kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Д. Алигьери.,,Божественная комедия,,"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Данте Алигьери,,Божественная комедия,," может быть использована при обзорном изучении биографии итальянского поэта и его поэмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Д. Алигьери.,,Божественная комедия,,"»

Данте Алигьери «Божественная комедия» Уроки литературы для учащихся 9 класса      г. Ярославль, 2015

Данте Алигьери

«Божественная комедия»

Уроки литературы

для учащихся 9 класса

г. Ярославль, 2015

Данте Алигьери. 1265-1321 Дант  Поэт! В твоих чертах заметен  явный след Святого гения и многолетних бед!.. Под узкой шапочкой, скрывающей  седины, Не горе ль провело на лбу твоём  морщины? Скажи, не оттого ль ты губы крепко сжал, Что граждан бичевать проклятых ты  устал? А эта горькая в устах твоих усмешка Не над людьми ли, Дант? Презренье  и насмешка Тебе идут к лицу. Ты родился, певец, В стране несчастливой. Терновый твой  венец Ещё на утре дней, в начале славной  жизни, На долю принял ты из рук своей  отчизны. О Дант! кто жизнь твою умел прочесть,  как повесть, Тот может понимать твою святую  горесть…  Огюст Барбье Сандро Боттичелли. Портрет Данте. 1495

Данте Алигьери. 1265-1321

Дант

Поэт! В твоих чертах заметен

явный след

Святого гения и многолетних бед!..

Под узкой шапочкой, скрывающей

седины,

Не горе ль провело на лбу твоём

морщины?

Скажи, не оттого ль ты губы крепко сжал,

Что граждан бичевать проклятых ты

устал?

А эта горькая в устах твоих усмешка

Не над людьми ли, Дант? Презренье

и насмешка

Тебе идут к лицу. Ты родился, певец,

В стране несчастливой. Терновый твой

венец

Ещё на утре дней, в начале славной

жизни,

На долю принял ты из рук своей

отчизны.

О Дант! кто жизнь твою умел прочесть,

как повесть,

Тот может понимать твою святую

горесть…

Огюст Барбье

Сандро Боттичелли.

Портрет Данте. 1495

«Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал к тому же сутулиться, ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобало его годам. Лицо у него было продолговатое и смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперёд, густые чёрные волосы курчавились, ровно, как и борода, вид был неизменно задумчивый и печальный».  (Джованни Боккаччо, первый биограф Данте. ) Андреа Дель Кастаньо. Данте

«Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал к тому же сутулиться, ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобало его годам. Лицо у него было продолговатое и смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперёд, густые чёрные волосы курчавились, ровно, как и борода, вид был неизменно задумчивый и печальный». (Джованни Боккаччо, первый биограф Данте. )

Андреа Дель Кастаньо. Данте

Семья

Семья

  • Май 1265 – родился во Флоренции.
  • Родители – происходили из рода рыцаря Каччагвиды; небогатый, не очень знатный феодальный род.
  • Отец – вероятно, юрист и ростовщик.
  • Мать – умерла, когда Данте был ребёнком.
  • Дуранте – полное имя мальчика, но в историю вошёл с уменьшительным – Данте.
Учёба

Учёба

  • Обычное для своего времени образование.
  • Изучал средневековую латынь, которая была языком науки и поэзии, 7 свободных искусств (история, литература, грамматика, риторика), получил сведения по географии и астрономии.
  • Самообразование.
  • Школа правоведения в Болонье.
Беатриче

Беатриче

  • 1274 – встреча Данте и Беатриче (Данте – 9, Беатриче – 8 лет).
  • Цифра 9 в творчестве Данте – символ Беатриче, символ платонической любви. Когда в произведении появляется цифра 9, надо искать в тексте тайный смысл.
  • Беатриче – вечный символ недосягаемой платонической любви человека в жизни и в смерти.
  • Стала героиней «Новой жизни» (о её земной жизни) и «Комедии» (о жизни в загробном мире).
Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче на набережной Флоренции

Генри Холидей. Встреча Данте и Беатриче на набережной Флоренции

Творчество

Творчество

  • «Новая жизнь» (1292-1293) – автобиографическая повесть в стихах и прозе - рассказывает о молодых годах Данте и о любви к Беатриче. Прославила имя Данте. Книга стала первой лирической исповедью в мировой литературе, впервые рассказавшей о великой любви и великой скорби живого человеческого сердца.
  • 1308 – трактат «О монархии».
Политическая обстановка в Италии

Политическая обстановка в Италии

  • Страна раздроблена на феодальные государства. Флоренция – феодальная республика. Аристократы входят в состав какого-нибудь цеха. (Данте – в цех аптекарей).
  • Население разделилось на политические партии: гвельфов (за власть папы) и гибеллинов (за власть императора).
  • Гвельфы разделились на белых (за независимость Флоренции от папы) и чёрных (за папскую власть). Данте – белый гвельф.
  • 1295-1301 – участие в политической жизни города.
  • 1302 – изгнание из Флоренции, приговор к «сожжению огнём, пока не умрёт»; дом разрушен, имущество разграблено.
«Комедия»

«Комедия»

  • ≈ 1307 – во время скитаний по Италии начал работать над «Комедией», в которой отразил страдания своих земляков и свои поиски истины.
  • Основная тема – справедливость в жизни земной и в загробном мире.
  • Название: мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности) и простой стиль, на народном языке.
  • 1555 – появление эпитета «Божественная» в издании, вышедшем в 1555 г. в Венеции.
Сандро Боттичелли.  Данте с «Божественной комедией»

Сандро Боттичелли. Данте с «Божественной комедией»

«Божественная комедия»

«Божественная комедия»

  • Цель создания «Комедии» - воспеть божественную Беатриче! Этот обет был дан Данте в «Новой жизни».
  • Жанр – поэма; 1) путешествие на тот свет, 2) путешествие в поисках своего идеала, и путь человека к Богу, 3) энциклопедия, полная разносторонних сведений, 4) гимн любви.
  • Композиция - три части-песни (кантика): «Ад» (вступление и 33 песни), «Чистилище» (33 песни), , «Рай» (33 песни). Песни примерно одинаковой длины – 130-150 строк.
  • Размер – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина изобретена Данте.
  • Терцина – строфа из 3 строк, цепь терцин не имеет завершения. Среднее количество стихов в «Чистилище» и «Рае» – по 144 000 (столько праведников в «Апокалипсисе»).
Символические цифры 3 и 9 Символически построена в честь Беатриче на цифрах 3 и 9.

Символические цифры 3 и 9

Символически построена в честь Беатриче на цифрах 3 и 9.

  • Трёхстрочная строфа.
  • Три песни.
  • В каждой части по 33 песни.
  • Три символических жены.
  • Три цвета, в которые облечена Беатриче.
  • Три символических зверя.
  • Три пасти Люцифера.
  • Три грешника, которых пожирает Люцифер.
  • Тройственное распределение ада с 9 кругами.
  • Девять уступов Чистилища.
  • Девять небесных сфер и т. д.
Встреча Данте с Вергилием. Средневековая миниатюра

Встреча Данте с Вергилием. Средневековая миниатюра

Проводники Данте

Проводники Данте

  • Вергилий – символ разума и науки – ведёт Данте через ужасы Ада и Чистилище к Беатриче.
  • Беатриче – олицетворение деятельной благодати.

Девять кругов Ада

Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.

2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи).

3-й круг. Чревоугодники, обжоры.

4-й круг. Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам).

5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые.

6-й круг (город Дит). Еретики и лжеучители.

7-й круг. - 1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).

  • 2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества). 3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).
  • 2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества).
  • 3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство).

8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада.

  • 1-й ров. Сводники и обольстители. 2-й ров. Льстецы. 3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. 4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи. 5-й ров. Мздоимцы, взяточники. 6-й ров. Лицемеры. 7-й ров. Воры. 8-й ров. Лукавые советчики. 9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие). 10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.
  • 1-й ров. Сводники и обольстители.
  • 2-й ров. Льстецы.
  • 3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.
  • 4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.
  • 5-й ров. Мздоимцы, взяточники.
  • 6-й ров. Лицемеры.
  • 7-й ров. Воры.
  • 8-й ров. Лукавые советчики.
  • 9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие).
  • 10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.

9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит.

  • Пояс Каина. Предатели родных. Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников. Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников. Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества Божеского и человеческого. Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Сатана) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).
  • Пояс Каина. Предатели родных.
  • Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников.
  • Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.
  • Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества Божеского и человеческого.
  • Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Сатана) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).
Сандро Боттичелли. План Ада.  1492-1500

Сандро Боттичелли. План Ада. 1492-1500

Итоги путешествия по Аду Ужасный путь, каким Данте прошёл через Ад, открыл ему не известный ранее мир, изменил героя поэмы. Данте обогатился опытом смерти, побывал в глубинах земли. Быстрое чередование событий и чувств закалило его характер, а Вергилий научил его подчиняться голосу рассудка. Увидев Ад, Данте многое понял. Поэт убедился, что если человек не будет руководствоваться в своих делах верой, надеждой, долгом и любовью, то жизнь на земле может уподобиться адом.

Итоги путешествия по Аду

Ужасный путь, каким Данте прошёл через Ад, открыл ему не известный ранее мир, изменил героя поэмы. Данте обогатился опытом смерти, побывал в глубинах земли. Быстрое чередование событий и чувств закалило его характер, а Вергилий научил его подчиняться голосу рассудка.

Увидев Ад, Данте многое понял. Поэт убедился, что если человек не будет руководствоваться в своих делах верой, надеждой, долгом и любовью, то жизнь на земле может уподобиться адом.

Итоги путешествия по Чистилищу Данте первым и единственным изобразил Чистилище – противоположность Ада. Данте по-прежнему говорит о соответствии греха и наказания. Но есть и новое: души постепенно изменяются, они становятся всё более совершенными, груз плоти всё меньше и меньше, а движение вверх, к вершине Чистилища, всё более стремительным.

Итоги путешествия по Чистилищу

Данте первым и единственным изобразил Чистилище – противоположность Ада. Данте по-прежнему говорит о соответствии греха и наказания. Но есть и новое: души постепенно изменяются, они становятся всё более совершенными, груз плоти всё меньше и меньше, а движение вверх, к вершине Чистилища, всё более стремительным.

Итоги путешествия по Раю Рай – это возможность любить. Радость отношений и связей составляет небесное счастье. Путь Данте окончен. Свою миссию он исполнил, рассказав миру о том, что он видел в Аду, чистилище и Рае.

Итоги путешествия по Раю

Рай – это возможность любить. Радость отношений и связей составляет небесное счастье.

Путь Данте окончен. Свою миссию он исполнил, рассказав миру о том, что он видел в Аду, чистилище и Рае.

Значение поэмы - Какие духовные ценности вы открыли, когда прочитали «Божественную комедию»? - В чём её общечеловеческое значение? - Какие образы произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему? - В чём состоит главная идея «Божественной комедии»?

Значение поэмы

- Какие духовные ценности вы открыли, когда прочитали «Божественную комедию»?

- В чём её общечеловеческое значение?

- Какие образы произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

- В чём состоит главная идея «Божественной комедии»?

Смысл «Божественной комедии»

Смысл «Божественной комедии»

  • Буквальный –
  • Аллегорический –
  • Моральный –
  • Анагогический (возвышающий, возвышенный, возносящий, таинственный) -
Перевод «Божественной комедии»

Перевод «Божественной комедии»

  • Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955) – русский советский поэт и переводчик.
  • Переводил У. Шекспира, М. Сервантеса, Ж. Б. Мольера, П. Корнеля, Лопе де Вегу, Р. Роллана, Фирдоуси.
  • Самая крупная работа – перевод «Божественной комедии», за которую в 1946 переводчик получил Государственную премию СССР.
Смерть В ночь с 13 на 14 сентября 1321 г. – умер. Похоронен в Равенне в мраморном саркофаге в церкви Сан Пьер Маджоре, названной позднее церковью Святого Франциска. 1490-е – постройка мавзолея над саркофагом Данте.  Мавзолей Саркофаг Данте

Смерть

  • В ночь с 13 на 14 сентября 1321 г. – умер.
  • Похоронен в Равенне в мраморном саркофаге в церкви Сан Пьер Маджоре, названной позднее церковью Святого Франциска.
  • 1490-е – постройка мавзолея над саркофагом Данте.

Мавзолей Саркофаг Данте

Ответ на вопрос - Поэма Данте вошла в сборник «Сто великих книг». Почему «Божественную комедию» Данте считают «великой книгой»?

Ответ на вопрос

- Поэма Данте вошла в сборник «Сто великих книг». Почему «Божественную комедию» Данте считают «великой книгой»?

Литература

Литература

  • Ерёмин В. Н. Сто великих литературных героев. – М.: Вече, 2011. – С. 146-148.
  • Ерёмин В.Н. Сто великих поэтов. – М.: Вече, 2008. – С. 91-96.
  • Уроки литературы. – 2010. - № 10.
  • Литература в школе. – 2010. - № 9. – С. 36-39.
Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

  • http://m.io.ua/img_aa/medium/2349/63/23496378.jpg - А. Кастаньо. Данте (21.09.2015)
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/Henry_Holiday_-_Dante_meets_Beatrice.jpg- Г. Холидей. Встреча Данте и Беатриче на набережной Флоренции (21.09.2015)
  • http://www.sanatindibi.com/wp-content/uploads/2015/06/Dante-Alighieri.jpg - С. Боттичелли. Данте с «Божественной комедией» (21.09.2015)
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/c/BC.jpg - Встреча Данте с Вергилием (21.09.2015)
  • http://padarozhnik.com/wp-content/uploads/ravenna/73.jpg - Мавзолей над саркофагом Данте (21.09.2015)
  • http://mysvitlit.at.ua/nov5/md.jpg- Саркофаг Данте (21.09.2015)
  • http://elenaranko.ucoz.ru/- Источник шаблона


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация "Д. Алигьери.,,Божественная комедия,,"

Автор: Галина Игоревна Новожилова

Дата: 29.10.2022

Номер свидетельства: 616198


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства