kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Отрицание сущности бездуховности существования (по рассказам И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи»)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая: изучить сущность человеческих отношений в рассказах
                     И.А.Бунина «Дурочка», «Красавица», «Лёгкое дыхание»;
Развивающая: развитие логического мышления, суждения учащихся,
                     творческого воображения, словесного рисования;
Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Отрицание сущности бездуховности существования (по рассказам И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи»)"»

Урок – беседа с элементами дискуссии по рассказам И.А.Бунина из цикла «Тёмные аллеи»

Тема: Отрицание сущности бездуховности существования.
Цель урока: урок поиска истины.
Вид урока: микродискуссия с элементами интерактивного обучения.
Цель урока:
Обучающая: изучить сущность человеческих отношений в рассказах
И.А.Бунина «Дурочка», «Красавица», «Лёгкое дыхание»;
Развивающая: развитие логического мышления, суждения учащихся,
творческого воображения, словесного рисования;
Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки.
Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, сборники
произведений.
«Ничего не следует делать,
не приложив ума»
Сенека

Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний, умений, навыков
Лейтмотив урока: «Ничего не следует делать, не приложив ума».
Сенека
1. Работа с лейтмотивом.
-Как следует понимать данное высказывание древнегреческого философа?
(Заслушать несколько мнений учащихся).
2. Проверка домашнего задания
Тест – контроль знания учащимися текстов рассказов Ивана Бунина
«Красавица», «Дурочка», «Лёгкое дыхание».
1) Главная героиня рассказа «Лёгкое дыхание» …
а) Катя Малютина;
б) Оля Мещерская;
в) Маргарита Наварская.
2) Вступление в рассказ «Лёгкое дыхание» содержит в себе…
а) описание детских лет главного героя;
б) описание портрета главного героя;
в) описание могильного памятника главному герою.
3) Главная героиня рассказа «Лёгкое дыхание» училась:
а) в школе;
б) в гимназии;
в) в институте благородных девиц.
4) Начальница вызывала к себе главную героиню с целью:
а) поговорить относительно успеваемости;
б) поговорить относительно поведения;
в) помочь распутать нитки в клубке.
5) С главной героиней через месяц после разговора с начальницей
случилось:
а) она стала женщиной;
б) она ушла из учебного заведения;
в) её застрелил казачий офицер
6) В рассказе «Лёгкое дыхание» определена следующая главная деталь женской красоты :
а) чёрные, кипящие смолой глаза;
б) тонкий стан;
в) лёгкое дыхание.
7) Действующих лиц в рассказе «Красавица»:
а) одно;
б) два;
в) три.
8) Мальчик – урод является одним из действующих лиц рассказа:
а) «Красавица»;
б) «Дурочка»;
в) «Лёгкое дыхание».
9) Отцом мальчика – урода был
а) семинарист;
б) чиновник казённой палаты;
в) отец не цказан.
Ответы: 1 а); 2 в); 3 б); 4 б); 5 в); 6 в); 7 в); 8 б); 9 а).
3. Беседа по вопросам:
* Что такое любовь?

* Какие отношения между противоположными полами её характеризуют?
* В чём проявляется сущность любви?
( Когда бережёшь близкого человека).
* В чём состоит сущность отношений родителей и детей?
4. Задание по рядам: кратко передать сюжет рассказов:
1 – ый ряд – «Лёгкое дыхание»;
2 – ой ряд – «Красавица»;
3 – ий ряд – «Дурочка».
III. Сообщение темы, цели урока
IV. Восприятие нового материала
1. Слово учителя
а) Словарная работа:
диалектика – это философский термин, одним из значений которого является утверждение, что в мире нет ничего такого, что бы не изменилось.
Дискуссия – это столкновение полярных мнений, вызывающих поиск
истины.
Задачи урока: изучение сущности человеческих отношений в
рассматриваемых рассказах И.А.Бунина; обратить внимание
на проблему ответственности человека за свои поступки.
Методы реализации задач урока: беседа, дискуссия с целью поиска истины,
познания диалектики души персонажей рассказов.
2. Беседа по вопросам:
- Какова взаимозависимость любви и духовности человека?
- Становишься ли духовно богаче, когда любишь или нет?
- Что отличает Олю Мещерскую от её подруг уже в 15 лет?
(Изящество, нарядность, ловкость, ясны блеск глаз – это, по Бунину,
признаки очарования, девичьей, женской красоты).
- Какова причина слухов, что Оля Мещерская ветрена и не может жить без
поклонников? ( Видное, неординарное всегда образует вокруг себя
кривотолки людей).
- Что в поведении Мещерской не понравилось начальнице гимназии?
(Причёска, дорогие гребни, дорогие туфельки, женственность в 15 лет – всё
это создаёт впечатление ветрености поведения).
- Что скрывается за признанием Ольги начальнице гимназии о её брате -
соблазнителе?
(Взрослость, дерзость, переход к пониманию иных, недетских ценностей;
диалектическое изменение души Ольги).
- Почему у Ольги появилось желание ошеломить начальницу гимназии?
( Ненависть к её брату).
- Как связано это признание с тем, что через месяц Ольгу застрелил
казачий офицер?
- Почему Ольга связалась с казачьим офицером, таким некрасивым и
плебейского вида? Как это связано с изменениями в её душе?
- Любила ли Ольга? Можно ли назвать случившееся с Ольгой её

грехопадением?
- Почему Ольга решила, что «теперь ей один выход»? Как это объясняет
её дальнейшее поведение? Не эта ли мысль вела её к трагическому

последнему аккорду в жизни?
- Сравните отношение к бытию классной дамы и Ольги. Что лучше -
выдумка или действительность?
- Какая символика заложена в названии рассказа «Лёгкое дыхание»?
Можно ли сравнить Ольгу Мещерскую с мотыльком, влетающим в
огонь?
- Что погубило Ольгу?
- Что духовно губит взрослых людей в рассказе «Красавица»?
- Почему мачеха возненавидела пасынка?
- Почему отец не встал на защиту интересов сына?
- Каким (по характеру) вырастет мальчик?
- Что можно сказать о духовности героев рассказа «Дурочка»?
а) Семинариста, будущего студента духовной академии;
б) дьякона и дьяконицы – родителей семинариста;
в) кухарки.
V. Подведение итогов урока, комментирование оценок за ответы на уроке,
VI. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему: «Взаимосвязь силы любви и сущности , бездуховности существования».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Галич Ольга Юрьевна

Дата: 24.12.2025

Номер свидетельства: 679762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства