kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтика былин. Сравнение. Параллелизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа группы учащихся по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Поэтика былин. Сравнение. Параллелизм.»

ПОЭТИКА БЫЛИН.  СРАВНЕНИЕ. ПАРАЛЛЕЛИЗМ. Работу выполнили: Ученики 7 Б класса Буракова Н. Елизарьева Н. Мищенко А. Несмеянова А. Руководитель проекта: Учитель русского языка МОУ СОШ №11 Короткова В.В.

ПОЭТИКА БЫЛИН. СРАВНЕНИЕ. ПАРАЛЛЕЛИЗМ.

Работу выполнили:

Ученики 7 Б класса

Буракова Н.

Елизарьева Н.

Мищенко А.

Несмеянова А.

Руководитель проекта:

Учитель русского языка МОУ СОШ №11

Короткова В.В.

Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов, своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро.  С.Островой.

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов, своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

С.Островой.

Объект исследования: поэтический язык былин как система изобразительно-выразительных средств, как система особого эпического жанра.  Предмет исследования: сравнение, параллелизм как изобразительно-выразительные средства.  Цель работы: в ходе научного разыскания и из его результатов должно возникнуть и оформиться в понятия представление о поэтической системе интересующего нас художественного явления
  • Объект исследования: поэтический язык былин как система изобразительно-выразительных средств, как система особого эпического жанра.
  • Предмет исследования: сравнение, параллелизм как изобразительно-выразительные средства.
  • Цель работы: в ходе научного разыскания и из его результатов должно возникнуть и оформиться в понятия представление о поэтической системе интересующего нас художественного явления
План работы:   Найти, изучить и проанализировать различные источники информации по теме проекта. Определить из источников информации основную классификацию выразительных средств, выбранных для исследования. Подобрать тренировочный материал по теме проекта.

План работы:

  • Найти, изучить и проанализировать различные источники информации по теме проекта.
  • Определить из источников информации основную классификацию выразительных средств, выбранных для исследования.
  • Подобрать тренировочный материал по теме проекта.
В овладении предметным знанием любой научной области особая роль принадлежит термину Работа по усвоению выразительных средств языка включает работу с терминологией.

В овладении предметным знанием любой научной области особая роль принадлежит термину

Работа по усвоению выразительных средств языка включает работу с терминологией.

Поэтика – наука о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества. ПОЭТИКА ОБЩАЯ Объект – всё словесное искусство МЕТОДОВ художественного творчества РОДОВ и ЖАНРОВ эпоса, лирики драмы.

Поэтика – наука о формах, видах, средствах и способах словесно-художественного творчества.

ПОЭТИКА

ОБЩАЯ

Объект –

всё словесное

искусство

МЕТОДОВ

художественного

творчества

РОДОВ и ЖАНРОВ

эпоса, лирики

драмы.

ФОЛЬКЛОРИСТИКА – наука об УНТ, изучает творчество как целостное явление в его связях с историей, бытом, мировоззрением, эстетическим вкусом народа. Направления Изучение фольклора как искусства слова Проблемы поэтики Проблемы отдельных родов и жанров УНТ

ФОЛЬКЛОРИСТИКА – наука об УНТ, изучает творчество как целостное явление в его связях с историей, бытом, мировоззрением, эстетическим вкусом народа.

Направления

Изучение

фольклора как

искусства слова

Проблемы

поэтики

Проблемы

отдельных родов

и жанров УНТ

Стилистическая характеристика лексики: Сравнение – стилистическое средство, с помощью которого предметы. Явления, состояния, действия, живые существа в разнообразных парных сочетаниях представляются как «равные» в целом определёнными частями или качествами. Сравнения по составу могут быть простыми и сложными. Сравнение складывается из следующих элементов:  объект сравнения;  образ сравнения;  признаки сходства.

Стилистическая характеристика лексики:

Сравнение – стилистическое средство, с помощью которого предметы. Явления, состояния, действия, живые существа в разнообразных парных сочетаниях представляются как «равные» в целом определёнными частями или качествами.

Сравнения по составу могут быть простыми и сложными.

Сравнение складывается из следующих элементов:

  • объект сравнения;
  • образ сравнения;
  • признаки сходства.
Параллелизм  - употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов повтора.

Параллелизм

- употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов повтора.

Тематические группы параллелизма Образы представителей животного мира , в сопоставляемых признаках несущие положительную оценку (обычно при изображении движения: стремительность движений у сокола, лёгкости походки у горностая, плавность походки у белой лебеди, у серой утицы; неожиданное проявление силы у героя от «живой рыбы» и др.) Образы растительного мира (ограниченны), лежат в основе формулы прощания богатыря с родителями (белая берёза, сырой дуб, былинки, коваль-трава). Образы небесной сферы употребляются в оценочных формулах, для показа светового эффекта действий персонажа (небесные светила, звёзды, зори).

Тематические группы параллелизма

  • Образы представителей животного мира , в сопоставляемых признаках несущие положительную оценку (обычно при изображении движения: стремительность движений у сокола, лёгкости походки у горностая, плавность походки у белой лебеди, у серой утицы; неожиданное проявление силы у героя от «живой рыбы» и др.)
  • Образы растительного мира (ограниченны), лежат в основе формулы прощания богатыря с родителями (белая берёза, сырой дуб, былинки, коваль-трава).
  • Образы небесной сферы употребляются в оценочных формулах, для показа светового эффекта действий персонажа (небесные светила, звёзды, зори).
Тематические группы параллелизма Образы стихии и явлений природы . Эффект разбушевавшихся стихий исходит от врагов ( буйный ветер, сверкание молний, страшные удары грома). Образы бытовые и трудовые ( кровь обретает цветовой эффект от дорогих тканей, голос персонажа – звуковой эффект музыкальных инструментов).

Тематические группы параллелизма

  • Образы стихии и явлений природы . Эффект разбушевавшихся стихий исходит от врагов ( буйный ветер, сверкание молний, страшные удары грома).
  • Образы бытовые и трудовые ( кровь обретает цветовой эффект от дорогих тканей, голос персонажа – звуковой эффект музыкальных инструментов).
В сферу современного образования прочно вошёл ЕГЭ, поэтому необходимость к нему готовиться возникла уже с 5-го класса. Актуальность проектной работы заключается в отработке навыков и умений ,нахождения терминов в текстах с помощью работы мы получаем дополнительные знания об использовании языковых средств. Проект может быть классифицирован, как информационный с элементами подготовки ЕГЭ

В сферу современного образования прочно вошёл ЕГЭ, поэтому необходимость к нему готовиться возникла уже с 5-го класса.

Актуальность проектной работы заключается в отработке навыков и умений ,нахождения терминов в текстах с помощью работы мы получаем дополнительные знания об использовании языковых средств.

Проект может быть классифицирован, как информационный с элементами подготовки ЕГЭ

    Русские былины  в произведениях художников на рубеже XIX - XX веков По всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует, ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь! 

    Русские былины в произведениях художников на рубеже XIX - XX веков

    По всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует, ржаным хлебом с ним делится, в красный угол сажает и поёт песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь! 

    Русские былины это неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они - воплощение представлений об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде.

    Русские былины это неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они - воплощение представлений об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде.

    Русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

    Русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

    Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели.

    Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели.

    Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.  

    Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.  

    Виктор Михайлович Васнецов Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.    В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник печально и поэтично воспел героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. 

    Виктор Михайлович Васнецов

    Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна. 

    В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в историко-былинном цикле. В ней художник печально и поэтично воспел героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. 

    В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.  «Налево пойдешь – богатство найдешь.   Направо пойдешь – суженую встретишь.   Прямо пойдешь – голову потеряешь».    Тронул витязь коня и поскакал прямо.

    В 1882г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь. В образе витязя на распутье Васнецов изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем. 

    «Налево пойдешь – богатство найдешь.  Направо пойдешь – суженую встретишь.  Прямо пойдешь – голову потеряешь».  Тронул витязь коня и поскакал прямо.

    Не успел витязь далеко от камня отъехать, как увидел поле битвы. То не битва была, а настоящее побоище. Русские воины лежали порубленные и пострелянные. Предводитель дружины был еще жив. Витязь наклонился над храбрым воином, и тот прошептал.    - За красными горами живет Змей Горыныч. Он дает злую силу врагам нашим. Возьми, витязь, моего коня богатырского. Он один может перенести тебя через красные горы. Побей Змея Горыныча и не станет силы у врагов. Послушался витязь и вскочил на коня богатырского. В одно мгновение перенес его конь над лесами и долами. Опустился конь перед логовом Змея Горыныча и проговорил:    - Удачи тебе, храбрый витязь. Бейся и назад не оглядывайся, а я помогу тебе всеми силами. Выше леса стоячего  «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

    Не успел витязь далеко от камня отъехать, как увидел поле битвы. То не битва была, а настоящее побоище. Русские воины лежали порубленные и пострелянные. Предводитель дружины был еще жив. Витязь наклонился над храбрым воином, и тот прошептал.  - За красными горами живет Змей Горыныч. Он дает злую силу врагам нашим. Возьми, витязь, моего коня богатырского. Он один может перенести тебя через красные горы. Побей Змея Горыныча и не станет силы у врагов. Послушался витязь и вскочил на коня богатырского. В одно мгновение перенес его конь над лесами и долами. Опустился конь перед логовом Змея Горыныча и проговорил:  - Удачи тебе, храбрый витязь. Бейся и назад не оглядывайся, а я помогу тебе всеми силами.

    Выше леса стоячего  «Богатырский скок» - так назвал Васнецов картину, символизирующую силу русского воина-богатыря (1914).

    Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт...   Три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях...  В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава Дpeвнeй Руси.  Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – известнейшая работа мастера. Илья Муромец кряжист, могуч, с легкостью держит он в руке «палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полнЫй справедливости и блaгopoдcтва. Пcихoлoгичecки сложнее Алеша Пoпoвич. Врага побеждает он не столько силой, у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша — балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты».

    Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт...  Три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях... В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава Дpeвнeй Руси.  Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – известнейшая работа мастера.

    Илья Муромец кряжист, могуч, с легкостью держит он в руке «палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полнЫй справедливости и блaгopoдcтва. Пcихoлoгичecки сложнее Алеша Пoпoвич. Врага побеждает он не столько силой, у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша — балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты».

    Не человек, похожий на зверя, а зверь навис над миром, многоглавое чудовище - символ зла. Идет «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) , который символизирует борьбу светлых и темных сил. Тревожны огненные краски заката. 

    Не человек, похожий на зверя, а зверь навис над миром, многоглавое чудовище - символ зла. Идет «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) , который символизирует борьбу светлых и темных сил. Тревожны огненные краски заката. 

    Работа Васнецова над иллюстрациями к

    Работа Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина (1899) для академического издaния к столетию со дня рождения поэта созвучна эпически-величавым строфам Пушкина, и была выполнена художником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древнерусских рукописных книг. 

    В «Песне о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом. Мужской хор Института певческой культуры

    В «Песне о вещем Олеге» Васнецoв выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только стилистику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.

    Мужской хор Института певческой культуры "Валаам"

    Олег усмехнулся — однако чело         И взор омрачилися думой.   В молчаньи, рукой опершись на седло,    С коня он слезает, угрюмый;   И верного друга прощальной рукой   И гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,         Расстаться настало нам время;   Теперь отдыхай! уж не ступит нога         В твое позлащенное стремя…»    «Песнь о вещем Олеге» определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

    Олег усмехнулся — однако чело        И взор омрачилися думой.  В молчаньи, рукой опершись на седло, 

      С коня он слезает, угрюмый;  И верного друга прощальной рукой  И гладит и треплет по шее крутой.

    «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,        Расстаться настало нам время;  Теперь отдыхай! уж не ступит нога        В твое позлащенное стремя…»  

    «Песнь о вещем Олеге» определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным и художниками «Мира искусства».

    «Баян» (1910) – одно значительных произведений художника. Баян - имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

    «Баян» (1910) – одно значительных произведений художника.

    Баян - имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

    Из того ли то из города из Мурома,  Из того села да Карачарова  Выезжал удаленький дородный добрый молодец.  Он стоял заутреню во Муроме,   А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.  Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову…   Илья Муромец В славном в Нове-граде  Как был Садко-купец, богатый гость.  А прежде у Садка имущества не было:  Одни были гусельки яровчаты;  По пирам ходил-играл Садко... Садко Фриз состоит из семи крупных панно, а также нескольких панно для оконных проёмов с растительным мотивом, высота каждого из них два метра.

    Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме,

    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову…

    Илья Муромец

    В славном в Нове-граде Как был Садко-купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко...

    Садко

    Фриз состоит из семи крупных панно, а также нескольких панно для оконных проёмов с растительным мотивом, высота каждого из них два метра.

    Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО» (202 х 700). На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть праведный, справедливый.  В русских былинах говорится, что «вещий Садко» тешил всех «игрою на гуслях звончатых». Однажды он три дня играл на берегу Ильмень-озера и был награждён небывалым уловом рыбы. Оказавшись в подводном царстве, Садко, порвав струны на своих гуслях, смог прекратить пляску морского царя, которая вызывала бурю и топила корабли. В Новгородской Первой летописи существует запись, датируемая 1167 годом: «На ту же весну заложи Садко Сытинец церковь камену святую мученику Борису и Глебу, при князе Святославе Ростиславиче, при архиепископе Илии». Многие исследователи считают, что Садко летописи и Садко былин — одно и то же лицо.

    Центральное место «Богатырского фриза» занимает «САДКО» (202 х 700).

    На нём изображены ладьи новгородского богатыря Садко, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского позабавить. Имя этого богатыря созвучно древне-библейскому имени «Садок», то есть праведный, справедливый.

    В русских былинах говорится, что «вещий Садко» тешил всех «игрою на гуслях звончатых». Однажды он три дня играл на берегу Ильмень-озера и был награждён небывалым уловом рыбы. Оказавшись в подводном царстве, Садко, порвав струны на своих гуслях, смог прекратить пляску морского царя, которая вызывала бурю и топила корабли. В Новгородской Первой летописи существует запись, датируемая 1167 годом: «На ту же весну заложи Садко Сытинец церковь камену святую мученику Борису и Глебу, при князе Святославе Ростиславиче, при архиепископе Илии».

    Многие исследователи считают, что Садко летописи и Садко былин — одно и то же лицо.

    На панно «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» - главный герой русского эпоса, воплотивший в себе лучшие идеалы народа и его представления о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести, поэтому его называют ещё и духовным богатырём. В Древней Руси об этом богатыре было сложено множество былин. Считается, что «Илья Муромец — единственный герой русского эпоса, гробница которого доныне существует в знаменитой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и других исторических деятелей Киевской Руси. Сохранилась также гравюра, сделанная в этом монастыре, со следующей подписью: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идеже доныне нетленен пребывает». А в православном календаре день 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего».

    На панно «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» - главный герой русского эпоса, воплотивший в себе лучшие идеалы народа и его представления о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести, поэтому его называют ещё и духовным богатырём.

    В Древней Руси об этом богатыре было сложено множество былин. Считается, что «Илья Муромец — единственный герой русского эпоса, гробница которого доныне существует в знаменитой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и других исторических деятелей Киевской Руси. Сохранилась также гравюра, сделанная в этом монастыре, со следующей подписью: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идеже доныне нетленен пребывает». А в православном календаре день 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего».

    Микула Селянинович Когда воссияло солнце красное  На тое ли на небушко на ясное,  Тогда зарождался молодой Вольга,  Молодой Вольга Святославович... Вольга Святославович

    Микула Селянинович

    Когда воссияло солнце красное На тое ли на небушко на ясное, Тогда зарождался молодой Вольга, Молодой Вольга Святославович...

    Вольга Святославович

    Панно «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». В русских былинах Микулу называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. По преданию, он пришёл на Русь «из стран отдалённых Востока». Образ Микулы Селяниновича получил очень широкую популярность, а также оказал большое влияние на русскую литературу и искусство (стихи Некрасова, картины и иллюстрации Врубеля, Билибина)   Камин работы русского живописца Михаила Врубеля создан по мотивам русской былины. Был выполнен в нескольких экземплярах, первый из которых экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

    Панно «МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». В русских былинах Микулу называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. По преданию, он пришёл на Русь «из стран отдалённых Востока». Образ Микулы Селяниновича получил очень широкую популярность, а также оказал большое влияние на русскую литературу и искусство (стихи Некрасова, картины и иллюстрации Врубеля, Билибина)

      Камин работы русского живописца Михаила Врубеля создан по мотивам русской былины. Был выполнен в нескольких экземплярах, первый из которых экспонировался на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

    Панно «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ». Обычно имя Микулы Селяниновича встречается в былинах в сочетании с именем Вольги Святославовича, или Всеславьевича, образ которого является одним из самых древних среди былинных богатырей. Как говорится в былине, когда шёл Вольга, «подрожала сыра-земля, стряслося славно царство Индийское, и сине море колебалося... Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса... а волки, медведи по ельникам разбежалися...» Когда богатырю исполнилось семь лет, пошёл Вольга «обучаться всяких хитростей-мудростей: птицей летать да под облака, рыбою ходить да во глубоки стана, зверями ходить да во темны леса», а также понимать язык птиц и зверей. Вольга Святославович, как и всякий богатырь, в первую очередь является воином. На картине Рериха он изображён во главе дружины, стоящей дозором на рубежах Руси.

    Панно «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ». Обычно имя Микулы Селяниновича встречается в былинах в сочетании с именем Вольги Святославовича, или Всеславьевича, образ которого является одним из самых древних среди былинных богатырей.

    Как говорится в былине, когда шёл Вольга, «подрожала сыра-земля, стряслося славно царство Индийское, и сине море колебалося... Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса... а волки, медведи по ельникам разбежалися...»

    Когда богатырю исполнилось семь лет, пошёл Вольга «обучаться всяких хитростей-мудростей: птицей летать да под облака, рыбою ходить да во глубоки стана, зверями ходить да во темны леса», а также понимать язык птиц и зверей.

    Вольга Святославович, как и всякий богатырь, в первую очередь является воином. На картине Рериха он изображён во главе дружины, стоящей дозором на рубежах Руси.

    Баян и Витязь

    Баян и Витязь

    Парные панно «Баян» и «Витязь» близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи фресковая условность цвета и плоскостность форм.  Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности.  Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа. 

    Парные панно «Баян» и «Витязь» близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи фресковая условность цвета и плоскостность форм.

    Благодаря многослойности живописи, достигнуто богатство различных оттенков цвета. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности.

    Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи. Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели - созданию монументально-декоративного образа. 

    Иван Яковлевич Билибин Замечательный русский художник создал графические серии по русским былинам (1902-1904): «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец» и др.

    Иван Яковлевич Билибин

    Замечательный русский художник создал графические серии по русским былинам (1902-1904): «Вольга и Микула», «Садко», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец» и др.

    Информационные источники:  http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn.html http://his.1september.ru/2001/05/3.htm  http:// ru.wikipedia.org/wiki / Былина  http:// simvolika.rsl.ru/index.php?doc =586  http:// gallery.facets.ru /

    Информационные источники:

    http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/0vvasn.html

    http://his.1september.ru/2001/05/3.htm

    http:// ru.wikipedia.org/wiki / Былина

    http:// simvolika.rsl.ru/index.php?doc =586

    http:// gallery.facets.ru /


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 7 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Поэтика былин. Сравнение. Параллелизм.

    Автор: Короткова Валерия Владимировна

    Дата: 15.06.2016

    Номер свидетельства: 334706

    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства