Преступление и наказание в произведениях Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова.
Выполнила: Еремеева И.А.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 5»
Тип урока: обобщение.
Вид урока: дискуссия
Оборудование : тексты «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова;
Компьютер.
Цели урока: Обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях по изучению творчества Ф.М.Достоевского и Н.С.Лескова;
Ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова;
Раскрыть загадку женской души.
Есть один закон – закон нравственный. Ф.М.Достоевский.
Ход урока
Класс делится на две группы: 1-группа исследователей произведения
Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
2-группа исследователей произведения
Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
-Что объединяет эти два произведения? (преступление и наказание)
-Вспомним мотивы данных преступлений.
Работают группы над мотивами преступлений Родиона Раскольникова и Катерины Измайловой.
1группа: Мотивы преступления Р.Раскольникова:
-бедность
-теория «Кто я - тварь дрожащая или Наполеон
2группа: Мотивы преступления Катерины Измайловой:
-отсутствие связи с христианскими заповедями
-страстная сила любви
-Вспомните основные проблемы. (Проблема совести, одиночества,
неразделённой любви, нравственная и т. д.)
-Сформулируйте нравственную проблему.
Можно ли преступив законы общества, прийти к счастью?
«Есть один закон общества - закон нравственный».
Обратите внимание на эпиграф :
- Как вы понимаете эти слова?
- Соотнесите это высказывание с современной жизнью .
Герои Лескова и Достоевского уголовные преступники или жертвы? -Кто же она, Катерина Измайлова, Страстная натура или Больная душа?
Достоевский о своём герое говорит: «Больная, но живая душа».
Так ли это? Докажите.
-Кто же он, Родион Раскольников, Тварь дрожащая или Наполеон?
-Какой путь исцеления героев? Имеется ли такой путь? (Да, через страдание, через любовь, через терпение.)
-В начале романа на вопрос Раскольникова «Для чего же ходить?» Мармеладов отвечает: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». -Ответьте на вопрос: «Когда уже некуда больше идти и кому?»
-В чём вы видите нравственные уроки романов?
-Можно ли в современной жизни освободиться от насилия, злобы, вражды?
-Итак, ключевой проблемный вопрос, который мы взяли за основу романа:
«Можно ли преступив законы общества, прийти к счастью?»
Опираясь на тексты, переносим данную проблему на сегодняшний день.
Каждый ученик высказывает своё мнение .
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру по проблеме:
«Можно ли преступив законы общества, прийти к счастью?»