kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтические акварели И.А.Бунина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учащихся по теме. Задачи: знакомство учащихся с образным миром поэта, развитие умения анализировать поэтический текст на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях, совершенствование умения строить аргументированное высказывание, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бунин фрагменты»

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину», – писал К.Г. Паустовский.


«Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, – счастливый человек, особенно если он художник или писатель. В этом смысле Бунин был счастливым писателем», – отмечал К.Г. Паустовский.


По словам поэта А. Блока, «так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».


М. Горький о месте И.А. Бунина в русской литературе: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».


И.А. Бунин писал: «Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку Поэтические акварели Бунина»

МАТЕРИАЛ К УРОКУ «ПОЭТИЧЕСКИЕ АКВАРЕЛИ И.А. БУНИНА»

Стихотворения И.А. Бунина


*** ***

Ещё и холоден и сыр Первый утренник, серебряный мороз!

Февральский воздух, но над садом Тишина и звонкий холод на заре.

Уж смотрит небо ясным взглядом, Свежим глянцем зеленеет след колёс

И молодеет Божий мир. На серебряном просторе, на дворе.


Прозрачно-бледный, как весной, Я в холодный обнажённый сад пойду –

Слезится снег недавней стужи, Весь рассеян по земле его наряд.

А с неба на кусты и лужи Бирюзой сияет небо, а в саду

Ложится отблеск голубой. Красным пламенем настурции горят.


Не налюбуюсь, как сквозят Первый утренник – предвестник зимних дней.

Деревья в лоне небосклона, Но сияет небо ярче с высоты.

И сладко слушать у балкона, Сердце стало и трезвей и холодней.

Как снегири в кустах звенят. Но как пламя рдеют поздние цветы.

1903

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

1901



Финальные строфы из первой редакции стихотворения «Ещё и холоден и сыр…»

Она повсюду разлита –

В лазури неба, в птичьем пеньи,

В снегах и вешнем дуновеньи, –

Она везде, где красота.


И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю – всё живое в мире

Живёт в одной любви со мной.

1901


Практическая работа.

I вариант II вариант

В саду листки берёз, без шороха срываясь, Какая даль и вышина!

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят Глядишь – и бездной голубою

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь, Небес осенних глубина

На блёклую траву беспомощно летят. Как будто тает над тобою.

«Затишье» «И вот опять уж по зарям…»


МАТЕРИАЛ К УРОКУ «ПОЭТИЧЕСКИЕ АКВАРЕЛИ И.А. БУНИНА»

Карточка – информатор


1 группа: «Создание сценария видеоклипа»

Выберите из стихотворения те строки, которые передают восприятие сада, создают его настроение. Обратите внимание на используемые автором образные выразительные средства.

Цель: создание зрительного образа пейзажа и его настроения, описанного в стихотворении.

Не забудьте, что видеокамера обладает большими возможностями, чем кисть художника: в её распоряжении крупные, мелкие, средние, панорамные планы, переход от одного плана к другому, замедленная или ускоренная съёмка. Стремитесь отобрать самые выразительные картины, детали.


2 группа: «Аудиогруппа. Создание аудиоряда»

Какая музыка, по-вашему, передаёт настроение этого стихотворения? Попробуйте описать её словами.

Цель: создание словесного музыкального сопровождения к видеоклипу, которое усилит общее впечатление от стихотворения и зрительного ряда, позволит передать светлое и лирическое настроение.


3 группа: «Дизайн видеоклипа»

Подумайте, какие заставки можно было бы включить в данный видеоклип?

Выберите те картины, которые можно было бы сопроводить общими планами, а какие – крупными.

Цель: придумать «обрамление» видеоклипа, так называемые заставки.

На работу отводится 5 минут.


4 группа: «Художественный совет»

Цель: дать оценку работе творческих групп. Максимум – 10 баллов.

Класс 9 В

Фамилия учащегося_________________________

Шкала оценки (в баллах)

«5» – 20 –19 баллов

«4» – 18 – 16 баллов

«3» – 15 – 13 баллов

  • Практическая работа. Поиск выразительных языковых средств в отрывках из стихотворений И.А. Бунина.

Максимум – 5 баллов.

Количество набранных баллов ________

  • Особенности художественного мира И.А. Бунина. Составление опорного конспекта.

Максимум – 5 баллов.

Количество набранных баллов ________

  • Создание видеоклипа. Работа творческих групп.

Максимум – 10 баллов.

Количество набранных баллов_______

Общее количество баллов ______ Оценка «______»



Класс 9 В

Фамилия учащегося_________________________

Шкала оценки (в баллах)

«5» – 20 –19 баллов

«4» – 18 – 16 баллов

«3» – 15 – 13 баллов

  • Практическая работа. Поиск выразительных языковых средств в отрывках из стихотворений И.А. Бунина.

Максимум – 7 баллов.

Количество набранных баллов ________

  • Особенности художественного мира И.А. Бунина. Составление опорного конспекта.

Максимум – 5 баллов.

Количество набранных баллов ________

  • Создание видеоклипа. Работа творческих групп.

Максимум – 10 баллов.

Количество набранных баллов_______

Общее количество баллов______ Оценка «_____»



Класс 9 В

Фамилия учащегося_________________________

Шкала оценки (в баллах)

«5» – 20 –19 баллов

«4» – 18 – 16 баллов

«3» – 15 – 13 баллов

  • Практическая работа. Поиск выразительных языковых средств в отрывках из стихотворений И.А. Бунина.

Максимум – 7 баллов.

Количество набранных баллов ________

  • Особенности художественного мира И.А. Бунина. Составление опорного конспекта.

Максимум – 5 баллов.

Количество набранных баллов ________

  • Создание видеоклипа. Работа творческих групп.

Максимум – 10 баллов.

Количество набранных баллов_______

Общее количество баллов______ Оценка «______»

Просмотр содержимого документа
«Поэтические акварели Бунина»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»














Конспект урока с использованием ИКТ

«Поэтические акварели И.А. Бунина»

(IX класс)







Автор работы:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Журавская Н.И.



















Ульяновск 2010

Цель:

  1. знакомство учащихся с образным миром поэта, развитие умения анализа поэтического текста на звуковом, лексическом, синтаксическом уровнях;

  2. совершенствование умений строить аргументированное высказывание, развитие творческих способностей;

  3. воспитание эстетического вкуса, внимание к духовному миру личности учащегося (воспитание любви к природе, родине).


Эпиграф к теме:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

И.А. Бунин.


  1. Комментарий к теме. Слово учителя. Беседа.

Акварель (франц. Aquarelle aqua вода)

    1. водяная прозрачная краска;

    2. живопись, исполненная такими красками.

- Чем, по-вашему, отличается картина, написанная акварельными красками, от других произведений живописи?

(Она кажется очень простой, передает лёгкость, воздушность, нежность, изящество).

- Как вы понимаете сочетание «поэтические акварели»?

(Акварели, написанные стихами… То есть такие стихи, которые просто, незатейливо, без словесных причуд и изысков, будто акварели, рисуют какую-то картину, пейзаж, и это получается легко и изящно).

Поэзия Бунина… Пусть сегодня ваши души озарятся её светом. Поспешим вместе с поэтом в сад, в лес, к реке. Увидим его глазами неброские краски неба и всего, что окружает нас в данную минуту на земле. Постараемся почувствовать гармонию этих красок, их органическое единство, изящество и необычайную точность поэта в выборе слов. Будем помнить, что истинная красота не кричит о себе – её нужно увидеть самому.

  1. Картины природы в творчестве И.А. Бунина. Истоки поэтики.

Слово учителя, сопровождающееся презентацией.

«Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину», – писал К.Г. Паустовский. И. Бунин прекрасно справился с этой трудной задачей. Природа для Бунина была совершенно особым миром. Для поэта природа – одно их важнейших явлений красоты жизни на земле, красоты, питающей человеческий разум и душу. Художник наполняется красотой природы и в своих стихах делится с читателем своими впечатлениями, вложив в них «часть своей души». Истоки этой красоты – в детстве.

Здесь, в Елецкой губернии, на хуторе Бутырки, впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Ещё в раннем возрасте пробуждается в нём художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, берёзовой рощи, весеннего леса, тенистых аллей сада…

Бунин обладал удивительной, только ему присущей способностью видения мира. Выразительное чтение отрывка.

«Проснувшись, открыл окно в сад, щурясь от утреннего низкого солнца, в свежем воздухе пахло горькой сладостью осеннего утра. На поляне перед окнами слепило таким ярким и тёплым светом, что похоже было на лето. Только солнечное тепло было смешано с этой пахучей горькой свежестью, с запахом покрытых крупной росой опавших листьев, и солнечный свет был слегка розовый, а вдали, в тени старых деревьев, уже багряных, жёлтых и оранжевых, стоял тончайший, лазурный дым легкого тумана…»

Под впечатлением удивительной красоты подступающей осени поэт создаёт стихотворение «Первый утренник, серебряный мороз!»

  1. Выразительное чтение стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз!». Комментарий. Беседа.

Утренник – весенний или осенний мороз по ночам, который бывает до восхода солнца.

Глянец – блеск начищенной или отполированной поверхности.

Бирюза – драгоценный камень голубоватого или зеленоватого цвета.

Настурция – садовое растение с крупными красно-жёлтыми цветками. Цветы несут определённый символ. По общепринятой в Японии символике цветов настурция означала патриотизм. Европейцы считали, что настурция символизирует страстную любовь.

- О чём это стихотворение?

(Соединяет в себе пейзаж с философскими мыслями. Тема стихотворения – описание осеннего мороза, бывающего только до восхода солнца. Поэту важно было передать своё состояние души.)

- Каково состояние души поэта?

(Несмотря на то что природа скоро сменит золотой наряд на белое зимнее покрывало и осень, а вслед за ней и зима принесёт «смерть» всему живому, поэт полон сил и надежд: небо для него «сияет ярче», цветы «рдеют, как пламя»).

- Почему автор дважды в первом четверостишии обращается к эпитету «серебряный»?

(Цвет серебра – мерцающий, белый – подчёркивает свежесть утра, прозрачность воздуха. Поэт обращается к близкой ему цветовой гамме.)

- Поэт активно использует повторения, если ему важно подчеркнуть какой-то образ, художественную деталь. Найдите подтверждение этому в тексте стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз!»

(«Красным пламенем настурции горят»…; «Но, как пламя, рдеют поздние цветы». Красно-жёлтые цветы, символизирующие страстную любовь, используются автором как образное изображение надежды и радости бытия.)

- Какую гамму цветов использует автор в стихотворении?

(«Серебряный» – блестяще-белый, «на заре» – нежно-розовый, «зеленеет» – зеленый,

«бирюзой» – зеленовато-голубой, «красным пламенем» – красный, «настурции» – красно-жёлтый. В стихотворении автор обращается к многоцветью.)

- Почему к многоцветью?

(Осень богата красками, по-другому описать её было невозможно. «Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения,– счастливый человек, особенно если он художник или писатель. В этом смысле Бунин был счастливым писателем», – отмечал К.Г. Паустовский).

  1. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Ещё и холоден и сыр…»

В юности Бунин часто приезжал к родителям в имение Огневка. Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…» написано поэтом в 1901 году.

Комментарий.

В древности февраль звался «сеченем», «снеженем». В народе говорили: «Февраль воду отпустит – март подберёт», «Февраль солнце на лето поворотит». В феврале зима ещё пытается задержаться, но весна уже наступает.

Молодеет – февраль – последний месяц зимы. Год по древнему народному календарю (примерно с конца XV века) распадался на две половины – летнюю и зимнюю – и начинался с первого весеннего месяца марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от зимнего сна. Поэтому «мир молодеет», начинается новая жизнь.

Слезится снег – оттепель.

Стужа – холод, мороз.

Лоно – недра (здесь: фон, «на фоне небосклона»)

Снегирь – птица, ассоциируется с зимой.

- Каким рисует Бунин этот пейзаж? Какие чувства испытывает автор?

(Поэт рисует пейзаж на стыке двух времён года: зимы и весны. Заканчивается власть зимы, но уже молодеет всё вокруг в преддверии весны. Автор радуется происходящим переменам: «не налюбуюсь», «сладко слушать»).

- Является ли это стихотворение только пейзажным? В каких строках заключён основной его смысл?

(Поэт обращается к пейзажной зарисовке, чтобы выразить своё настроение, которое вызывает увиденная им картина наступающей весны:

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Поэт размышляет о переменах, происходящих как в природе, так и в жизни человека.

Здесь слились описание пейзажа и философские размышления о жизни).

- Какие чувства вызывает это стихотворение у вас?

(Жизнерадостность, оптимизм, ощущение счастья…)

- Какой поэтический образ вам показался особенно ярким? Какими изобразительными средствами языка воспользовался автор для его создания?

(«Молодеет мир», «слезится снег», «снегири звенят» – олицетворение...)

- У поэта Бунина были свои пристрастия в языке. Так, у него был излюбленный глагол «сквозить», увлекался он также составными красочными определениями, часто использовал анжанбеман (перенос, несовпадение синтаксического и ритмического деления, интонационный сбой). Обратитесь к тексту стихотворения. Нашли ли эти пристрастия в нём место?

(«Сквозят деревья в лоне небосклона», «прозрачно-бледный»).

- Если бы вы были художником, какой палитрой воспользовались бы при изображении бунинского пейзажа?

(Прозрачно-бледный, голубой, ясный – цвета от белого до голубого, символизирующие начало весны, свежесть).

Скорый приход весны вызвал у поэта радостное ощущение, связанное с зарождением новой жизни, с любовью, с надеждой на лучшее будущее.

По словам поэта А. Блока, «так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний»).

  1. Сопоставление двух редакций поэтического произведения. Групповая работа. Обсуждение в четвёрках.

В первом издании это стихотворение И.А. Бунина называлось «Оттепель» и заканчивалось следующими строками:

Она повсюду разлита –

В лазури неба, в птичьем пеньи,

В снегах и вешнем дуновеньи, –

Она везде, где красота.


И, упиваясь красотой,

Лишь в ней дыша полней и шире,

Я знаю – всё живое в мире

Живёт в одной любви со мной.

– Как вы думаете, почему И.А. Бунин отказался от этих строф?



  1. Практическая работа. В предложенных текстах (отрывках из стихотворений И.Бунина) найти простые тропы, указать эпитеты, метафоры, сравнения. Обратить внимание на поэтический синтаксис: определить роль повторов, анжанбеманов. В чём особенность звукового рисунка стихотворения? Указать аллитерации, ассонансы. Подсчёт баллов (по вариантам).

I вариант:

В саду листки берёз, без шороха срываясь,

Средь тонких паутин, как бабочки, блестят

И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

На блёклую траву беспомощно летят.

И.А. Бунин «Затишье»

II вариант:

Ветви кедра – вышивки зелёным

Тёмным плюшем, свежим и густым,

А за плюшем кедра, за балконом

Сад прозрачный, лёгкий, точно дым.

И.А. Бунин «Из окна»

VII. Систематизация и обобщение материала. Особенности художественного мира И.А. Бунина.

Бунин – художник от бога. И по отточенности его произведений, по тонкому, обострённому восприятию мира с ним в русской литературе рубежа веков не сравнится никто.

Составление материалов опорного конспекта. Групповая работа (по вариантам). Подсчёт баллов.

  1. Черты импрессионизма в изображении пейзажа: акварельность, лёгкость, воздушность, нежность, изящество.

  2. Гармония красок, точность в подборе выразительных языковых средств.

  3. Простота, лаконичность художественных средств и глубина и сила чувства.

  4. Лирического героя отличает зоркость видения мира, внимание к деталям, одухотворённость и стремление понять смысл бытия.

  5. Выразительные языковые средства, характерные для поэтики Бунина:

– цветовые эпитеты,

– развёрнутые метафоры,

– сравнения,

– олицетворения,

– повторы,

– анжанбеманы,

– аллитерации и ассонансы.

М. Горький о месте И.А. Бунина в русской литературе: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души».

VIII. Творческая работа. Создание «видеоклипа» к стихотворению «Ещё и холоден и сыр…»

– Подумаем, как можно было бы назвать стихотворение?

(Предчувствие весны, преддверие весны… Это определяет тему работы).





Работа в творческих группах.

1 группа: «Сценарий»

Выберите из стихотворения те строки, которые передают восприятие сада, создают его настроение. Обратите внимание на используемые автором образные выразительные средства.

2 группа: «Аудиогруппа»

Какая музыка, по-вашему, передаёт настроение этого стихотворения? Попробуйте описать её словами.

3 группа: «Дизайн клипа»

Подумайте, какие заставки можно было бы включить в данный видеоклип?

Выберите те картины, которые можно было бы сопроводить общими планами, а какие – крупными.

4 группа: «Художественный совет»

Оценивает работу творческих групп. Максимум – 10 баллов.

Беседа. Определение направления работы каждой творческой группы.

– Что такое видеоклип?

(Это маленький фильм со своим сюжетом, обычно связанный с эстрадной песней, но у нас он будет посвящён стихотворению. Он включает в себя видео- и аудиоряды. Фильм маленький, но сделать его выразительным, ярким, запоминающимся, донести до зрителя всё обаяние и суть стихотворения, его настроение, его ёмкое и сочное слово не так-то просто. Попробуем решить задачу общими усилиями. Разделимся на творческие группы.

1 видеоряд: «Сценарий».

Цель: создание зрительного образа пейзажа и его настроения, описанного в стихотворении.

Инструктаж: не забудьте, видеокамера обладает большими возможностями, чем кисть художника: в её распоряжении крупные, мелкие, средние, панорамные планы, переход от одного плана к другому, замедленная или ускоренная съёмка. Стремитесь отобрать самые выразительные картины, детали.

2 аудиоряд: «Аудиогруппа»

Цель: создание словесного музыкального сопровождения к видеоклипу, которое усилит общее его впечатление от стихотворения и зрительного ряда, позволит передать светлое и лирическое настроение.

3 видеоряд: «Дизайн клипа»

Цель: придумать «обрамление» видеоклипа, так называемые заставки.

У каждой группы есть листок с рекомендациями. На работу отводится 5 – 7 минут.

Отчёт творческих групп. Взаимооценка.

Образец. Книга в красивом переплёте медленно открывается. Перелистывается страница – и перед нами русский пейзаж: высокое небо с плывущими по нему облаками, белая церковка вдали на холме… В этот пейзаж вписывается портрет И.А. Бунина.

Перелистывается страница – на ней стихотворение «Ещё и холоден и сыр…»

Детали пейзажа крупным планом: высокое голубое небо, белизна снегов, опушенные ветви деревьев, яркие снегири…

Нежно, одухотворённо звучит музыка. Она отражает великолепие природы, шорох ветра в кронах деревьев, веселый пересвист птиц. Весна на пороге! Закадровый голос читает стихотворение. Звучит последняя строка стихотворения, и на экране снова возникает пейзаж, которым начинался видеоклип, – и закроется книга в толстом переплёте.

Примерный сценарий видеоклипа.

  1. Заставка:

– портрет И.А. Бунина

– старинные книги

– название «Предчувствие весны»

  1. И.И. Грабарь «Февральская лазурь» – общий план

– крупный план – небо

– крупный план – деревья

– снегирь

– общий план – пейзаж.

  1. Старинные книги.

Видеоклип сопровождается выразительным чтением стихотворения на фоне музыкального сопровождения.

IX. Вывод. Слово учителя.

И.А. Бунин писал: «Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца».

Хотелось бы, чтобы И.А. Бунин своими стихами «заставил трепетать лучшие струны» и вашего сердца.

Х. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Шкала оценивания:

«5» – 20 – 18 баллов

«4» – 18 – 16 баллов

«3» – 15 – 13 баллов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1 слайд. Поэтические акварели И.А. Бунина

2 слайд. Цель урока

3 слайд. Эпиграф к уроку.

4 слайд. ЛОР: акварель (пейзаж)

5 слайд. Портрет И.А. Бунина

6 слайд. Поленов В.Д. Золотая осень.

7 слайд. Стихотворение «Первый утренник! Серебряный мороз…» Комментарий.

8 слайд. Цветовая гамма стихотворения «Первый утренник! Серебряный мороз…»

9 слайд. Левитан И.И. Золотая осень

10 слайд. Грабарь И.И. Февральская лазурь.

11 слайд. Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…» Комментарий.

12 слайд. Т.л. анжанбеман, аллитерация, ассонанс

13 слайд. Снегирь

14 слайд. Ромадин Н.М. Розовая весна. 1967

15 слайд. Первая редакция стихотворения И.А. Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

16 слайд. Подснежник.

17 слайд. Практическая работа. Поиск выразительных языковых средств в отрывках из стихотворений И.А. Бунина.

18 слайд. Проверка выполнения практической работы.

19 слайд. Особенности художественного мира И.А. Бунина.

20 слайд. Особенности художественного мира И.А. Бунина.

21 слайд. М. Горький о И.А. Бунине. Натюрморт

22 слайд. И.А. Бунин об искусстве. Пейзаж

9



Просмотр содержимого презентации
«Поэтические акварели Бунина»

Поэтические  акварели  И. А. Бунина

Поэтические акварели И. А. Бунина

    Нет, не пейзаж влечёт меня,  Не краски жадный взор подметит,  А то, что в этих красках светит:  Любовь и радость бытия.  И.А. Бунин

    Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И.А. Бунин

    Акварель (франц.  aquarelle < лат. aqua «вода»  1) водяная прозрачная краска  2) живопись, исполненная такими красками

    Акварель (франц. aquarelle

    И.А. Бунин (1870 – 1953)

    И.А. Бунин (1870 – 1953)

    Стихотворение  «Первый утренник, серебряный мороз!»  Комментарий

    Стихотворение «Первый утренник, серебряный мороз!» Комментарий

    • Утренник – весенний или осенний мороз по ночам, который бывает до восхода солнца.
    • Глянец – блеск начищенной или отполированной поверхности.
    • Бирюза – драгоценный камень голубоватого или зеленоватого цвета.
    • Настурция – садовое растение с крупными красно-жёлтыми цветами.
    Цветовая гамма стихотворения  «Первый утренник, серебряный мороз!»  Серебряный  На заре  Зеленеет  Бирюзой  Красное пламя настурции Многоцветье !

    Цветовая гамма стихотворения «Первый утренник, серебряный мороз!»

    • Серебряный
    • На заре
    • Зеленеет
    • Бирюзой
    • Красное пламя настурции

    Многоцветье !

    Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…»  Комментарий

    Стихотворение «Ещё и холоден и сыр…» Комментарий

    • Февраль – сечень, снежень
    • Молодеет – год по древнему календарю начинался с марта
    • Слезится (снег) – оттепель
    • Стужа – холод, мороз
    • Лоно – недра (здесь: на фоне небосклона)
    Нет, не пейзаж влечёт меня,  Не краски жадный взор подметит,  А то, что в этих красках светит:  Любовь и радость бытия.

    Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

    Литературоведческие термины Анжанбеман (перенос) – в стихотворной речи несовпадение синтаксического и ритмического деления: единая синтаксическая конструкция разрывается ритмической паузой и переносится в следующий стих; интонационный сбой.   Аллитерация – повтор одинаково или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности.   Ассонанс – повтор гласных звуков, чаще всего  ударных.

    Литературоведческие термины

    Анжанбеман (перенос) – в стихотворной речи несовпадение синтаксического и ритмического деления: единая синтаксическая конструкция разрывается ритмической паузой и переносится в следующий стих; интонационный сбой. Аллитерация – повтор одинаково или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности. Ассонанс – повтор гласных звуков, чаще всего ударных.

    Первая редакция стихотворения И.А. Бунина  «Ещё и холоден и сыр…»   Она повсюду разлита – В лазури неба, в птичьем пеньи, В снегах и вешнем дуновеньи, - Она везде, где красота. И, упиваясь красотой, Лишь в ней дыша полней и шире, Я знаю - всё живое в мире Живёт в одной любви со мной.

    Первая редакция стихотворения И.А. Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

    Она повсюду разлита –

    В лазури неба, в птичьем пеньи,

    В снегах и вешнем дуновеньи, -

    Она везде, где красота.

    И, упиваясь красотой,

    Лишь в ней дыша полней и шире,

    Я знаю - всё живое в мире

    Живёт в одной любви со мной.

    Практическая работа I вариант  В саду листки берёз, без шороха срываясь,  Средь тонких паутин, как бабочки, блестят –  И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,  На блёклую траву беспомощно летят.     И.А. Бунин. «Затишье» II вариант  Какая даль и вышина!  Глядишь – и бездной голубою  Небес осенних глубина  Как будто тает над тобою.     И.А. Бунин «И вот опять уж         по зарям…»

    Практическая работа

    I вариант

    В саду листки берёз, без шороха срываясь,

    Средь тонких паутин, как бабочки, блестят –

    И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

    На блёклую траву беспомощно летят.

    И.А. Бунин. «Затишье»

    II вариант

    Какая даль и вышина!

    Глядишь – и бездной голубою

    Небес осенних глубина

    Как будто тает над тобою.

    И.А. Бунин «И вот опять уж по зарям…»

    Практическая работа. Проверка I вариант  В саду листки берёз, без шороха срываясь,  Средь тонких паутин, как бабочки ,  блестят  И,  слабо  по ветвям  цепляясь и качаясь,  На блёклую траву беспомощно  летят.     И.А. Бунин «Затишье» II вариант  Какая даль и вышина!  Глядишь – и бездной голубою  Небес осенних глубина  Как будто тает над тобою.     И.А. Бунин «И вот опять уж         по зарям…»

    Практическая работа. Проверка

    I вариант

    В саду листки берёз, без шороха срываясь,

    Средь тонких паутин, как бабочки , блестят

    И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,

    На блёклую траву беспомощно летят.

    И.А. Бунин «Затишье»

    II вариант

    Какая даль и вышина!

    Глядишь – и бездной голубою

    Небес осенних глубина

    Как будто тает над тобою.

    И.А. Бунин «И вот опять уж по зарям…»

    Особенности художественного мира  И.А. Бунина

    Особенности художественного мира И.А. Бунина

    • Акварельность, лёгкость, воздушность картин природы
    • Одухотворенность лирического героя, стремление понять смысл бытия
    • Ясность мысли и глубина, сила чувства
    • Зоркость взгляда художника, внимание к деталям
    Особенности художественного мира  И.А. Бунина

    Особенности художественного мира И.А. Бунина

    • Цветовые эпитеты, сложные прилагательные
    • Развёрнутые метафоры
    • Повторы
    • Анжанбеманы
    • Аллитерации и ассонансы
    «Выньте Бунина из русской литературы,  и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души». (М . Горький)

    «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души». (М . Горький)

    «Выньте Бунина из русской литературы,  и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души». (М . Горький)

    «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души». (М . Горький)

    Предчувствие весны

    Предчувствие весны

    И.А. Бунин (1870 – 1953)

    И.А. Бунин (1870 – 1953)

    Ещё и холоден и сыр  Февральский воздух, но над садом  Уж смотрит небо ясным взглядом  И молодеет Божий мир.

    Ещё и холоден и сыр Февральский воздух, но над садом Уж смотрит небо ясным взглядом И молодеет Божий мир.

    Прозрачно-бледный, как весной,  Слезится снег недавней стужи,  А с неба на кусты и лужи  Ложится отблеск голубой.

    Прозрачно-бледный, как весной, Слезится снег недавней стужи, А с неба на кусты и лужи Ложится отблеск голубой.

    Не налюбуюсь, как сквозят  Деревья в лоне небосклона,  И сладко слушать у балкона,  Как снегири в кустах звенят.

    Не налюбуюсь, как сквозят Деревья в лоне небосклона, И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят.

    Нет, не пейзаж влечёт меня,  Не краски жадный взор подметит,  А то, что в этих красках светит:  Любовь и радость бытия.

    Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия.

    «Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами.   Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца». (И.А. Бунин)

    «Я не знаю, что называется искусством, красотой в искусстве, его правилами. Верно, в том заключается оно, чтобы человек, какими бы словами, в какой бы форме ни говорил мне, но заставлял бы меня видеть перед собой живых людей, чувствовать веяние живой природы, заставляя трепетать лучшие струны моего сердца». (И.А. Бунин)

    Урок окончен.  Спасибо за внимание!

    Урок окончен. Спасибо за внимание!


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Поэтические акварели И.А.Бунина

    Автор: Журавская Наталья Ивановна

    Дата: 21.10.2014

    Номер свидетельства: 121176


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства