kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока "М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для учащихся 8-х классов, содержит биографические сведения о писателе, анализ рассказа "Пенсне", тест-опрос с ответами по рассказу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне".»

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Цели:  познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение;  развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.

Цели: 

познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»;

повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; 

развивать навыки выразительного чтения, анализа текста;

воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.

Все вещи таят в себе загадку (Эрнст Симон Блох)

Все вещи таят в себе загадку

(Эрнст Симон Блох)

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои - прототипов.

Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. «Наше поколение, - говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои - прототипов.

Творчество Михаила Андреевича Осоргина (1878-1942) до конца 1980-х годов XX в. было почти неизвестно читателям нашей страны, хотя по его собственному признанию, писатель «хотел бы печататься только в России»

Творчество Михаила Андреевича Осоргина (1878-1942) до конца 1980-х годов XX в. было почти неизвестно читателям нашей страны, хотя по его собственному признанию, писатель «хотел бы печататься только в России»

М.А. Осоргин (настоящая фамилия Ильин) родился в Перми, принадлежал к старинной дворянской семье.  Отец писателя, юрист, обедневший помещик, принимал деятельное участие в подготовке и проведении реформы, отменившей крепостное право, мать была хорошо образована, владела несколькими языками. Ее переводы иногда печатались в губернской газете.
  • М.А. Осоргин (настоящая фамилия Ильин) родился в Перми, принадлежал к старинной дворянской семье.
  • Отец писателя, юрист, обедневший помещик, принимал деятельное участие в подготовке и проведении реформы, отменившей крепостное право, мать была хорошо образована, владела несколькими языками. Ее переводы иногда печатались в губернской газете.
Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами.  «Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами.

«Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

«Когда я родился, матери не было ещё и 30, но жизнь в провинциальном городе была однообразна и скучна, а большая семья требовала вечных мелких забот. Мать не только всех нас подготовила к гимназии, не только помогала нам готовить уроки, но и лечила всех сама простыми и испытанными средствами. Мало оставалось у матери свободного от забот времени. И вокруг ласковых голубых глаз появились тонкие морщинки.»  Мемуарная проза «Портрет матери»

«Когда я родился, матери не было ещё и 30, но жизнь в провинциальном городе была однообразна и скучна, а большая семья требовала вечных мелких забот. Мать не только всех нас подготовила к гимназии, не только

помогала нам готовить уроки, но и лечила всех сама простыми и испытанными средствами.

Мало оставалось у матери свободного от забот времени. И вокруг ласковых голубых глаз появились тонкие морщинки.»

Мемуарная проза «Портрет матери»

МУЖСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ  Печататься Осоргин начал в гимназические годы. Затем подрабатывал репортером, чтобы иметь возможность закончить университет, не оставил журналистики и позднее.

МУЖСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Печататься Осоргин начал в гимназические годы. Затем подрабатывал репортером, чтобы иметь возможность закончить университет, не оставил журналистики и позднее.

В этом здании учился замечательный русский писатель Михаил Андреевич ОСОРГИН  1878-1942 Мемориальная доска на здании Медицинской академии (бывшая мужская гимназия)

В этом здании учился замечательный русский писатель Михаил Андреевич ОСОРГИН

1878-1942

Мемориальная доска на здании Медицинской академии (бывшая мужская гимназия)

         Далее жизненная дорога привела его на юридический факультет Московского университета. Ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве всякий находит родное...»). 1902 года началась его адвокатская работа в Москве. Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».

         Далее жизненная дорога привела его на юридический факультет Московского университета. Ему сразу полюбилась Москва («Душа с ней сразу сроднилась, в Москве всякий находит родное...»). 1902 года началась его адвокатская работа в Москве.

Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».

М.А. Осоргин был выслан из СССР осенью 1922 г. на так называемом «философском пароходе» вместе с группой писателей, философов, ученых. Книги М.А. Осоргина стали доступны широкому читателю в России только в 1989 г.

М.А. Осоргин был выслан из СССР осенью 1922 г. на так называемом «философском пароходе» вместе с группой писателей, философов, ученых.

Книги М.А. Осоргина стали доступны широкому читателю в России только в 1989 г.

С момента высылки он всегда находился в центре культурной жизни русского зарубежья. Осоргин очень много работал, печатался в газетах и журналах Берлина, Парижа, Праги, Варшавы, Нью-Йорка, Шанхая, Стокгольма, Риги. Бежав в июне 1940 вместе с женой из Парижа, Осоргин обосновался в городке Шабри на юге Франции. Корреспонденции Осоргина публиковались в “Новом русском слове” (1940-42) под общим названием “Письма из Франции” и “Письма о незначительном”.  Скончавшийся в разгар войны, писатель был похоронен в Шабри, месте своего последнего изгнанничества .

С момента высылки он всегда находился в центре культурной жизни русского зарубежья. Осоргин очень много работал, печатался в газетах и журналах Берлина, Парижа, Праги, Варшавы, Нью-Йорка, Шанхая, Стокгольма, Риги.

Бежав в июне 1940 вместе с женой из Парижа, Осоргин обосновался в городке Шабри на юге Франции. Корреспонденции Осоргина публиковались в “Новом русском слове” (1940-42) под общим названием “Письма из Франции” и “Письма о незначительном”.

Скончавшийся в разгар войны, писатель был похоронен в Шабри, месте своего последнего изгнанничества .

«Я чувствовал себя  дома на берегах Камы и Волги, в Москве… на местах работы, в ссылках, даже тюрьмах, вне России никогда не ощущал себя «дома», как бы ни свыкался  со страной, с народом, с языком. Это не патриотическая чувствительность, а природная неспособность к акклиматизации…».  «Времена»

«Я чувствовал себя

дома на берегах

Камы и Волги,

в Москве…

на местах работы,

в ссылках,

даже тюрьмах,

вне России никогда

не ощущал себя

«дома»,

как бы ни свыкался

со страной,

с народом, с языком.

Это не

патриотическая

чувствительность,

а природная

неспособность к акклиматизации…».

«Времена»

«Кама для меня как бы мать моего мира, и уж от неё всё пошло, и реки меньшие, и почва, на которой я стою. И моё семя вычерпано с илом со дна реки Камы, и потому я северянин, блондин, всебожник, поэт, анархист и старовер».      Мемуары «Детство»

«Кама для меня как бы мать моего мира, и уж от неё всё пошло, и реки меньшие, и почва, на которой я стою. И моё семя вычерпано с илом со дна реки Камы, и потому я северянин, блондин, всебожник, поэт, анархист и старовер».

Мемуары «Детство»

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли:  страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей.

Все творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе, пристальное внимание ко всему живущему на земле и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей.

Пенсне – это очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. Осоргин развертывает перед читателями реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь обычного предмета.

Пенсне – это очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

Осоргин развертывает перед читателями реально-реалистическое повествование о путешествии пенсне, показывая самостоятельную жизнь обычного предмета.

Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
  • Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления;  метафора(гр. metaphora - перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
  • Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления;

  • метафора(гр. metaphora - перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувст вом юмора.  Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан,

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувст вом юмора.

Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан,

  • реакционная стеариновая свечка,
  • интеллигент-термометр,
  • неудачник из мещан - носовой платок,
  • вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
  • Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания.
  • Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.
  • Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.
  • Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.
Синтаксические приемы - риторический вопрос : «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»; многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические - употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи) : «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д.
  • Синтаксические приемы - риторический вопрос : «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»;
  • многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические - употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;
  • интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи) : «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д.
В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)
  • В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)
Пересказ текста

Пересказ текста

  • Какова история карандаша?
  • Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
Пересказ текста

Пересказ текста

  • Что же случилось с пенсне?
  • Какая история с ним произошла?
Пересказ текста

Пересказ текста

  • Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
  • Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Итог урока Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.  Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Итог урока

Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?

Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.

Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

Тест-опрос 1. Дополните глаголами-действиями из текста: Часы- …  Печка -… Письмо - … Ножницы - … Книги - … Шляпа -… 2. Какая черта из жизни вещей занимала рассказчика? 3. Какие предметы теряет человек, любящий читать в постели? 4. Что потерял рассказчик, сидя в кресле? 5. Что предпринял рассказчик, чтобы найти потерянный предмет? 6. Как нашелся предмет? 7. Дополните: Где оно (пенсне)…? Что оно (пенсне)…? 8. Как наказал рассказчик найденный предмет? 9. Как «отомстил» предмет хозяину?

Тест-опрос

1. Дополните глаголами-действиями из текста:

Часы- …  Печка -… Письмо - … Ножницы - … Книги - … Шляпа -…

2. Какая черта из жизни вещей занимала рассказчика?

3. Какие предметы теряет человек, любящий читать в постели?

4. Что потерял рассказчик, сидя в кресле?

5. Что предпринял рассказчик, чтобы найти потерянный предмет?

6. Как нашелся предмет?

7. Дополните: Где оно (пенсне)…? Что оно (пенсне)…?

8. Как наказал рассказчик найденный предмет?

9. Как «отомстил» предмет хозяину?

Ответы тест-опроса 1.      Шагают… Мыслит…Кричат… Дышат… передразнивает владельца… 2.       Страсть к путешествиям. 3.       Карандаш, ножик, спички. 4.       Пенсне. 5.       Уборку квартиры. 6.       Рассказчик искал карандаш. 7.       Где оно шлялось? Что оно перевидало? 8.       Заставил простоять несколько часов. 9.       Пенсне упало и разбилось.

Ответы тест-опроса

1.      Шагают… Мыслит…Кричат… Дышат… передразнивает владельца…

2.       Страсть к путешествиям.

3.       Карандаш, ножик, спички.

4.       Пенсне.

5.       Уборку квартиры.

6.       Рассказчик искал карандаш.

7.       Где оно шлялось? Что оно перевидало?

8.       Заставил простоять несколько часов.

9.       Пенсне упало и разбилось.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация урока "М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне".

Автор: Татьяна Юрьевна Старцева

Дата: 10.03.2024

Номер свидетельства: 646900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства