kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока "Проблема любви в рассказе А.П. Чехова "О любви" (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна презентация поможет учащимся 8-х классов при анализе рассказа А.П. Чехова "О любви"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Проблема любви в рассказе А.П. Чехова "О любви" (8 класс)»

Проблема любви в рассказе  А.П. Чехова «О любви»

Проблема любви в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения  Задачи: расширение представлений обучающихся о Чехове как человеке и писателе, раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика, развивать умение анализа художественного текста; воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
  • Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения

  • Задачи:
  • расширение представлений обучающихся о Чехове как человеке и писателе,
  • раскрытие особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика,
  • развивать умение анализа художественного текста;
  • воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение к предмету.
Антон Павлович  Чехов «О любви»

Антон Павлович Чехов

«О любви»

Жизнь даётся один  раз,  и хочется прожить  её бодро, осмысленно,  красиво.    А.П. Чехов

Жизнь даётся один

раз, и хочется прожить

её бодро,

осмысленно,

красиво.

А.П. Чехов

Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви» (напечатан впервые в журнале «Русская мысль» в 1898 г.) По каким признакам мы можем  объединить рассказы в трилогию? Действуют одни и те же герои: учитель гимназии Буркин ,  ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и помещик Алехин ,  каждый из которых рассказывает свою историю. Истории, в свою очередь, объединены одной общей темой — темой «футлярности».

Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви» (напечатан впервые в журнале «Русская мысль» в 1898 г.)

По каким признакам мы можем

объединить рассказы в трилогию?

Действуют одни и те же герои:

учитель гимназии Буркин ,

ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский

и помещик Алехин ,

каждый из которых рассказывает свою историю.

Истории, в свою очередь, объединены одной общей темой — темой «футлярности».

Словарная работа

Словарная работа

  • Футляр – чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов.
  • Духовный – имеющий отношение к внутреннему миру человека.
  • Скудный – то же, что и бедный, нищий, неимущий.
  • Духовное оскудение – когда человек перестаёт морально расти и развиваться и довольствуется только физиологическими потребностями.
  • Таким образом, человек словно создаёт футляр для своей души из совершенно не нужных ему правил и не хочет нарушать привычный уклад никакими эмоциональными потрясениями.
Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви - композиция произведения – рассказ в рассказе

Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви -

композиция произведения – рассказ в рассказе

Анализ С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея)  Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она ндивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

Анализ

С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея)

Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она ндивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

  • Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
  • Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, образ жизни не позволяет ему часто бывать в городе, иметь много друзей, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».
  • «Я мало-помалу перебрался вниз…». Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

  • Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Как развивались отношения между героями?

Как развивались отношения между героями?

  • Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
  • Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.  Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

  • Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.

Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Знакомство с Лугановичами Дмитрий Луганович Анна Алексеевна Милиейшая личность, добряк, простодушный, верящий всему, Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление неинтересный человек, почти старик, со скучным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов: Мужа характеризует скупо, больше отрицательно,  он соперник

Знакомство с Лугановичами

Дмитрий Луганович

Анна Алексеевна

Милиейшая личность, добряк,

простодушный, верящий всему,

Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление

неинтересный человек, почти старик, со скучным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье

Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов:

Мужа характеризует скупо, больше отрицательно,

он соперник

Какие вопросы мучают  Алёхина и Анну Алексеевну?   Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?»,  «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?»  Подобными вопросами задавалась и героиня.

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

  • Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:

«К чему может повести наша любовь?»,

«Честно ли это?»,

«Куда бы я мог вести её?»,

«Как бы долго продолжалось наше счастье?»

Подобными вопросами задавалась и героиня.

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны? Рассуждения Алехина Рассуждения Анны Алексеевны «Куда бы я мог ее увести?» «Принесет ли мне счастье ее любовь?» Думала о муже, о детях, о матери  Страшно и неудобно сказать им правду. Итог любви: Анна Алексеевна заболела, испытывает раздражение по отношению к  Алехину, который ничего не предпринимал и продолжал приходить в гости. Лугановичи уезжают. В вагоне состоялся разговор перед разлукой навсегда.

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны?

Рассуждения Алехина

Рассуждения Анны Алексеевны

«Куда бы я мог ее увести?»

«Принесет ли мне счастье ее любовь?»

Думала о муже, о детях, о матери

Страшно и неудобно сказать им правду.

Итог любви: Анна Алексеевна заболела,

испытывает раздражение по отношению к

Алехину, который ничего не предпринимал и

продолжал приходить в гости. Лугановичи

уезжают. В вагоне состоялся разговор перед

разлукой навсегда.

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?   На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

  • Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Словарная работа.    Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

Словарная работа. Что такое счастье?

  • В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья:

«Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

Что мешает счастью героев?

Что мешает счастью героев?

  • Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи… Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Какое значение имеют картины природы в рассказе? « НАЧАЛО  Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

Какое значение имеют картины природы в рассказе?

  • « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

  • В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.
Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни? Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.

Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни?

Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.

ВЫВОД

ВЫВОД

  • Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь
  • Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще.
  • Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему.
  • По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация урока "Проблема любви в рассказе А.П. Чехова "О любви" (8 класс)

Автор: Татьяна Юрьевна Старцева

Дата: 04.02.2024

Номер свидетельства: 645107


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства