Презентация урока "М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне".
Презентация урока "М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне".
Данная презентация предназначена для учащихся 8-х классов, содержит биографические сведения о писателе, анализ рассказа "Пенсне", тест-опрос с ответами по рассказу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;
воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.
Все вещи таят в себе загадку
(Эрнст Симон Блох)
Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои - прототипов.
Творчество Михаила Андреевича Осоргина (1878-1942) до конца 1980-х годов XX в. было почти неизвестно читателям нашей страны, хотя по его собственному признанию, писатель «хотел бы печататься только в России»
М.А. Осоргин (настоящая фамилия Ильин) родился в Перми, принадлежал к старинной дворянской семье.
Отец писателя, юрист, обедневший помещик, принимал деятельное участие в подготовке и проведении реформы, отменившей крепостное право, мать была хорошо образована, владела несколькими языками. Ее переводы иногда печатались в губернской газете.
Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами.
«Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».
«Когда я родился, матери не было ещё и 30, но жизнь в провинциальном городе была однообразна и скучна, а большая семья требовала вечных мелких забот. Мать не только всех нас подготовила к гимназии, не только
помогала нам готовить уроки, но и лечила всех сама простыми и испытанными средствами.
Мало оставалось у матери свободного от забот времени. И вокруг ласковых голубых глаз появились тонкие морщинки.»
Мемуарная проза «Портрет матери»
МУЖСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ
Печататься Осоргин начал в гимназические годы. Затем подрабатывал репортером, чтобы иметь возможность закончить университет, не оставил журналистики и позднее.
В этом здании учился замечательный русский писатель Михаил Андреевич ОСОРГИН
1878-1942
Мемориальная доска на здании Медицинской академии (бывшая мужская гимназия)
Далее жизненная дорога привела его на юридический факультет Московского университета. Ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве всякий находит родное...»). 1902 года началась его адвокатская работа в Москве.
Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».
М.А. Осоргин был выслан из СССР осенью 1922 г. на так называемом «философском пароходе» вместе с группой писателей, философов, ученых.
Книги М.А. Осоргина стали доступны широкому читателю в России только в 1989 г.
С момента высылки он всегда находился в центре культурной жизни русского зарубежья. Осоргин очень много работал, печатался в газетах и журналах Берлина, Парижа, Праги, Варшавы, Нью-Йорка, Шанхая, Стокгольма, Риги.
Бежав в июне 1940 вместе с женой из Парижа, Осоргин обосновался в городке Шабри на юге Франции. Корреспонденции Осоргина публиковались в “Новом русском слове” (1940-42) под общим названием “Письма из Франции” и “Письма о незначительном”.
Скончавшийся в разгар войны, писатель был похоронен в Шабри, месте своего последнего изгнанничества .
«Я чувствовал себя
дома на берегах
Камы и Волги,
в Москве…
на местах работы,
в ссылках,
даже тюрьмах,
вне России никогда
не ощущал себя
«дома»,
как бы ни свыкался
со страной,
с народом, с языком.
Это не
патриотическая
чувствительность,
а природная
неспособность к акклиматизации…».
«Времена»
«Кама для меня как бы мать моего мира, и уж от неё всё пошло, и реки меньшие, и почва, на которой я стою. И моё семя вычерпано с илом со дна реки Камы, и потому я северянин, блондин, всебожник, поэт, анархист и старовер».
Мемуары «Детство»
Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли:страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей.
Пенсне – это очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.
Осоргин развертывает перед читателями реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь обычного предмета.
Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления;
метафора(гр.metaphora- перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Вещамприсущи человеческие качества, они наделены чувствомюмора.
Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан,
реакционная стеариновая свечка,
интеллигент-термометр,
неудачник из мещан - носовой платок,
вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.
Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.
Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.
Синтаксические приемы -риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»;
многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю;грамматические -употребление глаголов второго лица в настоящем времени(«шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;
интонационные(много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи): «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д.
В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)
Пересказ текста
Какова история карандаша?
Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
Пересказ текста
Что же случилось с пенсне?
Какая история с ним произошла?
Пересказ текста
Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Итог урока
Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?
Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Тест-опрос
1. Дополните глаголами-действиями из текста:
Часы- … Печка -… Письмо - … Ножницы - … Книги - … Шляпа -…
2. Какая черта из жизни вещей занимала рассказчика?
3. Какие предметы теряет человек, любящий читать в постели?
4. Что потерял рассказчик, сидя в кресле?
5. Что предпринял рассказчик, чтобы найти потерянный предмет?
6. Как нашелся предмет?
7. Дополните: Где оно (пенсне)…? Что оно (пенсне)…?