Просмотр содержимого документа
«Поэтика былин. Сравнение. Параллелизм.»
ПОЭТИКА БЫЛИН. СРАВНЕНИЕ. ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
Работу выполнили:
Ученики 7 Б класса
Буракова Н.
Елизарьева Н.
Мищенко А.
Несмеянова А.
Руководитель проекта:
Учитель русского языка МОУ СОШ №11
Короткова В.В.
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов, своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
С.Островой.
Объект исследования: поэтический язык былин как система изобразительно-выразительных средств, как система особого эпического жанра.
Предмет исследования: сравнение, параллелизм как изобразительно-выразительные средства.
Цель работы: в ходе научного разыскания и из его результатов должно возникнуть и оформиться в понятия представление о поэтической системе интересующего нас художественного явления
План работы:
Найти, изучить и проанализировать различные источники информации по теме проекта.
Определить из источников информации основную классификацию выразительных средств, выбранных для исследования.
Подобрать тренировочный материал по теме проекта.
В овладении предметным знанием любой научной области особая роль принадлежит термину
Работа по усвоению выразительных средств языка включает работу с терминологией.
Поэтика – наука о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества.
ПОЭТИКА
ОБЩАЯ
Объект –
всё словесное
искусство
МЕТОДОВ
художественного
творчества
РОДОВ и ЖАНРОВ
эпоса, лирики
драмы.
ФОЛЬКЛОРИСТИКА – наука об УНТ, изучает творчество как целостное явление в его связях с историей, бытом, мировоззрением, эстетическим вкусом народа.
Направления
Изучение
фольклора как
искусства слова
Проблемы
поэтики
Проблемы
отдельных родов
и жанров УНТ
Стилистическая характеристика лексики:
Сравнение –стилистическое средство, с помощью которого предметы. Явления, состояния, действия, живые существа в разнообразных парных сочетаниях представляются как «равные» в целом определёнными частями или качествами.
Сравнения по составу могут быть простыми и сложными.
Сравнение складывается из следующих элементов:
объект сравнения;
образ сравнения;
признаки сходства.
Параллелизм
- употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов повтора.
Тематические группы параллелизма
Образы представителей животного мира , в сопоставляемых признаках несущие положительную оценку (обычно при изображении движения: стремительность движений у сокола, лёгкости походки у горностая, плавность походки у белой лебеди, у серой утицы; неожиданное проявление силы у героя от «живой рыбы» и др.)
Образы растительного мира (ограниченны), лежат в основе формулы прощания богатыря с родителями (белая берёза, сырой дуб, былинки, коваль-трава).
Образы небесной сферы употребляются в оценочных формулах, для показа светового эффекта действий персонажа (небесные светила, звёзды, зори).
Тематические группы параллелизма
Образы стихии и явлений природы . Эффект разбушевавшихся стихий исходит от врагов ( буйный ветер, сверкание молний, страшные удары грома).
Образы бытовые и трудовые ( кровь обретает цветовой эффект от дорогих тканей, голос персонажа – звуковой эффект музыкальных инструментов).
В сферу современного образования прочно вошёл ЕГЭ, поэтому необходимость к нему готовиться возникла уже с 5-го класса.
Актуальность проектной работы заключается в отработке навыков и умений ,нахождения терминов в текстах с помощью работы мы получаем дополнительные знания об использовании языковых средств.
Проект может быть классифицирован, как информационный с элементами подготовки ЕГЭ
Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX - XX веков
По всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует, ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!
Русскиебылиныэто неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они - воплощение представлений об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде.
Русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народноеназваниебылины – «старина», подразумевающее,что действие,о котором идёт речь, происходило впрошлом).
Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели.
Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.
Виктор Михайлович Васнецов
Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.
В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник печально и поэтично воспел героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину.
В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.
«Налево пойдешь – богатство найдешь. Направо пойдешь – суженую встретишь. Прямо пойдешь – голову потеряешь». Тронул витязь коня и поскакал прямо.
Не успел витязь далеко от камня отъехать, как увидел поле битвы. То не битва была, а настоящее побоище. Русские воины лежали порубленные и пострелянные. Предводитель дружины был еще жив. Витязь наклонился над храбрым воином, и тот прошептал. - За красными горами живет Змей Горыныч. Он дает злую силу врагам нашим. Возьми, витязь, моего коня богатырского. Он один может перенести тебя через красные горы. Побей Змея Горыныча и не станет силы у врагов. Послушался витязь и вскочил на коня богатырского. В одно мгновение перенес его конь над лесами и долами. Опустился конь перед логовом Змея Горыныча и проговорил: - Удачи тебе, храбрый витязь. Бейся и назад не оглядывайся, а я помогу тебе всеми силами.
Выше леса стоячего «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).
Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт... Три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях...В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава Дpeвнeй Руси. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – известнейшая работа мастера.
Илья Муромец кряжист, могуч, с легкостью держит он в руке «палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полнЫй справедливости и блaгopoдcтва. Пcихoлoгичecки сложнее Алеша Пoпoвич. Врага побеждает он не столько силой, у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша — балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты».
Не человек, похожий на зверя, а зверь навис над миром, многоглавое чудовище - символ зла. Идет «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) , который символизирует борьбу светлых и темных сил. Тревожны огненные краски заката.
Работа Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта созвучна эпически-величавым строфам Пушкина, и была выполнена художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг.
В «Песне о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.
Мужской хор Института певческой культуры "Валаам"
Олег усмехнулся — однако чело И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя…»
«Песнь о вещем Олеге» определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».
«Баян» (1910) – одно значительных произведений художника.
Баян - имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.
Из того ли то из города из Мурома,Из того села да КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец.Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову…
Илья Муромец
В славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко...
Садко
Фриз состоит из семи крупных панно, а также нескольких панно для оконных проёмов с растительным мотивом, высота каждого из них два метра.
Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО» (202 х 700).
На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть праведный, справедливый.
В русских былинах говорится, что «вещий Садко» тешил всех «игрою на гуслях звончатых». Однажды он три дня играл на берегу Ильмень-озера и был награждён небывалым уловом рыбы. Оказавшись в подводном царстве, Садко, порвав струны на своих гуслях, смог прекратить пляску морского царя, которая вызывала бурю и топила корабли. В Новгородской Первой летописи существует запись, датируемая 1167 годом: «На ту же весну заложи Садко Сытинец церковь камену святую мученику Борису и Глебу, при князе Святославе Ростиславиче, при архиепископе Илии».
Многие исследователи считают, что Садко летописи и Садко былин — одно и то же лицо.
На панно «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» - главный герой русского эпоса, воплотивший в себе лучшие идеалы народа и его представления о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести, поэтому его называют ещё и духовным богатырём.
В Древней Руси об этом богатыре было сложено множество былин. Считается, что «Илья Муромец — единственный герой русского эпоса, гробница которого доныне существует в знаменитой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и других исторических деятелей Киевской Руси. Сохранилась также гравюра, сделанная в этом монастыре, со следующей подписью: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идеже доныне нетленен пребывает». А в православном календаре день 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего».
Микула Селянинович
Когда воссияло солнце красноеНа тое ли на небушко на ясное,Тогда зарождался молодой Вольга,Молодой Вольга Святославович...
Вольга Святославович
Панно «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». В русских былинах Микулу называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. По преданию, он пришёл на Русь «из стран отдалённых Востока». Образ Микулы Селяниновича получил очень широкую популярность, а также оказал большое влияние на русскую литературу и искусство (стихи Некрасова, картины и иллюстрации Врубеля, Билибина)
Камин работы русского живописца Михаила Врубеля создан по мотивам русской былины. Был выполнен в нескольких экземплярах, первый из которых экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Панно «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ». Обычно имя Микулы Селяниновича встречается в былинах в сочетании с именем Вольги Святославовича, или Всеславьевича, образ которого является одним из самых древних среди былинных богатырей.
Как говорится в былине, когда шёл Вольга, «подрожала сыра-земля, стряслося славно царство Индийское, и сине море колебалося... Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса... а волки, медведи по ельникам разбежалися...»
Когда богатырю исполнилось семь лет, пошёл Вольга «обучаться всяких хитростей-мудростей: птицей летать да под облака, рыбою ходить да во глубоки стана, зверями ходить да во темны леса», а также понимать язык птиц и зверей.
Вольга Святославович, как и всякий богатырь, в первую очередь является воином. На картине Рериха он изображён во главе дружины, стоящей дозором на рубежах Руси.
Баян и Витязь
Парные панно «Баян» и «Витязь» близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи фресковая условность цвета и плоскостность форм.
Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности.
Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа.
Иван Яковлевич Билибин
Замечательный русский художник создал графические серии по русским былинам (1902-1904): «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец» и др.