kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество М. Горького". Его произведения "Старуха Изергиль. Легенда о Данко", "Детство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество М. Горького". Его произведения "Старуха Изергиль. Легенда о Данко", "Детство"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы на тему "Жизнь и творчество М. Горького". Его произведения "Старуха Изергиль. Легенда о Данко", "Детство"»

Биография и творчество М. Горького 1868 –1936 гг.

Биография и творчество М. Горького

1868 –1936 гг.

Работа в карточках М Максим Горький Настоящее имя Горького - Алексей Максимович Пешко́в. Своим литературным именем (Максим) Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Псевдоним Алексея Максимовича (Горький) характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Работа в карточках

М

Максим Горький

Настоящее имя Горького - Алексей Максимович Пешко́в.

Своим литературным именем (Максим) Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано.

Псевдоним Алексея Максимовича (Горький) характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Работа в карточках Дадим характеристику М. Горькому, используя высказывания Ходасевича. На карточках, под высказываниями, помещен кластер. Вам необходимо его заполнить, т.е., проанализировав высказывания, записать черты характера писателя. Они могут касаться как личной, так и творческой стороны его жизни. Например, Горький являлся «великим реалистом».

Работа в карточках

Дадим характеристику М. Горькому, используя высказывания Ходасевича. На карточках, под высказываниями, помещен кластер. Вам необходимо его заполнить, т.е., проанализировав высказывания, записать черты характера писателя. Они могут касаться как личной, так и творческой стороны его жизни. Например, Горький являлся «великим реалистом».

Работа в карточках •  считал своим долгом помогать беспомощным, бедным людям; •  видел больше страсти к жизни у бедняков и рабочих, чем у интеллигенции; •  любил действительность, поэтому писал в направлении реализма; •  вдохновлялся людьми, живущими с жаждой к жизни;

Работа в карточках

считал своим долгом помогать беспомощным, бедным людям;

видел больше страсти к жизни у бедняков и рабочих, чем у интеллигенции;

любил действительность, поэтому писал в направлении реализма;

вдохновлялся людьми, живущими с жаждой к жизни;

Вывод к заданию Из всего проанализированного нами, мы можем сделать вывод, что  М. Горький был «народным» писателем.  Он понимал народ и писал о нем.

Вывод к заданию

Из всего проанализированного нами, мы можем сделать вывод, что М. Горький был «народным» писателем. Он понимал народ и писал о нем.

Работа с видеофрагментом М. Горький Поработаем с видеофрагментом. Но перед этим сделаем таблицу, состоящую из 2 столбцов: «Жизнь» и «Творчество». Во время просмотра видеозаписи, вам необходимо распределять факты по нужным столбцам. Те факты, которые касаются биографической стороны – записываете в колонку «Жизнь», а факты, касающиеся творчества, соответственно. записываете в колонку «Творчество». Жизнь Творчество Настоящее имя – А. М. Пешков Псевдоним – Максим Горький

Работа с видеофрагментом

М. Горький

Поработаем с видеофрагментом. Но перед этим сделаем таблицу, состоящую из 2 столбцов: «Жизнь» и «Творчество».

Во время просмотра видеозаписи, вам необходимо распределять факты по нужным столбцам. Те факты, которые касаются биографической стороны – записываете в колонку «Жизнь», а факты, касающиеся творчества, соответственно. записываете в колонку «Творчество».

Жизнь

Творчество

Настоящее имя – А. М. Пешков

Псевдоним – Максим Горький

Работа с видеофрагментом Жизнь Творчество Настоящее имя – А. М. Пешков Псевдоним – Максим Горький Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде Русский писатель, мыслитель, драматург и прозаик Родители рано умерли. Воспитывался деспотичным дедом Родоначальник Советской литературы Занимался самообразованием Увлекся пропагандистской литературой, вступив в марксистский кружок Безуспешно пытался поступить в Казанский университет Первое произведение «Макар Чудра» вышло в 1892 году Был арестован за связь с кружком В 1895 году появились произведения «Старуха Изергиль», «Челкаш» В 1906 году писатель выезжает за границу и проводит там 5 лет В начале 20 века писатель познакомился с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым. Вышел в свет роман «Трое» В 1921 году уехал за границу и прожил там 3 года Увлекся драматургией («Мещане», «На дне») В 1932 году окончательно возвращается домой За границе создает сатирические очерки об английской буржуазии В мае 1934 года умирает сын – Алексей Пешков Роман «Жизнь Клима Сангина» так и остался незаконченным Писатель умирает 18 июня 1936 года  

Работа с видеофрагментом

Жизнь

Творчество

Настоящее имя – А. М. Пешков

Псевдоним – Максим Горький

Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде

Русский писатель, мыслитель, драматург и прозаик

Родители рано умерли. Воспитывался деспотичным дедом

Родоначальник Советской литературы

Занимался самообразованием

Увлекся пропагандистской литературой, вступив в марксистский кружок

Безуспешно пытался поступить в Казанский университет

Первое произведение «Макар Чудра» вышло в 1892 году

Был арестован за связь с кружком

В 1895 году появились произведения «Старуха Изергиль», «Челкаш»

В 1906 году писатель выезжает за границу и проводит там 5 лет

В начале 20 века писатель познакомился с А. П. Чеховым и Л. Н. Толстым. Вышел в свет роман «Трое»

В 1921 году уехал за границу и прожил там 3 года

Увлекся драматургией («Мещане», «На дне»)

В 1932 году окончательно возвращается домой

За границе создает сатирические очерки об английской буржуазии

В мае 1934 года умирает сын – Алексей Пешков

Роман «Жизнь Клима Сангина» так и остался незаконченным

Писатель умирает 18 июня 1936 года

 

Работа с видеофрагментом Ребята, знакомы ли вы с произведениями, которые встречались в видеофрагменте? Может что-то вы читали внешкольной программы? Какие темы поднимаются в этих произведениях? В произведениях М. Горького «Легенда о Данко», «Детство» поднимаются темы:

Работа с видеофрагментом

Ребята, знакомы ли вы с произведениями, которые встречались в видеофрагменте?

Может что-то вы читали внешкольной программы?

Какие темы поднимаются в этих произведениях?

В произведениях М. Горького «Легенда о Данко», «Детство» поднимаются темы:

  • самопожертвования одного человека ради блага людей;
  • отцов и детей;
  • бедности;
Информация о творчестве Проблематика, поднимаемая в произведениях М. Горького, касается вопросов о человеке, любви, сострадании. М. Горький один из немногих писателей, который в реалистичных подробностях показал всю нищету жизни.

Информация о творчестве

Проблематика, поднимаемая в произведениях М. Горького, касается вопросов о человеке, любви, сострадании. М. Горький один из немногих писателей, который в реалистичных подробностях показал всю нищету жизни.

Информация о творчестве М. Горький Горький придавал огромное значение автобиографическим повестям (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»), так как считал, что в них отражается не только жизнь какой-то определенной личности, но и национальный характер, в сущности. В своих произведениях, автор придавал огромное значение построению образов. Во многих его произведениях нет положительных или отрицательных персонажей. С этим условием автор попытался донести до читателей, что отдельно взятый характер персонажа не примитивен и, существует в условиях влияния на него таких факторов как: тяжелое время эпохи, гнетущее социальное неравенство, бедность и т.д.

Информация о творчестве

М. Горький

Горький придавал огромное значение автобиографическим повестям (трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»), так как считал, что в них отражается не только жизнь какой-то определенной личности, но и национальный характер, в сущности.

В своих произведениях, автор придавал огромное значение построению образов. Во многих его произведениях нет положительных или отрицательных персонажей. С этим условием автор попытался донести до читателей, что отдельно взятый характер персонажа не примитивен и, существует в условиях влияния на него таких факторов как: тяжелое время эпохи, гнетущее социальное неравенство, бедность и т.д.

Закрепим знания Что вы сегодня узнали о жизни и творчестве М. Горького? Сыграем в игру «Кто последний». Тот, кто озвучит последние сведения о писателе, станет победителем, получит отметку «5». Важно! Ответ засчитывается только у того, кто первый поднимет руку. Выкрикивать с места нельзя.

Закрепим знания

Что вы сегодня узнали о жизни и творчестве М. Горького? Сыграем в игру «Кто последний». Тот, кто озвучит последние сведения о писателе, станет победителем, получит отметку «5». Важно! Ответ засчитывается только у того, кто первый поднимет руку. Выкрикивать с места нельзя.

Домашнее задание Прочитать произведение М. Горького «Старуха Изергиль. Легенда о Данко»

Домашнее задание

Прочитать произведение М. Горького «Старуха Изергиль. Легенда о Данко»

Максим Горький  рассказ «Старуха Изергиль»: Легенда о Данко» 1894 год

Максим Горький рассказ «Старуха Изергиль»: Легенда о Данко»

1894 год

История создания За несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» Горький писал: «Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением». Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

История создания

За несколько месяцев до создания рассказа «Старуха Изергиль» Горький писал: «Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением». Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

История создания Данко – это герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (1894). Легенда о нём, на первый взгляд, – просто красивая история, но это и призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних.

История создания

Данко – это герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (1894). Легенда о нём, на первый взгляд, – просто красивая история, но это и призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних.

История создания Легенда – третья часть рассказа «Старуха Изергиль». Композиция этой части несложная: рассказывает историю старуха Изергиль, чтобы показать, какими героями могут быть некоторые люди. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.

История создания

Легенда – третья часть рассказа «Старуха Изергиль». Композиция этой части несложная: рассказывает историю старуха Изергиль, чтобы показать, какими героями могут быть некоторые люди. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Внесюжетные элементы играют второстепенную роль.

Направление произведения Это романтическое произведение и принадлежит к такому направлению, как романтизм .   Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение  исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.

Направление произведения

Это романтическое произведение и принадлежит к такому направлению, как романтизм . Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.

Направление произведения Характерные признаки романтического произведения.   -герой противопоставляется «толпе»;  -герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;  -необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

Направление произведения

Характерные признаки романтического произведения. -герой противопоставляется «толпе»; -герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени; -необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

Жанр произведения Что такое легенда?    Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Жанр произведения

Что такое легенда?

Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти.

В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Работа с образом  Составьте словесный портрет человека-легенды.    смелый, бесстрашный,  умеющий преодолевать трудности, опасности,  жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг

Работа с образом

Составьте словесный портрет человека-легенды.

смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг

Работа с текстом ж «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса».

Работа с текстом

ж

«Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса».

Работа с текстом Какими вы видите людей этого племени?    Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса? Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались «тяжелой поры» и даже не стали сопротивляться?

Работа с текстом

Какими вы видите людей этого племени?

Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?

Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались «тяжелой поры» и даже не стали сопротивляться?

Работа с текстом Т «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску». Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

Работа с текстом

Т

«Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску».

Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

Работа с текстом н «Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:  - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..  Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.  - Веди ты нас! - сказали они.  Тогда он повел...»

Работа с текстом

н

«Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!.. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. - Веди ты нас! - сказали они. Тогда он повел...»

Работа с текстом Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

Работа с текстом

Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

Работа с текстом Какой момент следует считать кульминационным? Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

Работа с текстом

Какой момент следует считать кульминационным?

Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

Анализ произведения В произведении М. Горький раскрыл вечные темы:   - трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни;   - благородный подвиг человека-гуманиста.

Анализ произведения

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: - трусость слабых людей, не способных сделать шаг навстречу новой жизни; - благородный подвиг человека-гуманиста.

Анализ произведения Данко - конечно вымышленный герой. А нужны ли такие люди, как Данко в нашей жизни? Приведите примеры.

Анализ произведения

Данко - конечно вымышленный герой. А нужны ли такие люди, как Данко в нашей жизни? Приведите примеры.

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:  - «Напрасна ли смерть Данко?»,   - «Ради чего стоит жить и бороться?»

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: - «Напрасна ли смерть Данко?», - «Ради чего стоит жить и бороться?»

Анализ высказываний Есть такое утверждение: « Все мы родом из детства ». Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.

Анализ высказываний

Есть такое утверждение: « Все мы родом из детства ». Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему.

Анализ высказываний Прочитайте три высказывания писателей о детстве. Попробуйте сравнить с впечатлениями М. Горького. Л. Н. Толстой Ф. М. Достоевский В. Г. Распутин «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома». «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо». «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Анализ высказываний

Прочитайте три высказывания писателей о детстве. Попробуйте сравнить с впечатлениями М. Горького.

Л. Н. Толстой

Ф. М. Достоевский

В. Г. Распутин

«Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».

«Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо».

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Анализ произведения К Казалось бы, темная страшная жизнь, «обильная жестокостью», тесный, душный мир жутких впечатлений, каждый день отравлявших сердце и душу подрастающего Алексея Пешкова, героя автобиографической повести М. Горького «Детство», должны были озлобить, ожесточить и его. Но происходило нечто совсем другое – в душе героя возникает любовь и щемящая жалость к людям, стремление помочь им, крепнет вера в добрые начала русского человека. Это происходит благодаря встречам с людьми, сохранившими высокие нравственные начала в душе.

Анализ произведения

К

Казалось бы, темная страшная жизнь, «обильная жестокостью», тесный, душный мир жутких впечатлений, каждый день отравлявших сердце и душу подрастающего Алексея Пешкова, героя автобиографической повести М. Горького «Детство», должны были озлобить, ожесточить и его. Но происходило нечто совсем другое – в душе героя возникает любовь и щемящая жалость к людям, стремление помочь им, крепнет вера в добрые начала русского человека. Это происходит благодаря встречам с людьми, сохранившими высокие нравственные начала в душе.

Автобиографическая повесть «Детство».  Влияние окружающих на становление писателя как личности 1916 г.

Автобиографическая повесть «Детство». Влияние окружающих на становление писателя как личности

1916 г.

История создания Повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе. Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство».

История создания

Повесть «Детство», в котором писатель рассказал о первых годах своей сознательной жизни, является одним из известнейших примеров автобиографического произведения в русской литературе.

Решение написать собственную автобиографию, в которой он мог бы отобразить свои детские переживания, а также показать правдивую картину жизни русского народа, возник и Горького ещё в девяностых годах двадцатого века, на заре его писательской карьеры. Однако к работе над ней Горький приступил лишь в 1912 году. Так началась история написания повести «Детство».

История создания Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.

История создания

Повесть была написана в рамках трилогии, в которую также входили повести «В людях» и «Мои университеты». Работа над повестями шла до 1913 года. В основу «Детства» легли воспоминания Горького о детских годах, которые он провёл в доме своего деда после смерти отца.

Направление и жанр «Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле. Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Направление и жанр

«Детство» относится к реалистическому литературному направлению. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле.

Жанр «Детства» можно определить как автобиографическую повесть. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.

Анализ героя «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».  О ком эти строки? Какой её видел Алёша?

Анализ героя

«До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».

О ком эти строки?

Какой её видел Алёша?

Анализ героя Была ли бабушка красива? Внешне нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце  За что же Алёша её любил? Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»

Анализ героя

Была ли бабушка красива?

Внешне нет, она была сутула, почти горбата, очень полная, очень портил её лицо рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце

За что же Алёша её любил?

Внутренняя красота, красота души «Светилась изнутри – через глаза неугасимым, веселым и терпеливым светом»

Анализ героя В становлении юной души героя повести как хорошего человека огромную роль сыграла бабушка, Акулина Ивановна Каширина. Именно она, поддерживая в мальчике веру в человека, сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Бабушка противопоставлена Горьким деду и всему «неумному племени»: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Анализ героя

В становлении юной души героя повести как хорошего человека огромную роль сыграла бабушка, Акулина Ивановна Каширина. Именно она, поддерживая в мальчике веру в человека, сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Бабушка противопоставлена Горьким деду и всему «неумному племени»: «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела в свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Анализ героя Какое возникло у Алеши отношение к деду?  Когда неприязнь проявилась особенно остро?  Что повлекло наказание? Каким стал Алёша?

Анализ героя

Какое возникло у Алеши отношение к деду?

Когда неприязнь проявилась особенно остро?

Что повлекло наказание? Каким стал Алёша?

Анализ героя Ключевым мужским персонажем повести Максима Горького «Детство» является Василий Васильевич Каширин  — цеховой старшина, муж Акулины Ивановны и дед Алёши. Богатый и всеми уважаемый человек, отец троих детей, на старости лет он теряет всё, что так кропотливо наживал долгие годы. Характеристика Каширина играет важную роль в произведении, поскольку позволяет понять, в каких условиях формировалась личность Алёши. Сознательно закрыв своё сердце для доброты и милосердия, Каширин становится первым, кто преподносит внуку жестокие уроки взрослой жизни.

Анализ героя

Ключевым мужским персонажем повести Максима Горького «Детство» является Василий Васильевич Каширин — цеховой старшина, муж Акулины Ивановны и дед Алёши. Богатый и всеми уважаемый человек, отец троих детей, на старости лет он теряет всё, что так кропотливо наживал долгие годы. Характеристика Каширина играет важную роль в произведении, поскольку позволяет понять, в каких условиях формировалась личность Алёши. Сознательно закрыв своё сердце для доброты и милосердия, Каширин становится первым, кто преподносит внуку жестокие уроки взрослой жизни.

Анализ героя «...Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, – вся она мощная и твердая, – вспоминаются мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза, такие же большие, как у бабушки...»  Чьё описание дано? Можно ли сказать, что она оказала некое влияние на мальчика?

Анализ героя

«...Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, – вся она мощная и твердая, – вспоминаются мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза, такие же большие, как у бабушки...»

Чьё описание дано?

Можно ли сказать, что она оказала некое влияние на мальчика?

Анализ героя В начале рассказа Алёша очень любит свою мать и счастлив, когда она рядом с ним. Он описывает ее как красивую и добрую женщину, которая любит его. Однако, когда мать начинает работать на заводе и перестает уделять ему столько внимания, Алёша начинает испытывать грусть и разочарование. Он часто чувствует себя одиноким и несчастным. Отношение Алёши к маме в рассказе «Детство» было сложным и менялось в зависимости от событий. В начале он любил ее и счастлив был в ее компании, но когда мать начала игнорировать его и бить, он начал испытывать грусть и разочарование.

Анализ героя

В начале рассказа Алёша очень любит свою мать и счастлив, когда она рядом с ним. Он описывает ее как красивую и добрую женщину, которая любит его. Однако, когда мать начинает работать на заводе и перестает уделять ему столько внимания, Алёша начинает испытывать грусть и разочарование. Он часто чувствует себя одиноким и несчастным. Отношение Алёши к маме в рассказе «Детство» было сложным и менялось в зависимости от событий. В начале он любил ее и счастлив был в ее компании, но когда мать начала игнорировать его и бить, он начал испытывать грусть и разочарование.

Анализ второстепенных героев Приёмный сын Кашириных – Иван Цыганок. Могучий, с открытым ясным лицом, глазами, полными лучистого света, Цыганок был олицетворением молодости и силы, гибель его символична, в этом мире злости, зависти вспыхнул и погас. Хорошее Дело стал необходимым для Алеши и в дни горьких обид, и в часы радости. Отношение взрослых к постояльцу возмущало мальчика, он протестовал против несправедливости и жестокости.

Анализ второстепенных героев

Приёмный сын Кашириных – Иван Цыганок.

Могучий, с открытым ясным лицом, глазами, полными лучистого света, Цыганок был олицетворением молодости и силы, гибель его символична, в этом мире злости, зависти вспыхнул и погас.

Хорошее Дело стал необходимым для Алеши и в дни горьких обид, и в часы радости. Отношение взрослых к постояльцу возмущало мальчика, он протестовал против несправедливости и жестокости.

Вывод к уроку Человек – у М. Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям.

Вывод к уроку

Человек – у М. Горького творец будущего. Он сам решает, какую жизненную правду ему выбирать. На нем лежит ответственность за все несчастья, которые он может причинить другим людям.

Домашнее задание Составить кроссворд по произведению М. Горького «Детство» (на отд. листе, 15 слов)

Домашнее задание

Составить кроссворд по произведению М. Горького «Детство» (на отд. листе, 15 слов)

Автобиографическая повесть «Детство».  Композиция и конфликт в повести «Детство» 1916 г.

Автобиографическая повесть «Детство». Композиция и конфликт в повести «Детство»

1916 г.

Анализ повести Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Анализ повести

Композиция «Детства» Горького довольно проста и линейна. В рамках единой сюжетной линии Горький показывает нам ряд расставленных в хронологическом порядке эпизодов из жизни главного героя и окружающих его людей. Повествование идёт от первого лица, чтобы подчеркнуть то, что описанные в повести события являются не просто плодом фантазии автора, а его реальными детскими воспоминаниями.

Анализ повести Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Анализ повести

Конфликт всего произведения заключается в том противостоянии героя с реальным миром. Горький показывает, как реальный мир со своей суровостью и жестокостью ломает главного героя – ребёнка, лишая его детства и заставляя резко повзрослеть раньше времени.

Анализ повести Какие проблемы поднимаются в автобиографической повести «Детство» 1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.

Анализ повести

Какие проблемы поднимаются в автобиографической повести «Детство»

1. Социальное неравенство – Горький очень подробно вырисовывает ужасающие картины нищеты и неприглядность жизни городских низов. Неравенство присутствует даже внутри отдельной семьи Кашириных, где дед Василий распоряжается сотнями рублей, а остальным приходится самостоятельно обеспечивать себя.

Анализ повести 2. Женская доля . На примере Варвары и Акулины мы видим, в каком бесправном положении оказались женщины. В семье они не защищены, а, напротив, подвержены издевательствам и физическим расправам. Каждый день для них — испытание на прочность. Мужья бьют их, унижают, изменяют им, а они ничего не могут противопоставить их поведению. Слабость лишает их даже шанса за себя постоять. Такая жизнь вынуждает женщин спиваться и опускаться до насилия, ведь иначе терпеть такое отношение невозможно.

Анализ повести

2. Женская доля . На примере Варвары и Акулины мы видим, в каком бесправном положении оказались женщины. В семье они не защищены, а, напротив, подвержены издевательствам и физическим расправам. Каждый день для них — испытание на прочность. Мужья бьют их, унижают, изменяют им, а они ничего не могут противопоставить их поведению. Слабость лишает их даже шанса за себя постоять. Такая жизнь вынуждает женщин спиваться и опускаться до насилия, ведь иначе терпеть такое отношение невозможно.

Анализ повести 3. Деградация института семьи . Близкие люди должны поддерживать друг друга, для этого они и живут вместе. Но в мире Горького все перепуталось: близкий человек только тем примечательнее других, что бьет больнее. В семье царят насилие и произвол. Дети и женщины находятся в уязвимом и рабском положении, никто не защищает их права. Старики и вовсе лишаются всего, ведь не могут за себя постоять. Унижение порождает озлобленность. Дети готовы бросаться на взрослых с ножом в руках, а мать готова избить сына за рубль, потраченный на книги.

Анализ повести

3. Деградация института семьи . Близкие люди должны поддерживать друг друга, для этого они и живут вместе. Но в мире Горького все перепуталось: близкий человек только тем примечательнее других, что бьет больнее. В семье царят насилие и произвол. Дети и женщины находятся в уязвимом и рабском положении, никто не защищает их права. Старики и вовсе лишаются всего, ведь не могут за себя постоять. Унижение порождает озлобленность. Дети готовы бросаться на взрослых с ножом в руках, а мать готова избить сына за рубль, потраченный на книги.

Анализ повести 4. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.

Анализ повести

4. Народ – русский народ в изображении Горького предстаёт нам озлобленной и забитой массой, страдающей от чудовищной нищеты и лишений, однако писатель винит в таком положении вещей не сам народ, а то несправедливое положение вещей, которое глубоко укоренилось в обществе Российской империи. Он показывает, что даже в таком ужасном положении можно найти и хороших людей, вроде Акулины Ивановны, в которых осталось что-то человеческое.

Анализ повести Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Анализ повести

Повесть «Детство» представляет собой зарисовку из жизни провинциального города на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Писатель честно и в полной мере демонстрирует нам абсолютно дикие нравы российского общества и все самые неприглядные стороны жизни. Смысл повести «Детство» заключается в демонстрации того, что бедняки лишены светлой поры. Они сразу рождаются взрослыми и терпят ужасное обращение, пока сами не ожесточаются.

Анализ повести  Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Анализ повести

Также Горький пытается переосмыслить свою собственную жизнь. Перенося на бумагу свои самые яркие детские воспоминания, он пытается понять, какое место они занимают в его жизни, как они повлияли на него, и был бы он тем, кто он есть, если бы не пережил всех этих страданий и лишений. Главная мысль повести «Детство» заключается в своеобразном становлении личности под гнетом социального неблагополучия. Народ так и останется темным и бедным, жестоким и жадным, если дети будут воспитываться в таких условиях и такими людьми.

Домашнее задание Темы сочинений:  1. Образ Алешы Пешкова — главного героя повести «Детство»;  2. Бабушка в жизни Алёши Пешкова в повести М. Горького «Детство»;  3. Судьба деда Каширина по повести М. Горького «Детство»;  4. Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького «Детство»;  5. Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство».

Домашнее задание

Темы сочинений: 1. Образ Алешы Пешкова — главного героя повести «Детство»; 2. Бабушка в жизни Алёши Пешкова в повести М. Горького «Детство»; 3. Судьба деда Каширина по повести М. Горького «Детство»; 4. Доброта и жестокость в жизни героя Максима Горького «Детство»; 5. Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анастасия Дмитриевна Проценко

Дата: 04.06.2024

Номер свидетельства: 652022


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства