Просмотр содержимого документа
«Презентация "Литература 18 века.Классицизм.»
Литература XVIII века
Классицизм
Презентационный материал для урока литературы
в 9 классе
Автор: Евсеева Любовь Павловна,
учитель русского языка и литературы
Классици́зм
( фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эсте тическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.
Истоки классицизма
Высшим образцом для подражания были произведения Древней Греции и Рима, обращение к античной литературе как идеальным образцам .
образцовый = классический
Цель - приблизиться к античным образцам путем подражания им.
Истоки мирового классицизма –
Франция XVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов П. Корнеля, Ж.-Б. Мольера и теоретика литературы Н. Буало.
Пьер Корнель
Жан-Батист Мольер
Никола Буало
Поэма -т рактат в четырех песнях «Поэтическое искусство» 1674: сформулированы основные требования к поэтическому произведению (сдержанность чувств, высокий слог, простота, ясность, разумность) - основа эстетики классицизма.
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.
Вы новое лицо ведёте на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остаётся он всегда самим собой.
XVIII век в России: черты эпохи
БОГ
- Строительство нового государства. Время дел и преобразований;
- Пётр 1 - «работник на троне» и каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству;
- На смену феодальной вседозволенности приходит закон;
- Создание новой литературы, служащей укреплению просвещённой монархии.
Картина мира с точки зрения классицизма
Главная задача человека - выполнение своих обязанностей перед государством и монархом.
ГОСУДАРСТВО
ЧЕЛОВЕК
Характерные черты классицизма
Культ разума
Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое
Положительные и отрицательные герои противопоставляются
Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей
Подчёркивается объективность повествования
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике
Классицизм в русской литературе
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
(1708-1744)
Русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист , жанр стихотворной сатиры.
Классицизм в русской литературе
ТРЕДИАКОВСКИЙ
Василий Кириллович
(1703-1768)
Русский поэт, филолог, академик Петербургской АН (1745-59). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).
Классицизм в русской литературе
СУМАРОКОВ
Александр Петрович
(1717-1777)
Русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни.
Классицизм в русской литературе
ФОНВИЗИН
Денис Иванович
(1744 или 1745-1792)
Русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.
Классицизм в русской литературе
РАДИЩЕВ
Александр Николаевич
(1749-1802)
русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках.
Классицизм в русской литературе
ДЕРЖАВИН
Гаврила Романович
(1743-1816)
Русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", 1774-94; "Бог", 1784; "Водопад", 1791-94); лирические стихи.
Принцип трёх единств
Требования к классицистической композиции
Теория «трех штилей»
«высокие» жанры
(государственная жизнь, исторические события, античные сюжеты )
трагедия,
героическая поэма,
ода
М. В. Ломоносов «О пользе книг церковных в российском языке»
«средние» жанры (внутренний мир отдельного человека )
драма,
послание,
элегия,
идиллия,
сонет,
песня
«Низкие» жанры
(повседневная современная частная жизнь )
комедия,
сатира,
басня
Интернет-ресурсы
Писатели XVIII века: http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/ecbe4ededec62100f6961f9e8c9f399d.JPG