kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по литературе на тему "Поэтическое творчество Марины Цветаевой «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь»" (11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить знания  учащихся  о жизни и творчестве М.Цветаевой. Разобраться в причинах, приведших  к трагической  гибели. Понять сложный мир поэта  «предельной правды  чувства» и  лирической героини  поэзии М.Цветаевой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему "Поэтическое творчество Марины Цветаевой «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь»" (11 класс)»

Урок – встреча с элементами интерактивного обучения

Тема. Поэтическое творчество Марины Цветаевой
«
Возьмите стихи – это и есть моя жизнь».
Комплексная дидактическая цель:
Образовательная цель:
Углубить знания учащихся о жизни и творчестве М.Цветаевой;
Разобраться в причинах, приведших к трагической гибели;
Понять сложный мир поэта «предельной правды чувства» и лирической
героини поэзии М.Цветаевой.
Развивающая цель:
Развивать связную речь учащихся;
Совершенствовать навыки анализа стихотворения, делать выводы на

основе сопоставления, самостоятельно принимать полученные знания
при самоконтроле и взаимоконтроле;
Учить давать оценку и самооценку, работать в творческих группах
при интерактивных формах обучения.
Воспитательная цель:
Выработать у учащихся стремление к активной познавательной
деятельности посредством приобщения к изучению поэзии, чтению
книг;
Стимулировать учащихся в процессе учебной деятельности к
самоорганизации и организации других;
Учить умению давать объективную оценку своей деятельности и своих
одноклассников, быть доброжелательным во взаимоотношениях;
Способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
Побудить учащихся к размышлению, сопереживанию; воспитывать
чувство сопричастности каждого с жизнью своего народа и своей
Родины.
Тип урока: комбинированный.
Вид контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование: портрет М.Цветаевой, фотографии фасада государственного
музея изобразительных искусств А.С.Пушкина; поэтические сборники
М.Цветаевой; музыкальные записи шедевров Р.Шумана, Л.Бетховена,
В.Моцарта, П.Чайковского
Эпиграф. Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
М.И.Цветаева

Ход урока
I.Организационный момент
Создание благоприятной атмосферы на уроке. Звучит музыка из фильма
«Ирония судьбы».
II.Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся
1.Слово учителя
Учитель объявляет тему урока и ставит проблемный вопрос, на основе
которого учащиеся определяют цели урока.
«Почему крылатая душа М.И.Цветаевой стала скиталицей, а потом
добровольно ушла в вечность?»
Для того чтобы ответить на вопрос, к нам приглашаем группы
заинтересованных людей:
1 группа – художники – 5 человек;
2 группа – ассистенты художника – 2 человека;
3 группа – литературоведы – 4 человека;
4 группа – журналисты - 4 человека;
5 группа – музыканты – 3 человека;
6 группа – эксперты – наблюдатели – 3 человека.
Так как класс уже подготовлен к этому завершающему уроку, то многие
получили опережающее задание: создать кроссворды, коллажи, выучить
наизусть понравившиеся стихотворения, высказывания по данному вопросу.
III. Восприятие нового материала.
Журналист 1.
По нашей просьбе музыканты подобрали классические произведения,
помогающие раскрыть весь драматизм жизни М.И.Цветаевой, многогранность её творчества.
Журналист 2.
Наша группа, состоящая из 4-х человек, проведёт журналистское расследование и постарается дать ответ на волнующий нас до сих пор
вопрос: «Почему ушла из жизни Марина Цветаева?»
Слово предоставляется литературоведам, которые расскажут, насколько
была благоприятна атмосфера для развития поэтического таланта
Марины Цветаевой.
Литературовед 1.
М.И.Цветаева по происхождению принадлежала к научно – художественной
интеллигенции. Отец – профессор Московского университета, известный
филолог и искусствовед, мать – талантливая пианистка.
Стихи начинает писать с 6 лет, а в 18 лет выходит её первый сборник
«Вечерний альбом». Известный поэт Николай Гумилёв отмечает в поэзии «бездумное любование пустяками жизни», но вместе с тем видит зрелость
стихотворной речи, считая её прекрасной.
Литературовед 2.
Юную поэтессу благосклонно приняли известные поэты, критики: В.Брюсов, М.Волошин, с которым вскоре она подружилась, и своё пребывание в Коктебеле считала самым счастливым временем в своей
жизни. Волошин адресовал поэтессе преувеличенно восторженное послание,
в котором писал:
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов?
****
Я давно уж не приемлю чуда…
Но как сладко слышать: «Чудо есть!»
Макс Волошин Открыл Марине дверь в большую поэзию
Друг юности Сергей Эфрон помог издать Цветаевой 2 сборника: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913). Марина едет в Париж,

чтобы в Сорбонне прослушать курс лекций о старофранцузской литературе.
Учитель. Слово предоставляется экспертной группе, которая определяет
ценность информации, дополняет, делает выводы.
Эксперт 1.
тавитдушевной жизнью, уверенной в своих силах: « Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». Поначалу так причудливо и
совмещались в ней 2 души, два обличья: восторженная «барышня»,
поклонница Растана, погружённая в книжно – романтические грёзы и
своевольная, строптивая «бунтарка», «дерзкая кровь», которая больше
всего любит дразнить людей и «смеётся, когда нельзя». «Моё дело -
срывать все личины, иногда при этом задевая кожу, а иногда и мясо». Она
хорошо знала себе цену как поэт. В 1914 году в дневнике появится запись:
«В своих стихах я уверена непоколебимо». «О, как солнечно и как звёздно
начат жизни первый том».

Звучит первая часть ( Moderato) концерта № 2 для фортепиано с оркестром
С.Рахманинова.
Слово учителя.
Море изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное.
Море не знает покоя: с каждым его выходом волны, серебрясь и сверкая,
разбиваясь о гранитные скалы, превращаются в бренную пену.
Море бессмертно: всякий его вдох возрождает из пены, воскрешает новую
волну.
Марина – «морская», море – её лира: человека, жизни, любви.
Соната № 30 фортепиано ми мажор, сочинение № 109(ч.2 Prestissimo)
Л.Бетховена.
- Звучит стихотворение «Кто создан из камня…»
Хотелось бы представить себе эту женщину с таким романтическим именем

и такой цветочной фамилией. Посмотреть, кто и что скрывается под этим

именем.
Поможет нам в этом художник и его ассистенты.
Художник 1. На фотографии в чёрно – белом изображении мы видим лик

поэтессы. Нам бы хотелось, чтобы он заиграл, как пена морская. Мои ассистенты, исследуя стихи Марины Цветаевой, по крупицам собрали строки, в которых можно зрительно представить поэтессу. Они будут
дополнять мой рассказ:
«Марина была невелика ростом, с фигурой египетского мальчика -
широкоплеча, тонка в талии…, легки и стремительны движения. Стройная,
строгая осанка была у неё. Волосы её, золотисто – каштановые, в молодости
вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучавшегося её лицом; светлы и немеркнущи были глаза – зелёные, цвета винограда. Черты лица и контуры его были точны и чётки;

никакой расплывчивости, ничего недодуманного мастером… Лицо было
полно постоянного внутреннего движения, потаённой выразительности,
изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём».
Ассистент 1. Читают строки из стихов, воссоздающих внешность Марины
Цветаевой, из сборника «Вечерний альбом»).
Художник 2. Мои коллеги в жанре коллаж ответят на волнующий нас вопрос. В конце встречи мы увидим это.
Художник 3. Как правило, необычная внешность даётся необычному характеру. А характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Умела слушать, никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна:
молниеносным выпадом сражала оппонента.
Была действительно добра и щедра, спешила на помочь, выручить, спасти,
подставив плечо, делилась самым последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
Ассистент 1.
Илья Эренбург:«Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость
и бунтарство, предельную гордость и предельную пустоту. Её жизнь была
клубком прозрений и ошибок».
- Читают выдержки из стихотворных строк, свидетельствующие о её характере.
Эксперт 2.
Благодаря сообщениям, мы представили себе молодую женщину, которая
стремилась быть сама собой, не зависеть ни от времени, ни от среды, быть
«язычницей», «огнопоклонницей», всё своевольно и властно подчинять
собственной мечте, гордо нести в своей душе романтическое представление

о «высокой» поэзии. Поэтесса держалась особняком в литературном мире,
бросая вызов окружению.
Литературовед 3.
Декабрь 1920 год. Заснеженная Москва, переполненный зал. Политехнического музея, где Валерий Брюсов проводил «вечер поэтесс».
Выступали по большей части разукрашенные по последней моде дамочки,
баловавшиеся стишками. Цветаева шокировала их всех своей повадкой
и всем своим видом: она была в каком – то чёрном, несуразном, напоминающем подрясник платье, в валенках, перепоясанная солдатским
ремнём, с полевой офицерской сумкой на боку. Коротко остриженные
волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она каким – то
внутренним протестом. Среди никчемного птичьего щебетания звучал
голос настоящего поэта, читавшего отличные, хотя порой и страшного
фрондерские стихи.
Чтец.
- Звучат стихотворения «Мальчиком, бегущим резво…»
«Какой – нибудь предок мой был – скрипач…»
Литературовед 4.
Окрылила душу поэтессы любовь к Сергею Эфрону.
«Моя любовь – это страстное материнство, не имеющее никакого отношения к детям», - писала Марина. Сердоликовская бухта Коктебеля
подарила ей Сергея Эфрона. Высокий незнакомец попросил разрешение
помочь ей собирать красивые камни. Марина загадала: если молодой человек найдёт и подарит ей любимый генуэзский сердолик, она выйдет за него замуж. Через полгода Марина и Сергей поженились. Встречу с ним она
считала чудом.


Звучит фрагмент из «Карнавала» соч. 9, ч. 1.
(«Благородный вальс» Р.Шумана)
На фоне музыки звучит стихотворение.
Чтец.
- Чтение наизусть стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех
небес…» (август 1916г.)

Литературовед 1.
В счастливейшем 1911г. Цветаева нашла своё море, растворилась в нём,
слилась с ним, превратилась в волну.
Цветаева обещает себе никогда не расставаться с мужем, чтобы ни
случилось.
Уходя с добровольческой армией в январе 1918 г., прощаясь с семьёй,
Сергей Эфрон напишет письмо: «Мариночка, знайте, что ваше имя я крепко
ношу в сердце, что бы ни было – я Ваш вечный и верный друг. Так обо мне и
думайте. Моя последняя просьба к Вам – живите». И она жила вопреки всему.
Звучит соч. 45 Чайковского «Итальянское каприччо».
Чтец.
- Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо».
Я с вызовом ношу его кольцо.
- Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге…

В его лице я рыцарству верна.
- Всем Вам, кто жил и умирал без страху. -
Такие – в роковые времена -
Слагают стансы – и идут на плаху.

Эфрона расстреляют в октябре 1941 года – сбудется грустное пророчество
цветаевского четверостишия:
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

Эксперт 3.
Не стало рыцаря, за которым она по своей воле следовала повсюду. Исчезло
море, с которым когда – то слилась волной Марина.
Ещё один рубец, пожалуй, самый страшный в израненной душе Марины.
Журналист 3.
Марина Цветаева не поняла и не приняла Октябрь. Жена белого офицера все эти долгие годы чувствовала себя отщепенкой, поглощена ожиданием
вестей от мужа, проникнута печалью. Мы все понимаем: что – то должно
произойти в жизни Цветаевой.
Литературовед 2.
В 1922г. Марина Цветаева уезжает к мужу в Берлин, потом в Прагу, в
Париж. Поначалу эмиграция приняла поэтессу как свою. Её охотно печатали
и хвалили. Но вскоре картина изменилась. Независимость поэтессы, её смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление её творчества
раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой
всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. В 1943 году она пишет:
«Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и
моём бесправии (защиты – нет)». Чувство одиночества и тоски по родине
больно ранят душу Марины Цветаевой. Это угадывается по тональности
её стихов, она становится трагической. Поэтесса говорит: «…знаю, что до
последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам». В стихах
звучит убийственный гнев, ирония, презрение.
Чтец.
- Выразительное чтение стихотворения «Читатели газет».
«О, чёрная гора, затмившая – весь свет!..»
Эксперт 3.
Подводя итог услышанному, можем сказать, что в среде рутины и косности
поэт отстаивает право на свободу и независимость своего поэтического «Я»,
являясь врагом расизма, черносотенства, фашизма, обличителем мёртворождённой среды.
«Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!» Её стихи – крик живой,
истерзанной души. Цветаева теряла последнюю надежду – спасительную
веру в жизнь.
Журналист 4.
В 1939 году поэтесса восстанавливает своё гражданство и возвращается с
14 – летним сыном на Родину вслед за дочерью и мужем. Творчество её
оборвалось, осталось физическое существование, чувствовала себя ненужной

и чужой всюду: «Зола эмиграции… Я вся под нею…»
Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Муж и дочь оказались арестованными.
К 1941 году огонь её души погас окончательно. Грянула война. 8 августа
уехала из Москвы, а 31 августа ушла «во Вселенную».
Чтец.
- Выразительное чтение стихотворения «Вскрыла жилы: неостановимо…»
Марина Цветаева погибла, когда её реальная жизнь, решительно оттеснив
жизнь Духа, одержала победу, когда не выдержала её израненная, живая душа…
По свидетельству современников, кто – то из чекистов посетил Марину
Цветаеву буквально за день её смерти. Цель этого посещения – великая поэтесса приняла единственное решение – самоубийство.
Чтец.
- Выразительное чтение стихотворения «Пригвождена к позорному столбу»
Чтец.
- Чтение четверостишия
Рябину рубили зорькою.
Рябина – судьбина горькая.
Рябина седыми спусками…
Рябина! Судьбина русская…

IV. Итог урока
1. Эксперты представляют выводы по теме урока, отвечая на поставленный
вопрос
2. Художники показывают своё видение судьбы поэтессы в виде коллажей.
3. Оценку устным рассказам дают эксперты.
4. Журналисты знакомят слушателей с творческими работами – эссе.
5. Оценка зрителями работы чтецов (аплодисменты).
6. Итоги конкурса «Лучший кроссворд» (мнение экспертов).
7. Исполнение песни М.Цветаевой из кинофильма «Ирония судьбы» «Мне
нравится, что вы больны не мной».
V. Домашнее задание:
написать эссе «Моя Цветаева»; выучить наизусть более понравившееся
стихотворение поэтессы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Галич Ольга Юрьевна

Дата: 14.10.2025

Номер свидетельства: 675460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Презентация по литературе на тему "Поэтическое творчество Марины Цветаевой «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь»" (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_po_literature_na_temu_poeticheskoe_tvorchestvo_mariny_tsvetaevoi_1"
    ["file_id"] => string(6) "675460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1760463725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства