kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет  организовать работу учащихся по совершенствованию анализа текста поэмы, развить творческие способности учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри"»

Урок по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» МБОУ гимназия № 21 Иорданишвили Н.Г.

Урок по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

МБОУ гимназия № 21

Иорданишвили Н.Г.

Задания по группам  I группа:  Подумайте, чем отличается история бэри, встреченного Лермонтовым, от истории героя поэмы: какой нравственный выбор и почему сделали реальный человек и литературный герой?  Почему поэт изменил рассказ грузинского монаха?  Мцыри в поэме – имя собственное или нарицательное, как и бэри?

Задания по группам I группа:

Подумайте, чем отличается история бэри, встреченного Лермонтовым, от истории героя поэмы: какой нравственный выбор и почему сделали реальный человек и литературный герой?

Почему поэт изменил рассказ грузинского монаха?

Мцыри в поэме – имя собственное или нарицательное, как и бэри?

Задания по группам II группа:  Докажите, что «Мцыри» – лиро-эпическая поэма. Как выбор жанра связан с содержанием поэмы? III группа:  Какие особенности построения поэмы вы заметили? Как связаны её название, эпиграф, вступление, повествование? Как композиция связана с жанром произведения?

Задания по группам

II группа:

Докажите, что «Мцыри» – лиро-эпическая поэма. Как выбор жанра связан с содержанием поэмы?

III группа:

Какие особенности построения поэмы вы заметили? Как связаны её название, эпиграф, вступление, повествование? Как композиция связана с жанром произведения?

Дайте объяснение следующим словам и выражениям   Инок – Благодать – Монашеский обет – Обитель – Алтарь – Чернец – Кадильница – Келья – Клятва -

Дайте объяснение следующим словам и выражениям

Инок –

Благодать –

Монашеский обет –

Обитель –

Алтарь –

Чернец –

Кадильница –

Келья –

Клятва -

Задания всем группам: 1. Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я/ На воле? Жил…»? 2. Найдите, пожалуйста, в поэме символичные образы, помогающие раскрыть характер главного героя.

Задания всем группам:

1. Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я/ На воле? Жил…»?

2. Найдите, пожалуйста, в поэме символичные образы, помогающие раскрыть характер главного героя.

Задания по группам I группа: - Раскройте смысл образа: «одна, но пламенная страсть». В каком значении здесь употребляется слово страсть? Почему эпитет связан с образом пламени, горения?   II группа: - Мцыри называет себя «тюремным цветком». Как двойственность этого образа проявляется в его характере и судьбе?  III группа:

Задания по группам

I группа:

- Раскройте смысл образа: «одна, но пламенная страсть». В каком значении здесь употребляется слово страсть? Почему эпитет связан с образом пламени, горения?

II группа:

- Мцыри называет себя «тюремным цветком». Как двойственность этого образа проявляется в его характере и судьбе?

III группа:

  • - Как вы можете объяснить роль образа «рыбки золотой» в поэме? Что этот образ символизирует? К чему призывает рыбка Мцыри? Почему по ритму и строфике песня рыбки отличается от основного текста поэмы?
В поэме возникают два контрастных образа: пламени и холода. Выпишите из текста примеры, в которых появляются эти образы. В каких сценах их борьба наиболее ожесточённая? В чём вы видите смысл этого противопоставления? Образы пламени Образы холода

В поэме возникают два контрастных образа: пламени и холода. Выпишите из текста примеры, в которых появляются эти образы. В каких сценах их борьба наиболее ожесточённая? В чём вы видите смысл этого противопоставления?

Образы пламени

Образы холода

Задания по группам  I группа    Проанализируйте сцену боя с барсом. Какое место она занимает в поэме? Какой основной художественный приём использует в изображении сражения человека и зверя автор? Кто в этой смертельной схватке больше похож на человека, а кто – на зверя? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задания по группам I группа

Проанализируйте сцену боя с барсом. Какое место она занимает в поэме? Какой основной художественный приём использует в изображении сражения человека и зверя автор? Кто в этой смертельной схватке больше похож на человека, а кто – на зверя? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задания по группам  II группа    Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описание природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя. Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри? Почему?

Задания по группам II группа

Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описание природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя. Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри? Почему?

Задания по группам  III группа    В финале поэмы Мцыри произносит слова: «И с этой мыслью я засну/ И никого не прокляну!..» Можно ли сказать, что мятежный дух Мцыри перед смертью смиряется? Как вы думаете, какой смысл вкладывает он в эти слова? Свою точку зрения аргументируйте цитатами из текста.

Задания по группам III группа

В финале поэмы Мцыри произносит слова: «И с этой мыслью я засну/ И никого не прокляну!..» Можно ли сказать, что мятежный дух Мцыри перед смертью смиряется? Как вы думаете, какой смысл вкладывает он в эти слова? Свою точку зрения аргументируйте цитатами из текста.

Докажите, что Мцыри – романтический герой, а поэма Лермонтова – романтическое произведение  «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью» В.Г. Белинский

Докажите, что Мцыри – романтический герой, а поэма Лермонтова – романтическое произведение

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»

В.Г. Белинский

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».   Вдали я видел сквозь туман,   В снегах, горящих, как алмаз,    Седой незыблемый Кавказ;    И было сердцу моему    Легко, не знаю почему. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте.  1) гипербола  2) эпитет  3) повтор  4) сравнение  5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте. 1) гипербола 2) эпитет 3) повтор 4) сравнение 5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».  И снова я к земле припал   И снова вслушиваться стал   К волшебным, странным голосам;   Они шептались по кустам,   Как будто речь свою вели   О тайнах неба и земли; Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте.  1) олицетворение  2) эпитет  3) повтор  4) сравнение  5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в этом фрагменте. 1) олицетворение 2) эпитет 3) повтор 4) сравнение 5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».  Мир темен был и молчалив;  Лишь серебристой бахромой  Вершины цепи снеговой  Вдали сверкали предо мной  Да в берега плескал поток.  В знакомой сакле огонек  То трепетал, то снова гас:  На небесах в полночный час  Так гаснет яркая звезда!  1) гипербола  2) эпитет  3) повтор  4) сравнение  5) метафора

Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Мир темен был и молчалив;

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной

Да в берега плескал поток.

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

1) гипербола 2) эпитет 3) повтор 4) сравнение 5) метафора

Выводы  Как автор отвечает на вопрос о том, в чём причина трагедии героя? Что помогло вам это понять? Почему слово мцыри читатели превратили в имя собственное?

Выводы

Как автор отвечает на вопрос о том, в чём причина трагедии героя? Что помогло вам это понять? Почему слово мцыри читатели превратили в имя собственное?

Домашнее задание  Напишите сочинение на одну из следующих тем: 1. «Одна – но пламенная страсть». 2. Три «блаженных дня» Мцыри. 3. «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..» 4. Природа в поэме «Мцыри»

Домашнее задание

Напишите сочинение на одну из следующих тем:

1. «Одна – но пламенная страсть».

2. Три «блаженных дня» Мцыри.

3. «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..»

4. Природа в поэме «Мцыри»

Домашнее задание  Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из фрагментов поэмы по своему выбору: строфы 3-5 ( начало исповеди); строфы 16-18 (бой с барсом), строфы 25-26 (конец исповеди).

Домашнее задание

Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из фрагментов поэмы по своему выбору: строфы 3-5 ( начало исповеди); строфы 16-18 (бой с барсом), строфы 25-26 (конец исповеди).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 24.07.2018

Номер свидетельства: 475274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства