kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет  организовать работу учащихся по совершенствованию анализа текста поэмы, развить творческие способности учеников.

Просмотр содержимого документа
«Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри"»

Урок по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» МБОУ гимназия № 21 Иорданишвили Н.Г.

Урок по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

МБОУ гимназия № 21

Иорданишвили Н.Г.

Задания по группам  I группа:  Подумайте, чем отличается история бэри, встреченного Лермонтовым, от истории героя поэмы: какой нравственный выбор и почему сделали реальный человек и литературный герой?  Почему поэт изменил рассказ грузинского монаха?  Мцыри в поэме – имя собственное или нарицательное, как и бэри?

Задания по группам I группа:

Подумайте, чем отличается история бэри, встреченного Лермонтовым, от истории героя поэмы: какой нравственный выбор и почему сделали реальный человек и литературный герой?

Почему поэт изменил рассказ грузинского монаха?

Мцыри в поэме – имя собственное или нарицательное, как и бэри?

Задания по группам II группа:  Докажите, что «Мцыри» – лиро-эпическая поэма. Как выбор жанра связан с содержанием поэмы? III группа:  Какие особенности построения поэмы вы заметили? Как связаны её название, эпиграф, вступление, повествование? Как композиция связана с жанром произведения?

Задания по группам

II группа:

Докажите, что «Мцыри» – лиро-эпическая поэма. Как выбор жанра связан с содержанием поэмы?

III группа:

Какие особенности построения поэмы вы заметили? Как связаны её название, эпиграф, вступление, повествование? Как композиция связана с жанром произведения?

Дайте объяснение следующим словам и выражениям   Инок – Благодать – Монашеский обет – Обитель – Алтарь – Чернец – Кадильница – Келья – Клятва -

Дайте объяснение следующим словам и выражениям

Инок –

Благодать –

Монашеский обет –

Обитель –

Алтарь –

Чернец –

Кадильница –

Келья –

Клятва -

Задания всем группам: 1. Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я/ На воле? Жил…»? 2. Найдите, пожалуйста, в поэме символичные образы, помогающие раскрыть характер главного героя.

Задания всем группам:

1. Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я/ На воле? Жил…»?

2. Найдите, пожалуйста, в поэме символичные образы, помогающие раскрыть характер главного героя.

Задания по группам I группа: - Раскройте смысл образа: «одна, но пламенная страсть». В каком значении здесь употребляется слово страсть? Почему эпитет связан с образом пламени, горения?   II группа: - Мцыри называет себя «тюремным цветком». Как двойственность этого образа проявляется в его характере и судьбе?  III группа:

Задания по группам

I группа:

- Раскройте смысл образа: «одна, но пламенная страсть». В каком значении здесь употребляется слово страсть? Почему эпитет связан с образом пламени, горения?

II группа:

- Мцыри называет себя «тюремным цветком». Как двойственность этого образа проявляется в его характере и судьбе?

III группа:

  • - Как вы можете объяснить роль образа «рыбки золотой» в поэме? Что этот образ символизирует? К чему призывает рыбка Мцыри? Почему по ритму и строфике песня рыбки отличается от основного текста поэмы?
В поэме возникают два контрастных образа: пламени и холода. Выпишите из текста примеры, в которых появляются эти образы. В каких сценах их борьба наиболее ожесточённая? В чём вы видите смысл этого противопоставления? Образы пламени Образы холода

В поэме возникают два контрастных образа: пламени и холода. Выпишите из текста примеры, в которых появляются эти образы. В каких сценах их борьба наиболее ожесточённая? В чём вы видите смысл этого противопоставления?

Образы пламени

Образы холода

Задания по группам  I группа    Проанализируйте сцену боя с барсом. Какое место она занимает в поэме? Какой основной художественный приём использует в изображении сражения человека и зверя автор? Кто в этой смертельной схватке больше похож на человека, а кто – на зверя? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задания по группам I группа

Проанализируйте сцену боя с барсом. Какое место она занимает в поэме? Какой основной художественный приём использует в изображении сражения человека и зверя автор? Кто в этой смертельной схватке больше похож на человека, а кто – на зверя? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задания по группам  II группа    Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описание природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя. Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри? Почему?

Задания по группам II группа

Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описание природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя. Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри? Почему?

Задания по группам  III группа    В финале поэмы Мцыри произносит слова: «И с этой мыслью я засну/ И никого не прокляну!..» Можно ли сказать, что мятежный дух Мцыри перед смертью смиряется? Как вы думаете, какой смысл вкладывает он в эти слова? Свою точку зрения аргументируйте цитатами из текста.

Задания по группам III группа

В финале поэмы Мцыри произносит слова: «И с этой мыслью я засну/ И никого не прокляну!..» Можно ли сказать, что мятежный дух Мцыри перед смертью смиряется? Как вы думаете, какой смысл вкладывает он в эти слова? Свою точку зрения аргументируйте цитатами из текста.

Докажите, что Мцыри – романтический герой, а поэма Лермонтова – романтическое произведение  «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» В.Г. Белинский

Докажите, что Мцыри – романтический герой, а поэма Лермонтова – романтическое произведение

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»

В.Г. Белинский

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».   Вдали я видел сквозь туман,   В снегах, горящих, как алмаз,    Седой незыблемый Кавказ;    И было сердцу моему    Легко, не знаю почему. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте.  1) гипербола  2) эпитет  3) повтор  4) сравнение  5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте. 1) гипербола 2) эпитет 3) повтор 4) сравнение 5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».  И снова я к земле припал   И снова вслушиваться стал   К волшебным, странным голосам;   Они шептались по кустам,   Как будто речь свою вели   О тайнах неба и земли; Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте.  1) олицетворение  2) эпитет  3) повтор  4) сравнение  5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте. 1) олицетворение 2) эпитет 3) повтор 4) сравнение 5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».  Мир темен был и молчалив;  Лишь серебристой бахромой  Вершины цепи снеговой  Вдали сверкали предо мной  Да в берега плескал поток.  В знакомой сакле огонек  То трепетал, то снова гас:  На небесах в полночный час  Так гаснет яркая звезда!  1) гипербола  2) эпитет  3) повтор  4) сравнение  5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Мир темен был и молчалив;

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной

Да в берега плескал поток.

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

1) гипербола 2) эпитет 3) повтор 4) сравнение 5) метафора

Выводы  Как автор отвечает на вопрос о том, в чём причина трагедии героя? Что помогло вам это понять? Почему слово мцыри читатели превратили в имя собственное?

Выводы

Как автор отвечает на вопрос о том, в чём причина трагедии героя? Что помогло вам это понять? Почему слово мцыри читатели превратили в имя собственное?

Домашнее задание  Напишите сочинение на одну из следующих тем: 1. «Одна – но пламенная страсть». 2. Три «блаженных дня» Мцыри. 3. «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..» 4. Природа в поэме «Мцыри»

Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из следующих тем:

1. «Одна – но пламенная страсть».

2. Три «блаженных дня» Мцыри.

3. «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..»

4. Природа в поэме «Мцыри»

Домашнее задание  Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из фрагментов поэмы по своему выбору: строфы 3-5 ( начало исповеди); строфы 16-18 (бой с барсом), строфы 25-26 (конец исповеди).

Домашнее задание

Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из фрагментов поэмы по своему выбору: строфы 3-5 ( начало исповеди); строфы 16-18 (бой с барсом), строфы 25-26 (конец исповеди).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 24.07.2018

Номер свидетельства: 475274

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства