kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация научного проекта на тему «"Буран в произведениях русских писателей XIX – начала XX веков как отражение эпохи и судьбы человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе над проектом ориентировались на то, чтобы осмыслить роль пейзажа (бурана), приёмы его воспроизведения и художественные особенности в русской литературе19-вначале 20 веков; определить, как взаимодействуют мотив стихии и мотивы "страшного мира" начала 20 века

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация научного проекта на тему «"Буран в произведениях русских писателей XIX – начала XX веков как отражение эпохи и судьбы человека»»

Средняя общеобразовательная школа № 37 «Буран в произведениях русских писателей XIX – начала XX веков как отражение эпохи и судьбы человека»  Проект  ученицы 9 класса Кенжегалиевой Гульнары

Средняя общеобразовательная школа № 37

«Буран в произведениях русских писателей XIX – начала XX веков как отражение эпохи и судьбы человека»

Проект

ученицы 9 класса

Кенжегалиевой Гульнары

Цель исследования:

Цель исследования:

  • выявить взаимообусловленность законов, по которым живут человек и стихия (метель);
  • определить роль метели как образ – символ;
Задачи:

Задачи:

  • осмыслить роль пейзажа (бурана), приемы его воспроизведения и художественные особенности в русской литературе XIX – начала XX веков;
  • рассмотреть проблему родственности и враждебности явлений природы человеческой душе;
  • определить, как взаимодействуют мотив стихии и мотивы «страшного мира» начала XX века;
  • исследование оформить для использования на уроках литературы.
Лирика (Стихотворение Пушкина «Бесы») Объект исследования Прозаические произведения русских писателей XIX – начала XX веков.

Лирика

(Стихотворение

Пушкина «Бесы»)

Объект

исследования

Прозаические

произведения

русских писателей

XIX – начала XX

веков.

- - Предмет исследования Пейзажные зарисовки, изображающие  картины бурана в произведениях  А.С. Пушкина В.А. Соллогуба И.А. Бунина С.Т. Аксакова

-

-

Предмет

исследования

Пейзажные

зарисовки,

изображающие

картины бурана

в произведениях

А.С. Пушкина

В.А. Соллогуба

И.А. Бунина

С.Т. Аксакова

Метод исследования Сравнения и  сопоставления Аналитическое чтение

Метод

исследования

Сравнения и

сопоставления

Аналитическое

чтение

Гипотеза:  В заимодействие человеческих страстей и природной стихии. Зимняя стихия предопределяет участь главных героев, волей судьбы попавших в метель (буран).

Гипотеза:

В заимодействие человеческих страстей и природной стихии. Зимняя стихия предопределяет участь главных героев, волей судьбы попавших в метель (буран).

Актуальность:    Я считаю эту тему оригинальной и актуальной, поскольку причины удачливости других всегда волнуют людей. Кроме того, сказки наши «первые учителя». Именно эти незатейливые произведения заставляли нас страдать и переживать, радоваться, учиться делать выводы.  Взрослым небесполезно для воспитания знать, кто положительный герой ребенка в литературе и детский идеал . Узнать, что вкладывали в образы простодушных героев наши предки- тоже одна из интересных тем для изучения.

Актуальность:

Я считаю эту тему оригинальной и актуальной, поскольку причины удачливости других всегда волнуют людей. Кроме того, сказки наши «первые учителя». Именно эти незатейливые произведения заставляли нас страдать и переживать, радоваться, учиться делать выводы.

Взрослым небесполезно для воспитания знать, кто положительный герой ребенка в литературе и детский идеал . Узнать, что вкладывали в образы простодушных героев наши предки- тоже одна из интересных тем для изучения.

Новизна работы   Заключается в том, что мы, анализируя произведения русских писателей, сравнили картины бесовского наваждения в стихотворении «Бесы» и повести «Метель» Пушкина, буран в изображении Пушкина и Соллогуба, Пушкина и Аксакова, рассмотрели роль снежной бури в рассказе Бунина, охарактеризовали зимнюю стихию и ее художественную роль в литературе начала XX века.

Новизна работы Заключается в том, что мы, анализируя произведения русских писателей, сравнили картины бесовского наваждения в стихотворении «Бесы» и повести «Метель» Пушкина, буран в изображении Пушкина и Соллогуба, Пушкина и Аксакова, рассмотрели роль снежной бури в рассказе Бунина, охарактеризовали зимнюю стихию и ее художественную роль в литературе начала XX века.

Ожидаемый результат:  Моя работа поможет лучше понять глубину смыслового содержания произведений.

Ожидаемый результат:

Моя работа поможет лучше понять глубину смыслового содержания произведений.

Функции пейзажа в художественном произведении очень многообразны. С помощью пейзажных зарисовок воссоздается внутренний мир самого автора. Это важный композиционный элемент, помогающий воссоздать реальное время и пространство Пейзаж – это композиционная вставка, которая задерживает развитие действия, замедляет ход сюжета Пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира героя.

Функции пейзажа в художественном произведении очень многообразны.

С помощью пейзажных зарисовок воссоздается внутренний мир самого автора.

Это важный композиционный элемент, помогающий воссоздать реальное время и пространство

Пейзаж – это композиционная вставка, которая задерживает развитие действия, замедляет ход сюжета

Пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира героя.

А. С. Пушкина очень интересовала тема рока и предопределенности в жизни человека. Он верил в судьбу, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о роковых случайностях. Метель — очень важный символ в пушкинской дьяволиаде. Мчится вьюга в «Бесах». В повести «Метель» совершается брак по недоразумению (вместо тайного брака без благословения: открыт путь бесовской путанице).

А. С. Пушкина очень интересовала тема рока и предопределенности в жизни человека. Он верил в судьбу, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о роковых случайностях.

Метель — очень важный символ в пушкинской дьяволиаде. Мчится вьюга в «Бесах». В повести «Метель» совершается брак по недоразумению (вместо тайного брака без благословения: открыт путь бесовской путанице).

Во время бурана (в повести «Капитанская дочка») Гринёв встречает Пугачёва, совсем как в «Бесах»: Там верстою небывалой Он торчал передо мной. ……………………………… Кони стали. «Что там в поле?» – «Кто их знает? пень иль волк?»

Во время бурана (в повести «Капитанская дочка») Гринёв встречает Пугачёва, совсем как в «Бесах»:

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной.

………………………………

Кони стали. «Что там в поле?» –

«Кто их знает? пень иль волк?»

Когда и почему возник образ метели в творчестве Пушкина?  Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года, порой его литературных занятий, а приходилось хлопотать о житейских нуждах, да и свадьба его была под вопросом.  Поэтому не случайно одним из первых стихотворений болдинской осени 30-гo года стало стихотворение «Бесы» – самый точный снимок душевного состояния поэта в эти дни.

Когда и почему возник образ метели в творчестве Пушкина?

Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года, порой его литературных занятий, а приходилось хлопотать о житейских нуждах, да и свадьба его была под вопросом.

Поэтому не случайно одним из первых стихотворений болдинской осени 30-гo года стало стихотворение «Бесы» – самый точный снимок душевного состояния поэта в эти дни.

Фольклорные образы  Среди этой круговерти поэт обмолвился ещё одним фольклорным образом, каламбурно обыгрывающим его предсвадебные заботы: «Домового ли хоронят, // Ведьму ль замуж выдают?» Домовой смертен, поэтому у Пушкина домового... хоронят. На смену старому домовому приходит молодой. Ведьмы и бесы – злые существа. Бес может вселиться в человека и мучить его. Может запутать человека, и тот собьётся с пути: «Сбились мы. Что делать нам?»  В этих двух строчках тема женитьбы в переосмысленном виде прорвалась в текст. В образе бесовского праздника можно увидеть причудливо переплетённые отголоски мыслей о предстоящей свадьбе, о холерных смертях, о холере, угрожающей невесте.

Фольклорные образы

Среди этой круговерти поэт обмолвился ещё одним фольклорным образом, каламбурно обыгрывающим его предсвадебные заботы: «Домового ли хоронят, // Ведьму ль замуж выдают?» Домовой смертен, поэтому у Пушкина домового... хоронят. На смену старому домовому приходит молодой. Ведьмы и бесы – злые существа. Бес может вселиться в человека и мучить его. Может запутать человека, и тот собьётся с пути: «Сбились мы. Что делать нам?»

В этих двух строчках тема женитьбы в переосмысленном виде прорвалась в текст. В образе бесовского праздника можно увидеть причудливо переплетённые отголоски мыслей о предстоящей свадьбе, о холерных смертях, о холере, угрожающей невесте.

Картины бесовского наваждения в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель»  Картины бесовского наваждения в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель» разительно похожи. Марью Гавриловну накануне бегства с любимым «поминутно пробуждают ужасные мечтания: то казалось ей, что… отец её останавливал, с мучительной быстротою тащил её по снегу и бросал в тёмное, бездонное подземелье... и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного... другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим» .

Картины бесовского наваждения в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель»

Картины бесовского наваждения в стихотворении «Бесы» и в повести «Метель» разительно похожи. Марью Гавриловну накануне бегства с любимым «поминутно пробуждают ужасные мечтания: то казалось ей, что… отец её останавливал, с мучительной быстротою тащил её по снегу и бросал в тёмное, бездонное подземелье... и она летела стремглав с неизъяснимым замиранием сердца; то видела она Владимира, лежащего на траве, бледного, окровавленного... другие безобразные, бессмысленные видения неслись перед нею одно за другим» .

Метель в повести – это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, не подвластные человеку силы. Фраза «поручив барышню попечению судьбы» закрепляет параллель

Метель в повести – это образ, олицетворяющий высшие, необъяснимые, не подвластные человеку силы. Фраза «поручив барышню попечению судьбы» закрепляет параллель "метель – судьба".

Сравним с этой картиной тёмную бездну ночи, ночного неба, «бесконечных, безобразных» бесов, несущихся в этом небе .

Характеристика  Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма. Нет Божьего благословения – нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого конём не объедешь. Впоследствии она чувствует симпатию к своему неизвестному мужу (ведь таинство брака свершилось и они — муж и жена перед Богом). И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился в метели и оказался у известной церкви». Метель «помогла» раскрыться характеру каждого из них, затем пропала, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» .

Характеристика

Трижды возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев. Образ метели-судьбы тесно связан с образом Божьего храма. Нет Божьего благословения – нет пути. Один из героев, Владимир, обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу. Марью Гавриловну же метель-судьба соединяет с её суженым, которого конём не объедешь. Впоследствии она чувствует симпатию к своему неизвестному мужу (ведь таинство брака свершилось и они — муж и жена перед Богом). И Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже следует Божьему промыслу. Он тоже «заблудился в метели и оказался у известной церкви». Метель «помогла» раскрыться характеру каждого из них, затем пропала, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, «устланную белым волнистым ковром» .

«Метель» Пушкина и Соллогуба В 1849 году писатель В.А. Соллогуб опубликовал рассказ, который назывался по-пушкински – «Метель». «В обоих произведениях метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни. Только пушкинская «Метель» соединила судьбы Марьи Гавриловны и Бурмина, а соллогубовская – подарила радость встречи и рождение любви».  Очень похожи «милые героини, которых закружила метель-непогода, метель-жизнь, даря одной супружество, другой – любовь». Сходными являются и мотивы случайной встречи в жизни девушек.

«Метель» Пушкина и Соллогуба

В 1849 году писатель В.А. Соллогуб опубликовал рассказ, который назывался по-пушкински – «Метель».

«В обоих произведениях метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни. Только пушкинская «Метель» соединила судьбы Марьи Гавриловны и Бурмина, а соллогубовская – подарила радость встречи и рождение любви».

Очень похожи «милые героини, которых закружила метель-непогода, метель-жизнь, даря одной супружество, другой – любовь». Сходными являются и мотивы случайной встречи в жизни девушек.

Буран как символ-предзнаменование в повести «Капитанская дочка» Если в «Метели» снежная стихия олицетворяет судьбу, помогающую героине странным образом обрести счастье, то в «Капитанской дочке» символический образ бурана помогает постичь мятежный характер того явления, которое называется «русским бунтом», и приблизиться к пониманию сущности человека, ставшего вождем народного восстания.  Ключевую роль в повести играет глава «Вожатый», в которой наиболее полно отразилась художественная идея

Буран как символ-предзнаменование

в повести «Капитанская дочка»

Если в «Метели» снежная стихия олицетворяет судьбу, помогающую героине странным образом обрести счастье, то в «Капитанской дочке» символический образ бурана помогает постичь мятежный характер того явления, которое называется «русским бунтом», и приблизиться к пониманию сущности человека, ставшего вождем народного восстания.

Ключевую роль в повести играет глава «Вожатый», в которой наиболее полно отразилась художественная идея "стихия и человек".

Так, в степи, в буран, пересеклись дороги главных героев. Они встретились в метель. Разгул стихии восстания явится своеобразным продолжением природного ненастья, фоном, на котором будут разворачиваться все дальнейшие события. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю, которая вновь сведет Гринева с Пугачевым, на этот раз

Так, в степи, в буран, пересеклись дороги главных героев. Они встретились в метель. Разгул стихии восстания явится своеобразным продолжением природного ненастья, фоном, на котором будут разворачиваться все дальнейшие события. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю, которая вновь сведет Гринева с Пугачевым, на этот раз "вожатым" народа, вождем крестьянского восстания.

« Метель – грозное проявление стихии природы – станет выражать глубокий смысл могучей стихии народного мятежа, крестьянской борьбы за вольность. Пугачев, вышедший из метельной тьмы, не поверженный стихией (он не потерял дорогу), так же свободно будет жить и действовать в стихии восстания. Природная стихия чудесным образом соотносится со стихией народного мятежа.

Сцена бурана сюжетообразующее звено в произведении: В обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым Разбушевавшаяся стихия являет собой грозное предзнаменование народной войны, которая всколыхнет Россию

Сцена бурана сюжетообразующее звено в произведении:

В обстановке разбушевавшейся стихии происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым

Разбушевавшаяся стихия являет собой грозное предзнаменование народной войны, которая всколыхнет Россию

Буран в изображении Пушкина и Аксакова  В повести Пушкина «Капитанская дочка» и в рассказе Аксакова «Буран» изображено одно из самых ужасных явлений зимней непогоды – буран. Что общего и в чем отличие этих описаний?  В обоих произведениях стихия разыгрывается в оренбургской степи. Садится солнце в пушкинской повести, и в рассказе Аксакова «солнце склоняется к западу». Опытный старик рассказа Аксакова посоветовал составить возы в круг и переждать буран, укрывшись от него в повозках. Послушавшие старика возницы остались живы, а «взбунтовавшиеся» молодые парни отправились в путь и, изможденные, напуганные свирепой стихией, замерзли в нескольких шагах от человеческого жилища.

Буран в изображении Пушкина и Аксакова

В повести Пушкина «Капитанская дочка» и в рассказе Аксакова «Буран» изображено одно из самых ужасных явлений зимней непогоды – буран. Что общего и в чем отличие этих описаний?

В обоих произведениях стихия разыгрывается в оренбургской степи. Садится солнце в пушкинской повести, и в рассказе Аксакова «солнце склоняется к западу». Опытный старик рассказа Аксакова посоветовал составить возы в круг и переждать буран, укрывшись от него в повозках. Послушавшие старика возницы остались живы, а «взбунтовавшиеся» молодые парни отправились в путь и, изможденные, напуганные свирепой стихией, замерзли в нескольких шагах от человеческого жилища.

Метель в рассказе Бунина  В 1895 году И.А. Бунин написал рассказ «В поле», где показана стихия во всей ее «всеразрушающей силе».  Над «утопающим во мгле поземки» полем «все ниже нависает небо».  Писатель изображает буран довольно своеобразно. Кажется, что метель начинает свое безумное веселье в степи, постепенно сужая круги, а эпицентром стихии является домик в Богом забытом хуторке.  Всю долгую ночь бушует в темных полях буря, «грозно потрясает стены, слепит и засыпает снегом окна». В медленно наступающем дне «буря не унимается». За ночь она намела сугробы, возвышающиеся до самой крыши. Но и этого ей мало. «Ветер повалил трубу», «с шумом летят кирпичи с крыши». «Это плохой знак: скоро… и следа не останется от Лучезаровки!»

Метель в рассказе Бунина

В 1895 году И.А. Бунин написал рассказ «В поле», где показана стихия во всей ее «всеразрушающей силе».

Над «утопающим во мгле поземки» полем «все ниже нависает небо».

Писатель изображает буран довольно своеобразно. Кажется, что метель начинает свое безумное веселье в степи, постепенно сужая круги, а эпицентром стихии является домик в Богом забытом хуторке.

Всю долгую ночь бушует в темных полях буря, «грозно потрясает стены, слепит и засыпает снегом окна».

В медленно наступающем дне «буря не унимается». За ночь она намела сугробы, возвышающиеся до самой крыши. Но и этого ей мало. «Ветер повалил трубу», «с шумом летят кирпичи с крыши». «Это плохой знак: скоро… и следа не останется от Лучезаровки!»

Зимняя стихия в литературе начала XX века Метель (по мнению критиков) Атрибут старого мира Символ революции

Зимняя стихия в литературе начала XX века

Метель

(по мнению критиков)

Атрибут старого мира

Символ революции

Каково же символическое назначение описания вьюги в произведениях писателей начала ХХ века?    «Революции приходят, опоясанные бурями», – писал А. Блок, отразив события Октября в поэме «Двенадцать» как вихрь, стихию, надлом веков.  И воющая вьюга, бушующая в переулках, в творческом сознании поэта претворилась в грозную стихию истории, беспощадно сметающую старый, одряхлевший мир. В описании вьюги преобладают два символических цвета – черный (ветер, небо), свидетельствующий о жестокости, и белый (снег) как символ новой жизни, очищения. В снежной стихии символически зарождается новая жизнь, явившись их самых черных глубин, из темных глубин душевной пустоты двенадцати, которым «ничего не жаль».

Каково же символическое назначение описания вьюги в произведениях писателей начала ХХ века?

«Революции приходят, опоясанные бурями», – писал А. Блок, отразив события Октября в поэме «Двенадцать» как вихрь, стихию, надлом веков.

И воющая вьюга, бушующая в переулках, в творческом сознании поэта претворилась в грозную стихию истории, беспощадно сметающую старый, одряхлевший мир.

В описании вьюги преобладают два символических цвета – черный (ветер, небо), свидетельствующий о жестокости, и белый (снег) как символ новой жизни, очищения. В снежной стихии символически зарождается новая жизнь, явившись их самых черных глубин, из темных глубин душевной пустоты двенадцати, которым «ничего не жаль».

В романах М. Булгакова и А. Толстого метель разгуливает на полях гражданской войны. В хаосе природной стихии бушует стихия человеческой вражды. Ничего не видно в снежной мгле, но герои произведений слепы не только от «снежной тьмы», а и от злобы, которая переполнила их сердца, разделив на своих и чужих. Герои, рассмотренных литературных произведений, оказались заложником истории, которая безжалостно (как и зачастую снежная буря) вмешивается в их жизнь и разрушает ее. Через описание бурана, который постоянно «присутствует» на страницах романа, «взаимодействует» с литературными персонажами, легче постичь трагическую сущность судьбы человека в эпоху революции и гражданской войны.

В романах М. Булгакова и А. Толстого метель разгуливает на полях гражданской войны. В хаосе природной стихии бушует стихия человеческой вражды. Ничего не видно в снежной мгле, но герои произведений слепы не только от «снежной тьмы», а и от злобы, которая переполнила их сердца, разделив на своих и чужих.

Герои, рассмотренных литературных произведений, оказались заложником истории, которая безжалостно (как и зачастую снежная буря) вмешивается в их жизнь и разрушает ее. Через описание бурана, который постоянно «присутствует» на страницах романа, «взаимодействует» с литературными персонажами, легче постичь трагическую сущность судьбы человека в эпоху революции и гражданской войны.

Заключение  Раскрывая гипотезу, можно сказать, что действительно существует таинственное единство природы и человека: внутреннее движение в природе влияет на настроение человека, стихия влияет на судьбу литературных героев.  Основной мотив исследуемых произведений  Х I Х века – метель, стихия жизни, которую человек должен принимать как данность, бороться с которой не имеет смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить. В произведениях писателей начала XX века между словом «буран» и выражением «разрушительная сила» можно поставить знак равенства. Во всеразрушающем мятежном снежном вихре, как и всеразрушающей революционной стихии, возникает ощущение бодрости, какой-то смелости. То же ощущает человек, когда начинаются колоссальные социальные преобразования, словно попадаешь в метель и ощущаешь в себе какой-то подъём, возбуждение.

Заключение

Раскрывая гипотезу, можно сказать, что действительно существует таинственное единство природы и человека: внутреннее движение в природе влияет на настроение человека, стихия влияет на судьбу литературных героев.

Основной мотив исследуемых произведений Х I Х века – метель, стихия жизни, которую человек должен принимать как данность, бороться с которой не имеет смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить.

В произведениях писателей начала XX века между словом «буран» и выражением «разрушительная сила» можно поставить знак равенства.

Во всеразрушающем мятежном снежном вихре, как и всеразрушающей революционной стихии, возникает ощущение бодрости, какой-то смелости. То же ощущает человек, когда начинаются колоссальные социальные преобразования, словно попадаешь в метель и ощущаешь в себе какой-то подъём, возбуждение.

:  Вывод    Таким образом, метель – это еще и ощущение внутреннего просветления, величие, торжество. В произведениях русских писателей много общего: картины бесовского наваждения, сюжетные линии, картины мира, где все перемешалось, разительно похожи. Метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни. Во время метели человек ощущает свое единство с миром и в то же время осознает независимость, неподвластность, таинственность, мощь и красоту природной стихии. Авторы исследуемых произведений начала XX века не просто показали разнообразие мира, но подчеркнули связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Природа слепа, она не знает, что такое добро и зло, ее активность часто враждебна человеку, но она всегда стремится к гармонии, к восстановлению равновесия, к сохранению жизни в своем лоне.

: Вывод

Таким образом, метель – это еще и ощущение внутреннего просветления, величие, торжество. В произведениях русских писателей много общего: картины бесовского наваждения, сюжетные линии, картины мира, где все перемешалось, разительно похожи. Метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни. Во время метели человек ощущает свое единство с миром и в то же время осознает независимость, неподвластность, таинственность, мощь и красоту природной стихии. Авторы исследуемых произведений начала XX века не просто показали разнообразие мира, но подчеркнули связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Природа слепа, она не знает, что такое добро и зло, ее активность часто враждебна человеку, но она всегда стремится к гармонии, к восстановлению равновесия, к сохранению жизни в своем лоне.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сулейменова Гульмира Гарифоллиевна

Дата: 24.05.2019

Номер свидетельства: 512154


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства