в Беломонголии» и при наступлении красных уехал, увезя с собой жену «Раису» (т. е. Ларису).

Революционные события приносят только голод, холод и ослепление во взглядах на происходящие события. Интеллигенция, как и многие другие, вначале с восхищением принимает надвигающиеся преобразования. В этом и есть ее трагедия. Ведь именно она и оказывается слепа в ожидании духовных перерождений. Глаза ее словно залеплены февральским снегом, и она идет за новым поводырем к новой России. Но мечтам не дано было осуществиться. События, происходящие в начале века, остались чужды для большей части интеллигенции. Она еще долго не могла оправиться от той трагедии, что пришлось пережить ей в те роковые времена.

Революционные события приносят только голод, холод и ослепление во взглядах на происходящие события. Интеллигенция, как и многие другие, вначале с восхищением принимает надвигающиеся преобразования. В этом и есть ее трагедия. Ведь именно она и оказывается слепа в ожидании духовных перерождений. Глаза ее словно залеплены февральским снегом, и она идет за новым поводырем к новой России. Но мечтам не дано было осуществиться. События, происходящие в начале века, остались чужды для большей части интеллигенции. Она еще долго не могла оправиться от той трагедии, что пришлось пережить ей в те роковые времена.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МOУ «Лицей № 7» Боровкова Наталья Геннадьевна

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

МOУ «Лицей № 7»

Боровкова Наталья Геннадьевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация. Доктор Живаго. Революционные изменения в обществе.

Автор: Боровкова Наталья Геннадьевна

Дата: 31.10.2014

Номер свидетельства: 124743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства