Презентация для урока "С.П. Алексеев. История крепостного мальчика".
Презентация для урока "С.П. Алексеев. История крепостного мальчика".
Презентация к уроку литературы в 5 классе (УМК Б. Ланина) на тему" Повесть С.П. Алексеева "История крепостного мальчика". Включает краткие сведения о писателе, вопросы для анализа произведения, исторические справки и тест из 12 вопросов. Поможет разнообразить работу на уроке и проверить знания учащихся по содержанию произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока "С.П. Алексеев. История крепостного мальчика".»
Сергей Петрович Алексеев
1922-2008г.
-известный
детский писатель
- историк
Творчество
Первая книга – «История СССР» , учебник для 4 класса.
Написал более 30 произведений по истории России.
Писатель о себе
Мне часто задают вопрос: как я стал писателем?
В детстве мечтал о многих профессиях. Хотел быть сельским извозчиком, пожарником, геологом, моторостроителем, дипломатом. Но никак не думал, что начну писать книги для детей. Многое в жизни происходит случайно…
Думал, что с авиацией будет связана вся моя жизнь. Но… Летная работа — не безопасное дело. Беда не обошла и меня. После тяжелой аварии последовал безжалостный приговор врачей: «К полетам не годен». В те годы в стране проводился конкурс на создание нового школьного учебника истории СССР для начальной школы. Я принял участие в этом конкурсе и вместе с профессором В. Г. Карцевым вышел победителем. Случайно учебник попал в руки к замечательному детскому писателю Сергею Михалкову, и он посоветовал мне написать книгу исторических рассказов для детей. Я попробовал. Книга получилась. Ее издали. Это была книга о царе Петре I «Небывалое бывает». Тут же я написал вторую книгу — «История крепостного мальчика». Так, не думая, не гадая, я и стал писать исторические книги для детей.
Историческая справка
Крепостное право в России — существовавшая, начиная с Древнерусского государстваXI века , система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина , от помещика , владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. Отменено в 1861 году.
(Из Википедии)
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего
прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея )
«История крепостного мальчика»
Как звали главного героя повести? Расскажите о нем.
( Митя Мышкин. Ничего не боялся.)
Какая беда случилась с мальчиком?
(Его продали одного, без родителей; ему было 10 лет )
Что вы можете сказать о новом хозяине героя?
(Новая хозяйка Мавра Ермолаевна была очень жестокой женщиной, каждую субботу порола крепостных розгами)
Вспомним прочитанное…
С чего началась череда злоключений для Митьки?
( спрятал розги, потом убил гуся, спалил валенки – за все били)
К какому решению пришел главный герой? Удалось ли осуществить задуманное?
(Решил сбежать, начал даже готовить сухари, но его продали немцу, а сухари нашла хозяйка и выпорола)
Были ли у Мити друзья? Расскажите о них.
(Даша -артистка, Немой -конюх)
Как и когда жизнь Митьки изменилась?
Где и как мальчик познакомился с поручиком Вяземским?
(Вяземский подобрал его в новогоднюю ночь по дороге в Петербург, когда он сбежал от немца)
Как жилось Митьке в Петербурге?
(нравилась ему такая жизнь)
Как герой попал на войну?
(Его взял с собой Вяземский)
За что Митька получил медаль?
(за спасение офицера Вяземского)
Историческая справка
Ру́сско-туре́цкие во́йны — ряд военных конфликтов между Рос-сийской и Османской империями в XVI — XX веках .
Войны шли первоначально за контроль над Кавказом, позже — за права судоходства в Черном море.
В общем счёте, русско-турецкие войны охватывают период длительностью 351 год (1568—1918 годы). За этот период Россия и Турция находились в состоянии войны 69 лет. В среднем, одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего 25 лет. (Из Википедии)
Тест
Так называлось родное Митькино село.
А) Копалкино
Б) Закопанка
В) Лопатино
Последняя роль девочки в крепостном театре.
А) мальчик
Б) принцесса
В) бабочка
3. Фамилия главного героя повести .
А) Мышкин
Б) Митин
В) Архипов
4. На этом музыкальном инстру-менте играл Митька.
А) свирель
Б) дудка
В) балалайка
В) Архип
Тест (продолжение)
«Она немцу про всех доносит» – говорил Тимка. О ком?
А) Агафья
Б) Палашка
В) Даша
Кто спас Митьку от злых собак?
А) Федька
Б) управляющий Франц Иваныч
В) поручик Вяземский
5. Так звали единственного дво-рового Мавры Ермолаевны.