Данная презентация может быть использована на уроке в 11 классе, она является сопровождением к лекции учителя о поэзии постмодернизма 80-х - 90-х годов ХХ века. Споры о постмодернизме продолжаются до сих пор. Мнения исследователей весьма противоречивы. Очень часто критики смешивают понятия “постмодернизм”, “авангардизм”, “андеграунд”. Явление постмодернизма мы рассмотрели в контексте общей ситуации в современной поэзии. Также наши задачи - знакомство с основными направлениями поэтического постмодернизма, изучение творчества отдельных, наиболее ярких поэтов 80-х - 90-х годов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Постмодернизм в поэзии »
Постмодернизм в поэзии
Автор – Кобелева Н.А, учитель МОАУ СОШ №8 г. Кирова
Нет, ты только погляди,
как они куражатся!
Лучше нам их обойти,
эту молодежь!
Отынтерпретируют -
мало не покажется!
Так деконструируют -
костей не соберешь!
Т.Кибиров. (1999).
ПОСТМОДЕРНИЗМ
служит для обозначения: 1) Нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, характерного для различного вида современного искусства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т.д.); 5) художественно - эстетической системы, сложившейся во второй половине ХХ века; 6) теоретическая рефлексия на эти явления (в философии, эстетике).
Основные черты постмодернизма
Специфическое видение мира как хаоса.
Фрагментарность (коллаж, монтаж, расчленение литературного текста).
Интертекст.
Безличность.
Постмодернизм отказывается от традиционного “я”, усиливает стирание личности, подчеркивает множественность “я”.“Образ автора - “маска”.
Обращение к восточной культуре .
Реакция на массовую культуру.
Ирония .
Например, рассмотрим “Песню о сервилате” Т.Кибирова:
И опять:
Сервилат, сервилат,
Я еще не хочу умирать,
У меня есть еще адреса, голоса,
У меня есть еще полчаса...
Небеса, небеса, колбаса.
Легко узнать текст О.Мандельштама:
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня есть еще адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Концептуализм
“ Концептуализм (от “концепт” - идеологический штамп) - течение в современной поэзии. Представители его (Дм.Пригов, Т.Кибиров, Л.Рубинштейн и др.) видят смысл поэзии не в самом тексте, а между текстом и читателем. Они работают не с языком, а с сознанием, поэтому художественные особенности (метафоры, эпитеты) концептуалистов не интересуют.
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРИГОВ
Пригов (р.1940) – поэт, драматург, прозаик, художник, скульптор, автор визуальных и манипулятивных текстов. Окончил скульптурное отделение Московского высшего художественного промышленного училища, работал архитектором. С 1972 г. - свободный художник. Печатался в 60-е - 1-ой половине 80-х в самиздате и за границей.
Берем:
Уважаемые товарищи потомки!
Изменяем каждую вторую позицию
следующей ей позицией алфавита
Убажаемые тпварищи пптомки! -
Каждую четвертую - второй позицией
в следующем выражении:
Желания антропоморфны
онтологически!
Получаем:
Убаеаемые тпвнрищи пптнмки! -
Меняем позиции пятую с шестой:
Убаееамые тпнвщри пптнкми! -
Сокращаем все четные позиции и
получаем:
УАЕМЕ ТВЩИ ПТКИ
Меняем две первые позиции в первых
двух номерах,
а третий номер просто выкидываем
ТВЕМЕ УАЩИ
И посредством неупоминаемых
операций получаем:
Твои праотцы
т.е. Уважаемые товарищи потомки =
Твои праотцы.
ТИМУР КИБИРОВ
Кибиров Тимур (Запоев Тимур Юрьевич) родился в 1955 году. Начинал как председатель литературного андеграунда. Получил известность благодаря поэмам “Когда Ленин был маленьким”, “Жизнь К.У.Черненко”, “Сквозь прощальные слезы”. Кибиров появляется в печати с 1990 года. В 1993 г. он выпустил альбом - портрет “Стихи о любви”, имитирующий соцреалистический кич.
В 1994 г. выходит книга Кибирова “Сантименты”, в которой представлено его творчество 1986-1991 г.г.
Ироническая поэзия
В 70-е - 80-е годы образовалась группа “Московское время” (С.Гандлевский, Б.Кенжеев, В.Коркия, Е.Бунимович, И.Иртеньев и др.) В их лирике сочетались с острой иронией, доходящей до сарказма, горькие и трагические ноты”. Этих поэтов считают иронистами. К ним же причисляют В.Вишневского
ВЛАДИМИР ВИШНЕВСКИЙ.
Вишневский - известный поэт-иронист, автор сборников: “Поцелуй из первых уст” (1987), “Подписка о взаимности” (1988), “Московская прописка” (1989) и др. Книга иронических стихов “Спасибо мне, что есть я у тебя” (1992), в само название которой вынесен моностих, содержит свыше сотни одностиший:
“ И долго буду тем любезен я, и этим”;
“ Любви моей не опошляй согласьем”;
“ Да все пишу свои немодностишья”;
“ Страшусь: не звезданули бы по морде” и др.
Куртуазный маньеризм
Вадим Степанцов - Великий магистр;
Виктор Пеленягрэ - Архикардинал;
Андрэ Добрынин - Великий приор;
Константэн Григорьев - Штандарт-юнкер;
Александр Бардодыма - Черный Гранд-Коннетабль;
Дмитрий быков - Командор;
Анастасия Лятуринская - Кавалерственная дама
ЖЕНЩИНА У ЗЕРКАЛА.
Ах, кружевница, ах, шалунья, ах
В прозрачных ослепительных чулках...
Пускай меня рассудок не оставит,
Когда она на цыпочках впотьмах
У зеркала мгновенно их поправит...
Так ты все видел? Ах, негодник, ах.
ДООС
“ ДООС - Добровольное Общество Охраны Стрекоз - отделился в моем сознании от ДОСААФ в 1984 год, - рассказывает К.Кедров. - В этом слове слышится обозначение божественного и небесного закона ДАО у китайцев, а также эстетика даосских монахов, презирающих и высмеивающих человеческий земной разум”.
Девизом общества были выбраны слова басни Крылова: “Ты все пела? Это дело!” Поэтому оно стало называться “Добровольным Обществом Охраны Стрекоз”.
Кедров объясняет: “ДООС - это прежде всего мы трое: Елена Кацюба, Константин Кедров, Людмила Ходынская. Но стрекозиная стая пульсирует и трепещет. К нам примыкают А.Хвостенко и В.Толстой из Парижа, А.Ровнер из Нью-Йорка. Мы дружим с Г.Сапгиром и И.Холиным, нам шлют свои приветы Юнна Мориц и А.Вознесенский.
Тебе окрылись еще не все двери
Гул чугуна вес гула
красное остывая чернеет
что кровь что метал
открылись еще не все двери ТЕБЕ
глаза встречаются молча
пуговицы расстегиваются молча
молния делает вж-ж-ж-жик
еще не все двери ТЕБЕ ОТКРЫЛИСЬ
зимой черно-белый
летом вниз крышами в каналах
анти-святой анти-Петр анти-город
не все двери ТЕБЕ ОТКРЫЛИСЬ ЕЩЕ
мораль роль моли
санитарная дремота
внутри еще осыпалось
все двери ТЕБЕ ОТКРЫЛИСЬ ЕЩЕ НЕ
передвигая линии
переставляя слова
создаем варианты естества
ищем словесный ключ
пробираясь в понятий глушь
но порядок слов не закрепить
как птиц в караване птиц
они меняются местами
если устали
поэтом
двери ТЕБЕ ОТКРЫЛИСЬ ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Визуальная поэзия
Визуальная поэзия представлена возникшей в 60-е годы XX века в Свердловске (Екатеринбурге) “Уктусской школой” (Ры Никонова, С.Сигей, Б.Констриктор, Г.Сапгир и др.). Она получила свое имя по названию Уктусского трамплина. Позже представители этой школы стали именовать себя “транс-поэтами”.