kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэзия М.Ю.Лермонтова. 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал используется при изучении стихотворений М.Ю. Лермонтова: "Тучи", "Утёс", "Листок", "Парус" .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия М.Ю.Лермонтова. 6 класс»

Поэзия М.Ю.Лермонтова 6 класс Стихотворения «Тучи», «Листок», «Парус»,  «На севере диком»

Поэзия М.Ю.Лермонтова

6 класс

Стихотворения «Тучи», «Листок», «Парус»,

«На севере диком»

11/29/2021

11/29/2021

Михаил Юрьевич Лермонтов «Тучи» Тучки небесные, вечные странники!  Степью лазурною, цепью жемчужною  Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники  С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение?  Зависть ли тайная? злоба ль открытая?  Или на вас тяготит преступление?  Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные…  Чужды вам страсти и чужды страдания;  Вечно холодные, вечно свободные,  Нет у вас родины, нет вам изгнания. 1840 г. 11/29/2021

Михаил Юрьевич Лермонтов

«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1840 г.

11/29/2021

История создания – написано в апреле 1840 года  Стихотворение написано за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “ Стихотворения М. Лермонтова ”. 11/29/2021

История созданиянаписано в апреле 1840 года

Стихотворение написано за несколько месяцев до смерти поэта.

Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ.

Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “ Стихотворения М. Лермонтова ”.

11/29/2021

Уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют.  Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения.   11/29/2021

Уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения.

11/29/2021

Тема – одиночество и изгнание   Эти темы характерны для лирики Лермонтова.  Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением. 11/29/2021

Тема – одиночество и изгнание

Эти темы характерны для лирики Лермонтова.

Изгнанник у поэта, будто тучи, вынужден проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности.

Разместив это стихотворение в конце своего сборника, поэт ставит точку в борьбе с непониманием и отчуждением.

11/29/2021

Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.   11/29/2021

Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.

11/29/2021

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку. 11/29/2021

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север”. Обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

11/29/2021

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. 11/29/2021

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив.

Полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек.

11/29/2021

Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. 11/29/2021

Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его.

11/29/2021

Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам. 11/29/2021

Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить.

В этом он противопоставлен тучам.

11/29/2021

Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.    Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху.   В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. 11/29/2021

Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху.

В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью.

11/29/2021

Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь. 11/29/2021

Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета.

Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

11/29/2021

Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его. 11/29/2021

Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении.

У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

11/29/2021

Жанр – лирическое стихотворение-размышление,  по духу близкое к элегии.   Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни.

Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни.

  • Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная.
Средства выразительности    В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное. 11/29/2021

Средства выразительности

В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”.

Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

11/29/2021

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”). 11/29/2021

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям.

В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”).

11/29/2021

Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”. Олицетворение – “тучи – вечные странники”. Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”. Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа) Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам 11/29/2021

Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.

Олицетворение “тучи – вечные странники”.

Сравнение “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам

11/29/2021

11/29/2021

11/29/2021

М.Ю. Лермонтов     1832 год 11/29/2021

М.Ю. Лермонтов

1832 год

11/29/2021

История создания – стихотворение было написано в 1832 году  на берегу Невы в Петербурге.   Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский” , оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “ белеет парус одинокий ”.  Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет . 11/29/2021

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте.

В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского “Андрей, князь Переяславский” , оттуда взята поэтом первая строка стихотворения “ белеет парус одинокий ”.

Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет .

11/29/2021

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение. 11/29/2021

В своём письме к М. А. Лопухиной

2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта.

Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

11/29/2021

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. 11/29/2021

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения “Парус”.

Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года.

11/29/2021

Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828–1832 гг.  Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту. 11/29/2021

Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828–1832 гг.

Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

11/29/2021

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.   Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир . Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно. 11/29/2021

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души.

Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир .

Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

11/29/2021

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность . В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет. 11/29/2021

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя.

Главный геройобраз паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность .

В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности.

Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

11/29/2021

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философскими мыслями внутреннего монолога.   Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя.  Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.   11/29/2021

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философскими мыслями внутреннего монолога.

Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя.

Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

11/29/2021

Жанр – лирическое стихотворение.  Образец романтического стиля в поэзии.       Лирическое стихотворение : в произведении даны мысли и чувства лирического героя , его мятущаяся душа.   Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе XIX века.  Стихотворный размер : четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой . 11/29/2021

Жанр – лирическое стихотворение. Образец романтического стиля в поэзии.

Лирическое стихотворение : в произведении даны мысли и чувства лирического героя , его мятущаяся душа.

Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе XIX века.

Стихотворный размер : четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой .

11/29/2021

Средства выразительности Метафора “ветер свищет” придаёт лирическому повествованию образность. Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “в тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным. Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность. Олицетворения – “парус бежит”, “волны играют”.  11/29/2021

Средства выразительности

Метафора “ветер свищет” придаёт лирическому повествованию образность.

Эпитеты “мятежный”, “луч золотой”, “в тумане голубом”, “парус одинокий” делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого: “как будто в бурях есть покой” придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Олицетворения “парус бежит”, “волны играют”.

11/29/2021

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?..”. 11/29/2021

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект “элегичности”, песенности, своеобразного пафоса: “Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?..”.

11/29/2021

Антитеза :“страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”. Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным. 11/29/2021

Антитеза :“страна далёкая – край родной”, “струя светлей лазури, луч солнца – буря”.

Противопоставление в контексте описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние.

Лермонтов покинул “край родной” – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

11/29/2021

Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”. Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн. 11/29/2021

Ассонанс в первой строфе играет звуком “о”, второе четверостишие насыщено звуком “э”,

а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком “у”.

Это придаёт лермонтовскому “Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

11/29/2021

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “ Как будто в бурях есть покой! ”, что выдаёт недоумение, наводит на вывод, что человек никогда не успокаивается, всё время что-то ищет. 11/29/2021

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает “ Как будто в бурях есть покой! ”, что выдаёт недоумение, наводит на вывод, что человек никогда не успокаивается, всё время что-то ищет.

11/29/2021

11/29/2021

11/29/2021

М.Ю.Лермонтов На севере диком стоит одиноко  На голой вершине сосна,  И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим  Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой,  В том крае, где солнца восход,  Одна и грустна на утесе горючем  Прекрасная пальма растёт.   1841 год 11/29/2021

М.Ю.Лермонтов

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растёт.

1841 год

11/29/2021

История создания – произведение было создано весной 1841 г.  Опубликовано в 1842 г. в « Отечественных записках ».   М.Ю. Лермонтов был не только поэтом , но и переводчиком. Он не часто заимствовал материал из  произведений зарубежных коллег, но стихотворение  «На севере диком» – исключение. 11/29/2021

История создания – произведение было создано весной 1841 г. Опубликовано в 1842 г. в « Отечественных записках ».

М.Ю. Лермонтов был не только поэтом , но и переводчиком. Он не часто заимствовал материал из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение.

11/29/2021

В 1841 г. М. Лермонтов перевёл произведение Генриха Гейне, которое пе реводи ли и другие русские поэты. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком стоит одиноко…» и воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича . 11/29/2021

В 1841 г. М. Лермонтов перевёл произведение Генриха Гейне, которое пе реводи ли и другие русские поэты.

В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком стоит одиноко…» и воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича .

11/29/2021

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет?  Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким как среди сверстников, так и в кругу старших. Он был резким и замкнутым человеком. Всё это привело к тому, что тема одиночества стала основной в его творчестве. 11/29/2021

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет?

Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким как среди сверстников, так и в кругу старших.

Он был резким и замкнутым человеком. Всё это привело к тому, что тема одиночества стала основной в его творчестве.

11/29/2021

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.   М.Ю. Лермонтов в стихотворении раскрыл тему одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы.  Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет, стоя одна на холодной голой вершине. Она утешает себя сновидением. 11/29/2021

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.

М.Ю. Лермонтов в стихотворении раскрыл тему одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы.

Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет, стоя одна на холодной голой вершине. Она утешает себя сновидением.

11/29/2021

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в тёплые края, где «живёт » пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна чувствует, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остаётся только наслаждаться короткими сновидениями. 11/29/2021

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в тёплые края, где «живёт » пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна чувствует, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остаётся только наслаждаться короткими сновидениями.

11/29/2021

Под аллегорическим образом скрывается человек,  который не может найти тех, кто избавил бы его от одиночества. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внут реннее состояние лирического героя. Пальма – человек, близкий  сосне (другому челове ку ) по духу. 11/29/2021

Под аллегорическим образом скрывается человек, который не может найти тех, кто избавил бы его от одиночества. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внут реннее состояние лирического героя. Пальма – человек, близкий сосне (другому челове ку ) по духу.

11/29/2021

Композиция – стихотворение по смыслу можно разделить на две части: описание дремлющей сосны и рассказ о её сне. Формально произведение делится на две строфы.      Стихотворный размер – трёх-, четырёхстопный амфибрахий , рифмовка перекрёстная (рифмуются чётные строки в строфе) и кольцевая (рифмуются первые и третьи строки двух строф). 11/29/2021

Композиция – стихотворение по смыслу можно разделить на две части: описание дремлющей сосны и рассказ о её сне. Формально произведение делится на две строфы.

Стихотворный размер – трёх-, четырёхстопный амфибрахий , рифмовка перекрёстная (рифмуются чётные строки в строфе) и кольцевая (рифмуются первые и третьи строки двух строф).

11/29/2021

11/29/2021

11/29/2021

М.Ю.Лермонтов использовал необычную рифмовку: перекрёстную АВАВ (рифмуются вторая и четвёртая строки каждой строфы) и кольцевую АВВА (рифмуются первые и третьи строки двух строф). 11/29/2021

М.Ю.Лермонтов использовал необычную рифмовку: перекрёстную АВАВ (рифмуются вторая и четвёртая строки каждой строфы) и кольцевую АВВА (рифмуются первые и третьи строки двух строф).

11/29/2021

Жанр – пейзажная миниатюра,  лирическое стихотворение.       Прекрасный образец пейзажной лирики. 11/29/2021

Жанр – пейзажная миниатюра, лирическое стихотворение.

Прекрасный

образец пейзажной лирики.

11/29/2021

Средства выразительности   Метафоры-олицетворения – «… сосна дремлет, … снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растёт». Эпитеты – «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далёкая», «прекрасная пальма». Сравнение – «одета, как ризой». 11/29/2021

Средства выразительности

Метафоры-олицетворения«… сосна дремлет, … снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растёт».

Эпитеты«стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далёкая», «прекрасная пальма».

Сравнение«одета, как ризой».

11/29/2021

Чтобы раскрыть тему и создать аллегорические образы, автор использовал художественные средства.      Главную роль играют эпитеты, посредством которых передаётся внутреннее состояние героев. 11/29/2021

Чтобы раскрыть тему и создать аллегорические образы, автор использовал художественные средства.

Главную роль играют эпитеты, посредством которых передаётся внутреннее состояние героев.

11/29/2021

11/29/2021

11/29/2021

«Листок» М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Дубовый листок оторвался от ветки родимой  И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;  Засох и увял он от холода, зноя и горя  И вот, наконец, докатился до Черного моря. У Черного моря чинара стоит молодая;  С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;  На ветвях зеленых качаются райские птицы;  Поют они песни про славу морской царь-девицы . 11/29/2021

«Листок» М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы .

11/29/2021

И странник прижался у корня чинары высокой;  Приюта на время он молит с тоскою глубокой,  И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,  До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я,  Засох я без тени, увял я без сна и покоя.  Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,  Немало я знаю рассказов мудреных и чудных». 11/29/2021

И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

11/29/2021

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, -  Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.  Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?  Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!  Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;  По небу я ветви раскинула здесь на просторе,  И корни мои умывает холодное море».  (1841) . 11/29/2021

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, - Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море».

(1841) .

11/29/2021

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича.  Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок» в 1843 году.   Летом 1841 года Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.  Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.  11/29/2021

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок» в 1843 году.

Летом 1841 года Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска.

В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.

11/29/2021

Две темы стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.   Стихотворение  можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. 11/29/2021

Две темы стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все.

11/29/2021

Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.    Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций. . В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары  11/29/2021

Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций. .

В центре

произведения

образы

листка-странника

и

роскошной чинары

11/29/2021

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря.  Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.  На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях.  Дерево поразило листка своей красотой.  Он начал умолять чинару принять его.  Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.  В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря.  Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.  На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях.  Дерево поразило листка своей красотой.  Он начал умолять чинару принять его.  Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому. 11/29/2021

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря.

Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.

На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях.

Дерево поразило листка своей красотой.

Он начал умолять чинару принять его.

Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря.

Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.

На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях.

Дерево поразило листка своей красотой.

Он начал умолять чинару принять его.

Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

11/29/2021

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам». 11/29/2021

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам».

11/29/2021

Композиция   Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.  Формальная композиция сложнее смысловой. 11/29/2021

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов. Формальная композиция сложнее смысловой.

11/29/2021

Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь. 11/29/2021

Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности.

В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

11/29/2021

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование.   Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. 11/29/2021

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование.

Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку.

11/29/2021

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М.Ю. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ.  В тексте представлены женские рифмы. 11/29/2021

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий.

М.Ю. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ.

В тексте представлены женские рифмы.

11/29/2021

Средства выразительности   Ключевую роль играют олицетворения :  «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская»,  «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара». 11/29/2021

Средства выразительности

Ключевую роль играют олицетворения :

«с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская»,

«поют они песни про славу морской царь-девицы»,

«ты пылен и желт – и сынам моим свежим

не пара».

11/29/2021

Метафора:  «качаются райские птицы», «по небу я ветви раскинула»,  «корни мои умывает холодное море» . 11/29/2021

Метафора:

«качаются райские птицы»,

«по небу я ветви раскинула»,

«корни мои умывает

холодное море» .

11/29/2021

Эпитеты дополняют образы:  «ветка родимая»,  «жестокая буря»,  «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая»,  «отчизна суровая», «листья изумрудные». 11/29/2021

Эпитеты дополняют образы:

«ветка родимая»,

«жестокая буря»,

«чинара молодая»,

«райские птицы»,

«чинара высокая»,

«отчизна суровая»,

«листья изумрудные».

11/29/2021

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции.  Внутреннее состояние героя передаётся при помощи аллитерации , например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р». 11/29/2021

Важную роль в стихотворении играет интонация.

Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции.

Внутреннее состояние героя передаётся при помощи аллитерации , например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

11/29/2021

11/29/2021

11/29/2021

«Утёс» Ночевала тучка золотая  На груди утеса-великана;  Утром в путь она умчалась рано,  По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине  Старого утеса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко,  И тихонько плачет он в пустыне.  (1841) 11/29/2021

«Утёс»

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

(1841)

11/29/2021

История создания Стихотворение “Утёс” написано всего за несколько недель до трагической гибели Лермонтова на дуэли в 1841 году. Поэт создал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу. Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти автора . 11/29/2021

История создания

Стихотворение “Утёс” написано всего за несколько недель до трагической гибели Лермонтова на дуэли в 1841 году. Поэт создал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти автора .

11/29/2021

Тема одиночества –  основная в творчестве Лермонтова Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет . Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество. Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно. 11/29/2021

Тема одиночества –

основная в творчестве Лермонтова

Ей посвящено и стихотворение “Утёс”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет . Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”; в романтической поэзии “пустыня” символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

11/29/2021

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы , рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал. 11/29/2021

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы , рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утёс) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом, в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

11/29/2021

Композиция Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки. Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу (веселая, легкомысленная тучка – одинокий неподвижный утёс). 11/29/2021

Композиция

Это стихотворение состоит из двух строф по четыре строки.

Можно сказать, что герои строф противопоставлены друг другу

(веселая, легкомысленная тучка –

одинокий неподвижный утёс).

11/29/2021

Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении , которое, возможн о, ему когда-то приходилось наблюда ть. Он ищет истинную одухотво ренность именно в природе , поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность. 11/29/2021

Лирический герой размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении , которое, возможн о, ему когда-то приходилось наблюда ть. Он ищет истинную одухотво ренность именно в природе , поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

11/29/2021

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя. 11/29/2021

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утёса, чтобы отдохнуть там, а утром снова пуститься в путь.

Ее беззаботность подчеркивается тем, что она умчалась рано, весело играя.

11/29/2021

Вторая строфа метафорически выражает главную мысль : старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы . Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки. 11/29/2021

Вторая строфа метафорически выражает главную мысль : старый утёс понял, что значит не быть одиноким, но потом лишился этой радости. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы . Это тем более печально, что тело утёса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

11/29/2021

Жанр: «Утёс» - лирическое стихотворение Стихотворение относится к пейзажно-философской  лирике : в нем автор рисует картину природы, которая на самом деле выражает состояние человеческой души. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, их духовный мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов. 11/29/2021

Жанр: «Утёс» -

лирическое стихотворение

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в нем автор рисует картину природы, которая на самом деле выражает состояние человеческой души. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, их духовный мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

11/29/2021

Стихотворный размер – пятистопный хорей . Опоясывающая (кольцевая) рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе. 11/29/2021

Стихотворный размер – пятистопный хорей .

Опоясывающая (кольцевая) рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

11/29/2021

Средства выразительности делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов. 11/29/2021

Средства выразительности

делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

11/29/2021

Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”. Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”. Метафоры –”утёс-великан”, “грудь утёса”, “по лазури весело играя”, “морщина утёса”. 11/29/2021

Эпитеты“тучка золотая”, “влажный след”, “старый утёс”, “весело играя”, “тихонько плачет”.

Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утёс задумался и плачет”.

Метафоры –”утёс-великан”, “грудь утёса”, “по лазури весело играя”, “морщина утёса”.

11/29/2021

11/29/2021

11/29/2021

Лермонтов использует аллитерацию (“з”, “ч”, “с” – о тучке, “вл”, “пл”, “т” – об утёсе) и ассонанс (“у”, “о”, “а”) для того, чтобы сделать стихотворение “Утёс” более плавным по звучанию. Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, к чему он сам всегда стремился, но так и не достиг. 11/29/2021

Лермонтов использует аллитерацию (“з”, “ч”, “с” – о тучке, “вл”, “пл”, “т” – об утёсе) и ассонанс (“у”, “о”, “а”) для того, чтобы сделать стихотворение “Утёс” более плавным по звучанию.

Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, к чему он сам всегда стремился, но так и не достиг.

11/29/2021


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Поэзия М.Ю.Лермонтова. 6 класс

Автор: Мудреченко Ольга Михайловна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 593014


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства