Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сны и сноведения в русской литературе"»
Тема: Сны и сновидения в русской литературе 19 века
Хабарова Татьяна Ивановна
МАОУ СОШ №36
Г. Златоуст
Сон - это иной мир, в который мы погружаемся после трудного дня.
«Сон - это состояние спящего, отдых тела» В.И. Даль
«Периодически наступающее физиологическое состояние, противоположное бодрствованию, на время которого полностью или частично прекращается работа сознания» Д.Н.Ушаков
Сон как художественный прием и различные подходы к его изучению
Мир снов и сновидений с давних времен интересовал человека. Для него сон всегда был загадкой, тайной, ведь неизвестно, что происходит с сознанием человека во сне. Еще Аристотель в трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» предположил, что сновидения – это явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа и представляющие собой результат специфической деятельности мозга. Древнегреческий философ Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения.
Сны и сновидения во все времена интересовали писателей и поэтов. Можно вспомнить произведения мировой литературы, в названия которых вынесено слово «сон»: «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Сон» Дж. Г. Байрона, «Сновидение» А.С. Пушкина, «Сон» М. В. Лермонтова, «Дядюшкин сон», Ф.М. Достоевского.
«Дядюшкин сон» Ф.М.Достоевский «Сон в летнюю ночь» В.Шекспир
Сновидение превратилось в метод характеристики персонажей. Сон в литературном художественном произведении помогает читателю проникнуть в глубинные, природные, пласты подсознания литературных героев.
В русской литературе сны всегда играли большую роль. Многие писатели делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры, причины их поступков, отношение к людям и к себе . Авторы часто прибегают к такому приему как раскрытие личности персонажа через его сон .
Роль сновидений в произведениях русских писателей XIX века
Сон Светланы баллада В.А. Жуковского «Светлана»
2.1. Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
2.3. "Сон Петра Гринева" из романа "Капитанская дочка" Пушкина
Сон – это удивительное, средство раскрытия душевного склада героя, это ключ к пониманию его души. . Поэтому сон играет большую роль в русской литературе.
Художественный приём сновидения писатели и поэты применяли для усиления фантастического и мистического.
Сон является достаточно распространённым литературным приёмом. Через сон можно раскрыть характер героя, его психологическое состояние, внутренний мир, а также полностью раскрыть героя как личность.
Сны и видения исключительно важны для понимания движения сюжета и развития ключевых образов литературных произведений, они всегда что-то «предвещают» и нуждаются в расшифровке, поэтому и вызывают большой интерес у читателей.
Список используемой литературы:
1. Большой современный толковый словарь русского языка. https://slovar.cc/rus/tolk.html
2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. – М.: Наука, 1974. 207 с.
3. Ершенко Ю.О. Поэтика сна в творчестве А.С. Пушкина. http://cheloveknauka.com/poetika-sna-v-tvorchestve-apushkina#ixzz4PLHaWqww
4. Камедина Л. Текст в диалоге с читателем. https://books.google.com.ua/books?isbn=5457909301
5. Кумбашева Ю.А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века. http://cheloveknauka.com/poetika-sna-v-tvorchestve-a-spushkina#ixzz4PLIvuwL9
6. Лотман Ю.М.Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий / Ю. М. Лотман. – М.: Просвещение, 1983. – 416 с.