kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по произведению "Конёк-горбунок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по произведению "Конёк-горбунок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по произведению "Конёк-горбунок"»

"Конек-горбунок "

Подготовила: Ефремова А, 5742д

История создания, опубликования сказки

История создания, опубликования сказки

  • Со времён Пушкина русская литература приобрела народный характер. Пушкинское начинание тот час было подхвачено. Сказка «Конёк - Горбунок» стала одним из откликов на призыв великого поэта повернуть русскую литературу к народности.
  • На протяжении всей жизни Ершова не покидала мысль описать Сибирь. Он мечтал создать роман о родине подобно романам Фенимора Купера.
  • Думы о народе стали причиной рождения сказки «Конёк - Горбунок». Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех, которым она пользовалась ещё в рукописи.
  • Профессор словесности Плетнёв, высоко оценивший сказку молодого поэта, устроил встречу Пушкина с Ершовым. Пушкин похвалил сказку и вознамерился издать её с иллюстрациями по самой дешёвой цене. Возлагая большие надежды на Ершова, Пушкин будто бы сказал: «Теперь этот род сочинений мне можно бы и оставить».
История создания, опубликования сказки

История создания, опубликования сказки

  • Впервые сказка была напечатана в «Библиотеке для чтения» в 1834 году, позже издавалась отдельными изданиями. Царская цензура внесла свой коррективы - сказка вышла с купюрами. Пушкин ввёл Ершова в поэтические круги. Есть свидетельства, что он сам отредактировал сказку и написал к ней вступление.
  • Сказка Ершова заняла место рядом со сказками Пушкина. Так она рассматривалась и современниками. Официальная критика отнеслась к ней с тем же пренебрежением, что и к сказкам Пушкина: это лёгкая побасенка для праздных людей, не лишённая, однако, занимательности.
Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

  • Фольклорные элементы в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» были замечены давно. Некоторые исследователи говорят, что основой для ее написания стали народные сказки «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». На самом деле «Конёк-Горбунок» – самостоятельное литературное произведение, в котором отразились народные взгляды, обычаи, верования. Фольклорные особенности можно проследить на разных уровнях сказки: сюжете, системе образов, стилистике. В сокровищнице народного творчества есть множество сказок, легенд, в которых действуют три брата. Они отличаются по уму, представляя такую себе лесенку: старший брат – самый умный, средний – ни умен, ни глуп, младший – дурак. Младший братец благодаря простоте нрава обычно получает подарок судьбы, который старшие пытаются отобрать обманом. Такие образы есть и в произведении Ершова.
Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

  • Конёк-горбунок является мудрым проводником и наставником Ивана-дурака. Проводник-наставник, которого получает настойчивый или добрый герой тоже характерен для русского устного народного творчества. В народной культуре небесные светила считались божествами, что восходит еще к язычеству. В «Коньке-горбунке» это родственники Царь-девицы. Они, как и полагается, живут на небе, наблюдая за тем, что происходит внизу. Огромную рыбу, которая глотает людей, корабли, прекрасных жар-птиц тоже можно встретить в фольклоре. П. Ершов несколько раз упоминает героев былин и сказок: Еруслана (богатырь), Сивку-бурку. С первым сравнивается Иванушка, что делает образ дурака еще комичнее.
Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

  • Сюжет сказки П. Ершова тоже построен по фольклорной традиции. Сначала младшему сыну достается огромное богатство – прекрасные кони. Они и стают причиной дальнейших приключений Ивана. Задания для дурака построены по принципу от легкого до сложного. Сначала главный герой должен поймать жар-птицу, потом – прекрасную царевну, в конце – обыскать океан, чтобы привезти красавице перстень. Как и полагается, конец у сказки счастливый: все испытания пройдены, добро побеждает зло. Читая сказку, несложно заметить присутствие в ней числа «три»: произведение состоит из трех частей, у крестьянина было три сына, лошадь приводит троих жеребят, Иван получает три задания, купается в трех котлах. Это число издавна считается магическим не только в русской, но и в мировой культуре. Оно считается оберегом, символом единства у христиан.
Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

Фольклорные особенности сказки Ершова «Конек-Горбунок»

  • В фольклорном духе выдержана и стилистика произведения. В каждой части сказки автор встречает читателя пословицей. Начинается «Конёк-горбунок» традиционным для фольклора указанием на место событий: «За горами, за лесами, за широкими морями». Вторая и третья части начинаются шуточными присказками, которые призваны заинтриговать читателя. В них вспоминаются образы или сюжеты, взятые из фольклора. Часто автор использует и фольклорные художественные средства, например, в тексте встречаются традиционные эпитеты «грива золотая», «месяц ясный». Речь персонажей оживляется фразеологизмами народного происхождения: как в масле сыр катался, не клепли, постучали ендовой.
Образ Ивана

Образ Ивана

  • Одним из главных героев в сказке “Конек – Горбунок” Петра Павловича Ершова является Иван, – младший сын престарелого крестьянина. Как это часто бывает в русских народных сказках: – У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний итак и сяк, Младший вовсе был дурак… Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки “По – щучьему велению”, – ведь он также любит целыми днями лежать на печи распевая песни, и ничего не делая. Окружающие зовут его Иван – дурак, – он простодушен, глуп, сам себе на уме.
Образ Ивана

Образ Ивана

  • Но в сказке он оказывается самым честным, смелым и находчивым; он просто добросовестно и без страха стоял в карауле и поймал вора, в отличие от его братьев, которые проспали всю ночь в соломе, а под утро, возвращаясь домой, сыграли уставших, замерзших, якобы не спавших всю ночь караульщиков. Изловив кобылицу, Иван ни слова не сказал о ней отцу и братьям: он проявил смекалку, рассказав о ней, как о дьяволе: – Вдруг приходит дьявол сам, С бородою и усам; Рожа словно как у кошки, А глаза то – что те плошки! Вот и стал тот черт сказать И зерно хвостом сбивать. Зная о том, что кобылица больше не будет топтать поле, Иван поведал своему семейству о том, что он взял с дьявола обещание не топтать пшеницу целый год. Иван трезво относится к окружающему, любое чудо воспринимать им как естественное явление, ведь его ничуть не смутила чудесная говорящая кобылица, которая впоследствии подарит ему двух красивых златогривых коней и верного друга Конька – Горбунка.
Образ Ивана

Образ Ивана

  • Он верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом. Настигая своих братьев, укравших у него коней, он кричит им: – Стыдно, братья, воровать! Хоть Ивана вы умнее, Да Иван то вас честнее: Он у вас коней не крал! Но Иван простодушен, доверчив и наивен: братья хоть и берут его с собой в город продавать коней, но не упускают момент избавиться от него, посылая младшего брата раздобыть огонь в ночном глухом лесу, зная, что его ждет верная погибель. А Иван, выполняя их поручение, находит тем временем чудесное перо жар-птицы. Он не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства. Он одинаково разговаривает как с простыми людьми, так и с самим царем: – Чудное дело! Так и быть, Стану, царь, тебе служить… Только, чур, со мной не драться И давать мне высыпаться, А не то я был таков!
Как изменяется изображение героя в конце сказки

Как изменяется изображение героя в конце сказки

  • Если говорить о внутренних качествах, то Иван остается добрым, честным, открытым на протяжении всей сказки. Ивана хоть и считают дураком, но он не обманщик и предатель, как его братья. Он ценит дружбу с коньком. Ивану чужды злоба, зависть, лицемерие. С царем Иван говорит прямо и честно, как с обычным человеком. А внешне Иван меняется после прыжков в котлы. Иван становится таким красавцем, "что ни в сказке сказать, ни пером описать".
Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

  • В традициях народной сказки образ главного героя — Ивана. Как правило, в волшебных сказках исполнителем труд­ных заданий с помощью чудесного помощника выступает ильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова эту роль выпол­няет Иван-дурак. В народных сказках этот образ интерпре­тируется как безусловно положительный. Поступая нелогич­но, нестандартно в обычных житейских ситуациях, Иванушка-дурачок в условиях чрезвычайных, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравст­венных устоев народа и только своим моральным превосход­ством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправ­ляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем, даже — носителем высшей власти.
Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

  • В традициях народной сказки образ главного героя — Ивана. Как правило, в волшебных сказках исполнителем труд­ных заданий с помощью чудесного помощника выступает ильный богатырь, Иван-царевич. У Ершова эту роль выпол­няет Иван-дурак. В народных сказках этот образ интерпре­тируется как безусловно положительный. Поступая нелогич­но, нестандартно в обычных житейских ситуациях, Иванушка-дурачок в условиях чрезвычайных, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравст­венных устоев народа и только своим моральным превосход­ством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправ­ляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем, даже — носителем высшей власти.
Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

  • Герой Ершова воплощает все типичные свойства сказоч­ных «дурачков»: нескладный, неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому «здравому смыслу». Его братья в роли караульщиков поступили «здраво», благополучно скоротав время. Иван же, поначалу увиливая и отказываясь от службы, все же сумел добыть кобылицу, получил в награду вол­шебного конька. Во всех прочих приключениях Иван также не­изменно побеждает. Даже его промахи, хвастовство (что до­станет Царь-девицу) в конце концов оборачиваются ему на пользу. Пара главных героев составляет сердцевину всей системы об­разов. Иван и его игрушечка-конек имеют много сходства: млад­шие дети, антиподы «образцовых» старших, они тем не менее оказываются лучше, достойнее их. Удача сама идет к ним, и все им удается. 
Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

  • Их речи и дела утверждают народный идеал справед­ливости и совестливости. Конек-горбунок — не слуга, а верный товарищ Ивана, способный не только помочь, выручить, но и сказать горькую правду. В обоих есть нечто наивное, непосред­ственное, что делает их похожими на детей. Главная героиня ершовской сказки совсем непохожа на русских фольклорных царевен, она вовсе не страдательное лицо. Ее проис­хождение — от «далеких немских стран», иными словами, ее образ другой художественной природы — из западных средневековых ро­манов, сюжеты и герои которых прижились в народных лубочных книгах.
Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

Традиции каких видов народной сказки нашли отраже­ние в образе главного героя?

  • Многие эпизоды напоминают картинки со стихотворными комментариями. Окрыленный удачей, П.П.Ершов вынашивал грандиозный замысел поэмы «Иван-царевич» — «сказки сказок» в десяти томах по сто песен в каждой, надеясь собрать все сказочное богатство России. Но тяготы повседневной жизни, заботы о многочисленном его семействе, оторванность от круга творческих единомышленников не дали продолжить поэту свое восхождение на русский Парнас.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация к уроку по произведению "Конёк-горбунок"

Автор: Ефремова Александра Владимировна

Дата: 31.08.2022

Номер свидетельства: 612433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства