kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для внеклассного мероприятия "Живая классика",посвящённое 75-летию со Дня Победы в ВОв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение интереса к чтению учащихся, расширение их читательского кругозора.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для внеклассного мероприятия "Живая классика",посвящённое 75-летию со Дня Победы в ВОв»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия

«Живая классика»-2020, посвящённый 75-летию Великой Отечественной войны


Составитель: учитель русского языка и литературы Шулепова О.Н..

Цели и задачи конкурса:

Цели:

1. Расширение у студентов читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельности в выборе чтения книг.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3. Развитие у студентов художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений (отрывков), артистизма.

4. Воспитание у студентов интереса к художественному тексту и к авторской мысли.

Задачи:

1. Выразительно, эмоционально прочитать прозаическое произведение

(или отрывок).

2. Показать значимость прозаического слова через мимику, жесты.

5. Выявить и поддержать талантливых детей.

Методика проведения (выбранные методы, средства, технологические приемы)

При подготовке мероприятия использованы следующие методы и приемы работы с детьми:

- обучение анализу текста;

- обучение выразительному чтению;

- обучение актерскому мастерству


Ход проведения мероприятия.


Ведущий 1 .Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги! Мы рады видеть Вас в нашем зале! Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.


Ведущий 2.   В этом году наша страна отмечает великую дату -75 лет со дня Победы над фашистскими захватчиками. У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну.


Ведущий 1 .К теме Великой Отечественной войны обращались очень многие поэты и писатели, и сегодня мы услышим несколько произведений, которые затрагивают нашу душу.


Ведущий 2.  Началось всё в далеком 1941 году. Весь народ от мало до велика, поднялся на защиту своей Родины. По всей стране передавался из уст в уста призыв - «Родина - мать зовет».  Наши солдаты шли защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. Без малого 4 года гремела грозная война, фашисты разрушили и сожгли сотни тысяч городов, деревень и поселков. Трудно найти в нашей стране семью, которая не потеряла бы отца или мать, сына или дочь, сестру или брата. Об этом мы должны помнить всегда!!!


Ведущий 1. Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «дочь», «сестра», « жена», « друг», «любимая» и самое высокое - «мать»…

Ведущий 2. Мама… Это первое слово, которое произносит ребёнок, едва научившись говорить. Мама… Мы  обращаемся к тебе, когда нам плохо, больно, тревожно. Мама для нас словно оберег, защищающий от напастей и бед. А вот когда нам хорошо, спокойно, мы не вспоминаем это слово, как и не вспоминаем саму маму.

Ведущий 1 .  Мы думаем, что мама – «величина постоянная» и никуда и никогда она не денется. С их слов мы черпаем силу.Их поддержка помогает нам идти и жить дальше несмотря ни на что.А Олег Кошевой из молодой гвардии мысленно постоянно обращался к матери , ему эта поддержка была как благословление Божье.

- Александр Фадеев. Отрывок из романа «Молодая гвардия»(Руки матери) звучит в исполнении


…Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.  


  С того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, как ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла ведра в коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка.


Я помню , как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы ни сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались.

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была возле меня, и ночник горел в комнате, ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!


Оглянись и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери?

А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.


Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…


Ведущий 2. Борис Васильев– писатель, которого относят к числу классиков русской литературы позднего советского и современного периода. Основной тематикой его произведений стала Великая Отечественная война. Одно из них – повесть «Завтра была война» . Сюжет произведения основан на воспоминаниях автора о днях своей ранней юности. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.


Ведущий 1 .  продолжит тему войны, и сейчас в ее исполнении прозвучит отрывок из повести

Б.Васильева «Завтра была война».


Вика лежала спокойная, только очень белая — белее цветов. Начался мелкий осенний дождь, но все стояли не шевелясь, а Искра смотрела, как постепенно намокают и темнеют цветы, как стекает вода по мертвому лицу, и ей хотелось накрыть Вику, упрятать от дождя, от сырости, которая теперь навеки останется с нею.

— Товарищи! — вдруг очень громко сказал директор.-Парни и девчата, смотрите. Во все глаза смотрите на вашу подругу. Хорошо смотрите, чтобы запомнить. На всю жизнь запомнить, что убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость. Запомните это ребята, на всю жизнь запомните!..

Он странно всхлипнул и с размаху закрыл лицо ладонями, точно ударил себя по щекам. Учительницы подхватили его, повели в сторону, обняв за судорожно вздрагивающие плечи. И снова стало тихо. Лишь дождь шуршал.

— Зарывать, что ли? — ни к кому не обращаясь, сказал мужик с заступом.

Искра шагнула к гробу, вскинула голову:

До свиданья, друг мои, до свиданья.

Милый мои, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди…

Она звонко, на все кладбище кричала последние есенинские строчки. Слезы вместе с дождем текли по лицу, но она ничего не чувствовала. Кроме боли. Ноющей, высасывающей боли в сердце.

Рядом, обнявшись, плакали Лена и Зиночка. Рыдающую в голос Розу с двух сторон поддерживали отец и Петька, забыв о ссоре и торжественных проклятиях. Громко всхлипывал Вовик Храмов, тихий отличник, над которым беззлобно и постоянно потешался весь класс все восемь лет.

— Не уберег я тебя, девочка, — сдавленно сказал Коваленко. — Не уберег…

— Прощайтесь! — крикнула Роза, ладонями вытирая лицо.-Пора уж. Пора.


Ведущий 2. Грозный сорок первый. Как он изменил судьбы людей. Мечты, любовь, счастье – всё опалил огонь жестокой, кровопролитной войны. Безмятежная жизнь сменилась военными буднями.


Евгений Рыбаков «Небольшой рассказ о войне»звучит в исполнении


Я В БОГА ПОВЕРИЛ НА ВОЙНЕ

Я в Бога поверил на войне, – рассказывал дед, – и из-за одного человека. Звали Анатолий. Он служил в нашем танковом расчете с декабря 1941-го. Механиком. Парень был с Псковщины из городка Порхова. Он был весь спокойный, с виду неторопливый. И всегда крест на шее. Перед всяким боем он обязательно осенял себя крестным знамением.

Наш командир – Юра, яростный комсомолец, прямо видеть не мог ни крестика этого медного, ни крестного знамения.– Ты что, из попов?! – так и налетал он на Анатолия. – И откуда вы, такие, беретесь? И как тебя только на фронт позвали? Ты же не наш человек!

Толя с обычным своим достоинством отвечал, не спеша с расстановкой: «Я наш, пскопской, русской, стало быть. И не из попов, а из крестьян. Верующая у меня бабушка, дай ей Бог здравия, она и воспитала в вере. А на фронте я – доброволец, ты же знаешь. Православные всегда за Отечество воевали».

Юрка кипел от злости, но придраться к Толе, кроме креста, было не за что – танкист был как полагается. Когда в 42-м мы однажды едва не попали в окружение, помню, как Юрий нам всем сказал: – Значит, если у немцев окажемся, всем приказ – застрелиться. Нельзя сдаваться!

Мы молчали, подавлено и напряженно, один Толя ответил, как всегда не торопясь: «Я стреляться не могу, этого греха Господь не прощает, самоубийства, стало быть».

– А если к немцем попадешь и предателем заделаешься? – зло бросил Юрий. – Не заделаюсь. Мы, пскопские, – людишки крепкие, – ответил Толя. Слава Богу, мы тогда избежали окружения и плена…

Ведущий 1. Советская и белорусская писательница, журналистка Светлана Алексиевич пишет на русском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год. «Последние свидетели»- знаменитое произведение, в котором собраны воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет - самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей.


Ведущий 2.Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...


Отрывок из книги С. Алексиевич "У войны не женское лицо"

читает

Какая я была в детстве? На спор прыгала со второго этажа школы. Любила футбол, всегда вратарем у мальчишек была. Когда началась финская война, без конца убегала на финскую войну. А в сорок первом как раз окончила семь классов и успела отдать документы в техникум. Тетя плачет: „Война!“, а я обрадовалась, что пойду на фронт, смогу проявить себя. Откуда я знала, что такое кровь?

Когда формировалась первая гвардейская дивизия народного ополчения, нас, несколько девчонок, взяли в медсанбат.

Позвонила тете:

— Ухожу на фронт.

На другом конце провода мне ответили:

— Марш домой! Обед уже простыл.

Я повесила трубку.

Потом мне ее было жалко. Потом началась блокада, а она осталась одна. Старенькая.

Помню, отпустили меня в город. Прежде чем пойти к тете, я зашла в магазин. До войны страшно любила конфеты. Говорю:

— Дайте мне конфет.

Продавщица смотрит на меня, как на сумасшедшую. Я не понимала: что такое карточки, что такое блокада? И тогда все люди в очереди повернулись ко мне, а у меня винтовка больше, чем я. Когда нам их выдали, я посмотрела и думаю: „Когда я дорасту до этой винтовки?“

И все вдруг стали просить, вся очередь:

— Дайте ей конфет. Вырежьте у нас талоны.

И мне дали.

Ведущий 1.Война обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушила светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала уходили из детства на фронт.

Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка?

И сам ответил - слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну

революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит.

Всего одна слезинка...

"Запомни: Мариуполь, парковая, 6..." исполняет

Как не хотелось умирать... Никогда так умирать не хочется, как на

рассвете...

Нас ведут на расстрел. Ведут быстро. Немцы куда-то спешат, это я поняла

из их разговора. До войны любила уроки немецкого языка. Даже сама выучила наизусть несколько стихотворений Гейне. Нас трое: двое военнопленных – два старших лейтенанта и я. Девченка... Меня словили в лесу, когда оружие

собирала. Несколько раз удирала, а на третий словили.

Умирать страшно...

Мне шепчут:

-- Беги!! Мы бросимся на конвойных, а ты прыгай в кусты.

-- Не побегу...

-- Почему?

-- Буду с вами.

Я хотела погибнуть вместе с ними. Как солдат.

-- Приказываем: бежать! Жить!

Один, Данила Григорьевич Иорданов, был из Мариуполя, другой, Александр

Иванович Ильинский, из Брянска.

-- Запомни: Мариуполь, Парковая, 6... Запомнила?

-- Брянск, улица... Запомнила?

Стали стрелять...

Побежала... Я бежала... В голове у меня стучало: так-так... запомнить...

так-так-так... запомнить. И от страха забыла.

Я забыла название улицы и номер дома в Брянске...


Ведущий 2. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…


Светлана Алексиевич "Жить хочу! Жить хочу!.."


От этих зрелищ, от этих огней... Это - мое богатство... Это - роскошь,

то, что я пережил...

Мне никто не верит... Даже мама не верила... Когда после войны стали

вспоминать, она удивлялась: "Ты не мог сам это запомнить, ты был маленький.

Тебе кто-то рассказал..."

Нет, я сам помню...

Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: "Жить хочу! Жить хочу!"

Боялся умереть, хотя что я мог тогда знать о смерти? Ну, что?

Сам помню...

Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только

смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей

оставить... маленький кусочек... И не смог. Брат тоже не смог... Нам было

стыдно. Ужасно стыдно.

Нет, я сам...

Увидел первого нашего солдата... По-моему, это был танкист, вот это

точно не скажу... И побежал к нему: "Папа!!" А он поднял меня на руки к

небу: "Сынок!"

Я все помню...

Я помню, как взрослые говорили: "Он - маленький. Не понимает". А я

удивлялся: "Какие странные эти взрослые, почему они решили, что я ничего не понимаю? Я все понимаю". Мне даже казалось, что я понимаю больше, чем они, потому что я не плачу.

Война - это мой учебник истории. Мое одиночество... Я пропустил время

детства, оно выпало из моей жизни. Я человек без детства, вместо детства у

меня была война.

Так в жизни меня потрясла потом только любовь. Когда я влюбился...

Узнал любовь...


Ведущий 1 . Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь, испепеляющие все на своем пути. Искаженные ужасом лица женщин и детей, стоны раненых, грохот орудий, свист пуль, а вместе с этим — страх и ужас за судьбу детей, родных, близких, любимых, боль и отчаяние в одночасье разбившихся надежд на светлое будущее, радость и счастье.

Кори Маркевич «Монолог о Войне»-

А вы знаете, первое воспоминание из детства. Я и родители в саду. Мы ели пироги, пили вкусный чай. И много - много смеялись. Папа брал меня на руки, подкидывал и кружил, кружил…. Память сохранила всё до деталей, мамин ситцевый платок, папины шершавые руки. Если бы я только знала тогда, что с нами станет, если бы только знала, что будет дальше...

А дальше, а дальше война пришла. Нет, она не пришла, она ворвалась мгновенно и забрала у меня всё… Мой отец погиб на войне, на фронте в июле 41, маю мать, убили немцы в 43… нет, не просто убили, а они её измучили, поиздевались, и убили, расстреляли. А я выжила, выжила понимаете выжила, под кроватью спряталась и выжила, а сердце тогда стучало тихо так тук- тук … тук- тук.… Вот только не понимаю зачем? Зачем?

А у отца глаза были как небо майское, теплое, нежное, а теперь они закрыты, и он зарыт! где – где же он зарыт? Там? Там? или там? Папа! папочка мой! А маму, мамочку они и её забрали, а я в её память тюльпаны посадила, её любимые, а потом они и меня забрали. От дома нашего, от сада нашего. Но я пережила всё это, пережила. Вот только спать не могу больше, не могу! Снится дом наш, отец снится и немцы, и война снится и войной пахнет, и война стонет и люди в крови все, кричат, плачут и умирают… и я просыпаюсь, кричу и просыпаюсь, и сердце стучит снова как тогда тук- тук… тук-тук…

Так будь же ты проклята война! А вы благодарны будьте, что живёте во время мирное и спокойное. И не забывайте: это история ваша, это прошлое ваше. И вы, вы тоже помните…

Ведущий 2. С войной пришёл голод, все, в том числе и дети, недоедали, собирали на полях колоски, остатки картофеля, капустные кочерыжки, потому что недостаточно было продуктов.. Нередко ели оладьи из очисток картофеля. Кусковой сахар был большой редкостью. Вы знаете, что такое «затируха»? В кипящую воду бросается сколько-то жменек муки, перемешивается, еда готова.

Читает

Я смотрела на них глазами маленькой девочки... Маленькой деревенской

девочки. Широко раскрытыми глазами...

Близко увидела первого немца... Высокий, голубые глаза. Я так

удивилась: "Такой красивый, а убивает". Они были красивые...

Наверное, это мое самое сильное впечатление. Мое первое впечатление от

войны...

Жили мы: мама, две сестрички, братик и курица. У нас одна курица

осталась, она с нами в хате жила, с нами спала. С нами от бомб пряталась.

Она привыкла и ходила за нами, как собачка. Как мы ни голодали, а курицу спасли. А голодали так, что мать за зиму сварила старый кожух и все кнуты, а нам они пахли мясом. Братик грудной... Заваривали кипятком яйцо, и эту водичку давали ему вместо молока. Он переставал тогда плакать и умирать...

А вокруг убивали. Убивали. Убивали... Людей, коней, собак... За войну у

нас всех коней убили. Всех собак. Правда, коты уцелели.

Днем немцы приходят: "Матка, дай яйца. Матка, дай сало". Стреляют. А

ночью партизаны... Партизанам надо было выжить в лесу, особенно зимой. Они ночью стучали в окно. Когда добром заберут, когда силой... У нас вывели коровку... Мама плачет. И партизаны плачут... Не рассказать. Не рассказать, милая. Нет! И нет!

Мама с бабушкой пахали так: сначала мама надевала на шею хомут, а

бабушка шла за плугом. Потом они менялись, другая становилась конем. Я мечтала скорее вырасти... Жалко было маму и бабушку...

После войны на всю деревню была одна собака (чужая прибилась) и одна наша курица. Яйца мы не ели. Собирали, чтобы вывести цыплят.

Я пошла в школу... Оторвала со стены кусок старых обоев - это была моя

тетрадка. Вместо резинки - пробка из бутылки. Выросли осенью бураки, так мы радовались, что сейчас натрем бураков и у нас будут чернила. День-два эта каша постоит и становится черная. Уже было чем писать.

Еще помню, что мама и я любили вышивать гладью, обязательно чтобы веселенькие цветочки были. Черных ниток я не любила.

И сейчас не люблю черный цвет...


Ведущий 1. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Ленинград был отрезан от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная «Дорога жизни».

Ведущий 2. Всю жизнь Михаил Пришвин записывал то, что видел и что слышал от людей, в свои тетрадки. Тетрадки эти он очень берег. О них писал: «Никакие сокровища в свете не могли бы возместить мне эту кладовую записанных слов и переживаний». В этих его записях не выдумка, а сама жизнь.

 

Эти пришвинские тетрадки сохранили истории детей, вывезенных из блокадного Ленинграда в усадьбу Ботик на берегу Плещеева озера под Переславлем-Залесским. 


« Папа-генерал» -Михаил Пришвин ,читает

 

Однажды приехал на своей машине знатный военный в генеральском чине и в больших орденах. Он вышел к детям с кулечком конфет и поровну всем сам разделил. Когда кончилась суета разбора конфет, все дети начали молча жевать, и только один Ваня преодолел страсть к конфетке и предпочел сначала поблагодарить генерала.

 

– Разрешите мне,– сказал он генералу, – называть вас своим папой?

 

– А у тебя разве нет своего?

 

– Был у меня папа, – ответил сирота, – а теперь нет папы.

 

Генерал взял мальчика за руку, пошел к маме-директору. Там они долго о чем-то говорили и что-то записывали. После того военный посадил мальчика в машину свою и увез.

 

Через месяц от мальчика получилось известие: генерал увез его на Дальний Восток.

 

Где это такая страна – Дальний Восток? Какая это страна, что там? Стали допытываться и узнали, что там Тихий океан, что вороны там не серые, а черные, что сороки там голубые и много прекрасного, чего у нас нет. И всем захотелось попасть в эту чудесную страну с голубыми сороками, но ведь без папы не попасть туда, может быть, потому-то он и папа, что он увозит детей на Дальний Восток.

 

– Почему же он,– спрашивали мальчики с завистью,– одного только Ваню выбрал себе?

 

Воспитательница не нашлась, как объяснить детям, что есть во всякой любви минута личной встречи, и объяснила простым словом «потому».

 

– Вы же сами знаете,– отвечала она,– прежде чем класть конфетку в рот, Ваня поблагодарил генерала, и потому тот согласился сделаться папой. Вот бы и вам так поблагодарить, и был бы Дальний Восток, а вы, глупенькие, съели по конфетке – с вас и довольно.



Ведущий 1.Женщина и война… Эти понятия несовместимы и несут в себе явную противоположность. Но военные годы диктуют другие правила. Еще вчера девочки-выпускницы кружились в вальсе, прощаясь со школой, а сегодня их хрупкие плечи обнимает военная форма. Эти женщины, совсем еще девочки, и мамами не успели стать, а учились выполнять неженскую работу.


Ведущий 2. Каждый рассказ Елены Пономаренко- это отдельно прожитая женская жизнь на войне , это не просто слова, это крик и боль сердца, это ее слезы. В каждом рассказе звучит правда. Истории трогают своей искренностью, правдивостью, они наполнены добротой. Если мы не будем чтить память погибших и рассказывать правду, наши дети вырастут безразличными, черствыми людьми. И нас с вами забудут, очень скоро, потому что мы не научим их помнить своих предков.


Елена Пономаренко «Леночка» слушаем



(Трек «Поиск раненых» из фильма «Звезда»)

Теплом и гомоном грачей наполнялась весна. Казалось, что уже сегодня кончится война. Уже четыре года как я на фронте. Почти никого не осталось в живых из санинструкторов батальона.

Моё детство как-то сразу перешло во взрослую жизнь. В перерывах между боями я часто вспоминала школу, вальс… А наутро война. Решили всем классом идти на фронт. Но девчонок оставили при больнице проходить месячные курсы санинструкторов.

Когда я прибыла в дивизию, уже видела раненых. Говорили, что у этих ребят даже оружия не было: добывали в бою. Первое ощущение беспомощности и страха я испытала в августе сорок первого… 
— Ребята есть кто живой? – пробираясь по окопам, спрашивала я, внимательно вглядываясь в каждый метр земли. – Ребята, кому помощь нужна? 
Я переворачивала мёртвые тела, все они смотрели на меня, но никто не просил помощи, потому что уже не слышали. Артналёт уничтожил всех… 
— Ну не может такого быть, хоть кто-то же должен остаться в живых?! Петя, Игорь, Иван, Алёшка! – я подползла к пулемёту и увидела Ивана. 
— Ванечка! Иван! – закричала во всю мощь своих лёгких, но тело уже остыло, только голубые глаза неподвижно смотрели в небо. 
Спустившись во второй окоп, я услышала стон. 
— Есть кто живой? Люди, отзовитесь хоть кто-нибудь! – опять закричала я. 
Стон повторился, неясный, глухой. Бегом побежала мимо мёртвых тел, ища его, оставшегося в живых. 
— Миленький! Я здесь! Я здесь! 
И опять стала переворачивать всех, кто попадался на пути. 
– Нет! Нет! Нет! Я обязательно тебя найду! Ты только дождись меня! Не умирай! – и спрыгнула в другой окоп. 
Вверх, взлетела ракета, осветив его. Стон повторился где-то совсем рядом. 
— Я же потом никогда себе не прощу, что не нашла тебя, – закричала я и скомандовала себе: — Давай. Давай, прислушивайся! Ты его найдёшь, ты сможешь! 
Ещё немного – и конец окопа. Боже, как же страшно! Быстрее, быстрее! «Господи, если ты есть, помоги мне его найти!» – и я встала на колени. Я, комсомолка, просила Господа о помощи… 
Было ли это чудом, но стон повторился. Да он в самом конце окопа! 
— Держись! – закричала я что есть сил и буквально ворвалась в блиндаж, прикрытый плащ-палаткой. 
— Родненький, живой! – руки работали быстро, понимая, что он уже не жилец: тяжелейшее ранение в живот. Свои внутренности он придерживал руками. 
— Тебе придётся пакет доставить, – тихо прошептал он, умирая. 
Я прикрыла его глаза. Передо мной лежал совсем молоденький лейтенант. 
— Да как же это?! Какой пакет? Куда? Ты не сказал куда? Ты не сказал куда! – осматривая все вокруг, вдруг увидела торчащий в сапоге пакет. 
«Срочно, – гласила надпись, подчёркнутая красным карандашом. – Полевая почта штаба дивизии». 

Сидя с ним, молоденьким лейтенантом, прощалась, а слезы катились одна за другой. Забрав его документы, шла по окопу, шатаясь, меня подташнивало, когда закрывала по пути глаза мёртвым бойцам. 
Пакет я доставила в штаб. И сведения там, действительно, оказались очень важными. Только вот медаль, которую мне вручили, мою первую боевую награду, никогда не надевала, потому как принадлежала она тому лейтенанту, Останькову Ивану Ивановичу. 
…После окончания войны я передала эту медаль матери лейтенанта и рассказала, как он погиб. 
А пока шли бои… Четвёртый год войны. За это время я совсем поседела: рыжие волосы стали совершенно белыми. Приближалась весна с теплом и грачиным гомоном.

Ведущий 1. Что может быть страшнее фашистской оккупации? Но и в тылу врага люди не сидели сложа руки, не дожидались, когда их освободит Советская армия. Они уходили в глубокое подполье, становились партизанами, совершали настоящие подвиги, помогали фронту быстрее разбить врага. В Великой Отечественной войне участвовали и стар и млад, и мужчины, и женщины, и дети… Зачастую их подвиги оставались неизвестными или были забыты с годами. Об одном из таких героев мало кто знает, — о 12-летнем мальчишке с горькой сиротской судьбой .

История о Володе Щербакове.

Мы продолжаем тему войны –«12-летний диверсант» –Алексеева Даша

Трифонов последнюю пулю пустил себе в висок, не желая сдаваться в плен. Немцы обыскали погибших партизан. Тяжело раненная девушка-радистка была ещё жива, немцы даже успели её один раз допросить. Она сообщила, что прилетела уничтожить их, но не выдала ни коды, ни шифры. Вскоре она скончалась в госпитале в Покровске.

А когда немцы подошли к мешку взрывчатки и отодвинули его, то увидели Володю Щербакова... Загалдели: «Киндер партизан! Киндер партизан!». Они впервые видели ребёнка-диверсанта, 12-летнего мальчишку, и захотели сфотографироваться. Подошли офицеры, шесть или семь человек, достали фотоаппарат, столпились вокруг. И тогда Володя совершил то, что его обессмертило.

В оккупированном Ростове он всегда таскал с собой лимонку. Была она с ним и в этот раз. Когда ему освободили руки, он вытащил из кармана гранату и, дёрнув кольцо, сунул руку под мешок со взрывчаткой. Взбух огромный огненный шар, выбило окна во многих кварталах, а всех немцев, что были рядом с ним, разнесло в клочья.

После освобождения посёлка Покровского и города Чистякова были получены данные, что Володя вместе с собой подорвал от 150 до 170 фашистов.

Юный партизан и разведчик-диверсант посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза.

Ведущий 2. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне.

Ведущий 1.Наша святая обязанность сегодня – не забывать о солдатах и тружениках тыла, ковавших эту победу, бережно хранить добрые, славные традиции нашего народа…

И вновь рассказ С. А. Алексиевич в исполнении Ролдугина Максима

"А смотрел ли на это Бог? И что он думал..."

Я видел то, что нельзя видеть... Человеку нельзя. А я был маленький...

Я видел, как солдат бежит и как будто спотыкается. Падает. Долго

царапает землю, обнимает ее...

Я видел, как гнали через деревню наших военнопленных. Длинные колонны.

В рваных и обожженных шинелях. Там, где они стояли ночью, была обгрызена кора с деревьев. Вместо еды им забрасывали дохлую лошадь... Они рвали ее...

Я видел, как ночью пошел под откос и сгорел немецкий эшелон, а утром

положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили по ним паровоз...

Я видел, как запрягали в брички людей. У них были желтые звезды на

спине... Их погоняли кнутами. Весело катались...

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей. И бросали в

огонь. В колодец... А до нас с мамой очередь не дошла...

Я видел, как плакала соседская собака. Она сидела на золе соседской

хаты. Одна... У нее были глаза старого человека...

А я был маленький...

Я вырос с этим... Я вырос мрачным и недоверчивым, у меня тяжелый

характер. Когда кто-то плачет, мне не жалко, а, наоборот, легче, потому что

сам я плакать не умею.

Меня трудно любить. Я знаю... Я сам знаю...

Прошло много лет... Теперь я хочу спросить: а смотрел ли на это Бог? И

что он думал...


Ведущий 2.Ценой более 30 миллионов жизней советских людей была завоевана Победа в Великой Отечественной войне.


Ведущий 1.Много испытал советский солдат: он видел гибель своих фронтовых товарищей, сам не раз был в шаге от смерти, у многих фашисты убили родных и близких, но, несмотря на это советский воин сумел сохранить человечность и великодушие.

И завершает конкурс «Живая классика 2020» Татаринцев Денис

"Всем хотелось поцеловать слово "Победа"

Я помню, как война кончилась... Девятое мая сорок пятого года...

В детский сад прибежали женщины:

-- Дети, победа! Победа-а-а-а!

Смеются и плачут. Плачут и смеются.

Стали нас все целовать. Незнакомые женщины... Целуют и плачут...

Целуют... Включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые... Кто сам лез... Залазили один на одного лесенкой, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись... Всем хотелось поцеловать слово

"победа"...

Вечером был салют. Небо сияло. Мама открыла окно и заплакала:

-- Сыночек, запомни это на всю жизнь...

Когда вернулся с фронта отец, я его боялся. Он даст мне конфету и

просит:

-- Скажи: папа...

Возьму конфету, спрячусь с ней под стол:

-- Дядя...

У меня всю войну папы не было. Я вырос с мамой и бабушкой. С тетей.

Не представлял : что будет делать в нашем доме папа?

Он же придет с винтовкой...


Ведущий 2.Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон….


Ведущий 1.Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство—счастливое и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения… Для нас война – история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы...


     Я недавно смотрела старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

- Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шулепова Ольга Николаевна

Дата: 26.10.2020

Номер свидетельства: 561394

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1160 руб.
2110 руб.
1070 руб.
1940 руб.
1450 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства