kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку внеклассного чтение в 6 классе по рассказу А. П. Платонова "Третий сын"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Третий сын»;
  • развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще.

Тип урока: урок изучения нового матер

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку внеклассного чтение в 6 классе по рассказу А. П. Платонова "Третий сын"»

А. П. Платонов. Рассказ  «Третий сын»(1922)

А. П. Платонов. Рассказ «Третий сын»(1922)

Рассказ Платонова «Третий сын» увидел свет в первом номере журнала «Красная новь» за 1936 год и в том же году украсил антологию советского рассказа на  французском языке , перепечатывался «Интернациональной литературой», предназначенной для зарубежного читателя; О`Брайен, составитель ежегодных сборников лучшего американского рассказа «Америкен Бест шорт – сториез», включил, вопреки традиции, новеллу русского писателя в книгу 1837 года, а также в свое издание «Свиток почета», куда отбиралось выдающееся из лучшего. Э. Хемингуэй, прочитав «Третьего сына», признал Платонова одним из немногих писателей, у которых надо учиться»

Рассказ Платонова «Третий сын» увидел свет в первом номере журнала «Красная новь» за 1936 год и в том же году украсил антологию советского рассказа на  французском языке , перепечатывался «Интернациональной литературой», предназначенной для зарубежного читателя; О`Брайен, составитель ежегодных сборников лучшего американского рассказа «Америкен Бест шорт – сториез», включил, вопреки традиции, новеллу русского писателя в книгу 1837 года, а также в свое издание «Свиток почета», куда отбиралось выдающееся из лучшего. Э. Хемингуэй, прочитав «Третьего сына», признал Платонова одним из немногих писателей, у которых надо учиться»

Вопросы для анализа рассказа «Третий сын» 1. Какое трагическое событие собрало всех сыновей? 2. Кем стали в жизни сыновья? 3. Как автор показывает страдания сыновей? 4. Как повели себя сыновья поздней ночью, почему «забыли» о смерти матери? Можно ли объяснить их поведение?  5. Все ли забыли о смерти матери? 6. Меняется ли отношение к ним автора?  7. Объяснить ЛЗ слова «пустотелый». 8. Какие языковые средства использует автор? Найти, подтвердить текстом. 9. В чем сила рассказа? Объяснить смысл названия.

Вопросы для анализа рассказа «Третий сын»

1. Какое трагическое событие собрало всех сыновей?

2. Кем стали в жизни сыновья?

3. Как автор показывает страдания сыновей?

4. Как повели себя сыновья поздней ночью, почему «забыли» о смерти матери? Можно ли объяснить их поведение?

5. Все ли забыли о смерти матери?

6. Меняется ли отношение к ним автора?

7. Объяснить ЛЗ слова «пустотелый».

8. Какие языковые средства использует автор? Найти, подтвердить текстом.

9. В чем сила рассказа? Объяснить смысл названия.

Герой рассказа А. Платонова «Третий сын» - семидесятилетний рабочий на пенсии, старый отец шестерых сыновей, у которого умерла жена. Душевное состояние героя: глубину горя, одиночества, разбитость сердца, усталость души – автор передает и усиливает короткой зарисовкой природы : «… старый отец следил за одинокой жизнью серой птицы… поглядывал на окно, за которым менялась погода: то падали листья вместе с хлопьями сырого, усталого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда…». А. Платонов использует яркую художественную деталь, показывающую родительскую любовь и заботу, - это старые одеяла, которыми покрыл сыновей отец. Они покрывались ими еще в детстве и отрочестве. «К этим одеялам сверху и снизу были пришиты белые полоски бязи с надписями «голова», «ноги», чтобы стелить одеяла правильно и грязным, потным краем, где были ноги, не покрывать лица».

Герой рассказа А. Платонова «Третий сын» - семидесятилетний рабочий на пенсии, старый отец шестерых сыновей, у которого умерла жена. Душевное состояние героя: глубину горя, одиночества, разбитость сердца, усталость души – автор передает и усиливает короткой зарисовкой природы : «… старый отец следил за одинокой жизнью серой птицы… поглядывал на окно, за которым менялась погода: то падали листья вместе с хлопьями сырого, усталого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце, нетеплое, как звезда…».

А. Платонов использует яркую художественную деталь, показывающую родительскую любовь и заботу, - это старые одеяла, которыми покрыл сыновей отец. Они покрывались ими еще в детстве и отрочестве. «К этим одеялам сверху и снизу были пришиты белые полоски бязи с надписями «голова», «ноги», чтобы стелить одеяла правильно и грязным, потным краем, где были ноги, не покрывать лица».

Не менее значителен и образ умершей матери. Автор с восхищением и некоторой грустью говорит о силе материнской любви – любви беспрерывной и безвозмездной, дающей детям силы жить. Но дети, к сожалению, не сразу способны это понять и оценить. Материнская любовь сравнивается А. Платоновым с лампой, горящей в старом доме и освещающей ночь. Не стало матери – и свет в ночном окне погас, погибло «счастье любви». Даже после смерти, кажется, мать не перестает любить своих детей и горевать, «что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней; если бы она могла, она бы осталась жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которое она родила».

Не менее значителен и образ умершей матери. Автор с восхищением и некоторой грустью говорит о силе материнской любви – любви беспрерывной и безвозмездной, дающей детям силы жить. Но дети, к сожалению, не сразу способны это понять и оценить.

Материнская любовь сравнивается А. Платоновым с лампой, горящей в старом доме и освещающей ночь. Не стало матери – и свет в ночном окне погас, погибло «счастье любви».

Даже после смерти, кажется, мать не перестает любить своих детей и горевать, «что она умерла и заставила своих детей тосковать по ней; если бы она могла, она бы осталась жить постоянно, чтоб никто не мучился по ней, не тратил бы на нее своего сердца и тела, которое она родила».

Шесть сыновей старика из рассказа А. Платонова «Третий сын» кажутся достойными людьми. Двое из них были моряками – командирами кораблей, один – московским артистом, третий сын – физиком, самый младший учился на агронома, старший сын работал начальником цеха  аэропланного  завода и имел орден. По сравнению со слабосильным отцом и маленьким, экономичным, скупым телом умершей матери сыновья выглядели громадными мужчинами. Они – представители нового мира, которыми втайне восхищается поп, пришедший служить панихиду. Они – новое поколение с блестящим будущим. Но за внешней устроенностью и благополучием скрывается душевная пустота. « Видимо , любящие друг друга братья, которые много лет не находили времени для встречи, устроили возню и веселье у гроба матери». Автор осуждает молодых мужчин: так не должно быть, нельзя попирать святость смерти, особенно матери и отца.

Шесть сыновей старика из рассказа А. Платонова «Третий сын» кажутся достойными людьми. Двое из них были моряками – командирами кораблей, один – московским артистом, третий сын – физиком, самый младший учился на агронома, старший сын работал начальником цеха  аэропланного  завода и имел орден.

По сравнению со слабосильным отцом и маленьким, экономичным, скупым телом умершей матери сыновья выглядели громадными мужчинами. Они – представители нового мира, которыми втайне восхищается поп, пришедший служить панихиду. Они – новое поколение с блестящим будущим.

Но за внешней устроенностью и благополучием скрывается душевная пустота. « Видимо , любящие друг друга братья, которые много лет не находили времени для встречи, устроили возню и веселье у гроба матери». Автор осуждает молодых мужчин: так не должно быть, нельзя попирать святость смерти, особенно матери и отца.

Среди этих здоровых, сытых, мощных мужчин один ничего не говорил и не смеялся. Он, свято чтя свою мать и глубоко скорбя по поводу ее смерти, дает своим братьям нравственный урок. Блестящее будущее, по мнению А. Платонова, невозможно, если молодое поколение будет ограничиваться только внешним благополучием, не думая о своей душе, оставаясь пустотелым. Автор верит в наступление этого нового будущего, потому что есть третий сын и его маленькая дочка, которая подобно своему отцу и деду умеет глубоко скорбеть, страдать в трагические минуты жизни.

Среди этих здоровых, сытых, мощных мужчин один ничего не говорил и не смеялся. Он, свято чтя свою мать и глубоко скорбя по поводу ее смерти, дает своим братьям нравственный урок.

Блестящее будущее, по мнению А. Платонова, невозможно, если молодое поколение будет ограничиваться только внешним благополучием, не думая о своей душе, оставаясь пустотелым.

Автор верит в наступление этого нового будущего, потому что есть третий сын и его маленькая дочка, которая подобно своему отцу и деду умеет глубоко скорбеть, страдать в трагические минуты жизни.

«Семейное начало оказывается зеркалом и первоосновой всех сложных форм общественности. Не случайно страну, в которой мы живем, мы называем родиной – матерью или отечеством. Отношения отцовско – сыновние не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед».

«Семейное начало оказывается зеркалом и первоосновой всех сложных форм общественности. Не случайно страну, в которой мы живем, мы называем родиной – матерью или отечеством. Отношения отцовско – сыновние не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему отечества, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» в широком смысле слова тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед».

Жизнь – это не только веселье, счастье и радость, но и горе, несчастья, страдания. И молодое поколение должно научиться пристойно радоваться и страдать.

Жизнь – это не только веселье, счастье и радость, но и горе, несчастья, страдания. И молодое поколение должно научиться пристойно радоваться и страдать.

Анализ рассказа А. Платонова «Третий сын». План анализа История создания Ответы Тема В 1922 г. Выходит в свет первый поэтический сборник А. Платонова «Голубая глубина». Главная тема этого сборника - красота мира, существующего в телесно-духовной гармонии с человечеством. Тема «Человечество!». Рассказ «Третий сын».    Композиция     Жанр  Идея       Система образов       Направление     Мое отношение        

Анализ рассказа А. Платонова «Третий сын».

План анализа

История создания

Ответы

Тема

В 1922 г. Выходит в свет первый поэтический сборник А. Платонова «Голубая глубина». Главная тема этого сборника - красота мира, существующего в телесно-духовной гармонии с человечеством. Тема «Человечество!». Рассказ «Третий сын».

  

Композиция

 

 

Жанр

Идея

 

 

 

Система образов

 

 

 

Направление

 

 

Мое отношение

 

   

 

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.»   А.С.Макаренко Кто родителей почитает, тот век не погибает. Вся семья вместе – и душа на месте. Пословицы

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.»

А.С.Макаренко

Кто родителей почитает, тот век не погибает. Вся семья вместе – и душа на месте. Пословицы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Владимировна Ерёмина

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства