«Повести Белкина» Пушкин предварил предисловием «От издателя», где содержалась биография И. П. Белкина.
Сам Белкин когда-то был военным, ушёл в отставку, поселился в деревне, изредка выезжая в город по делам и останавливаясь на почтовых станциях. Белкин вообще характерное лицо русского быта. Кругозор Ивана Петровича ограничен, по натуре он человек кроткий и нелюдимый. Как и всякий деревенский старожил, Белкин развивает скуку, слушая о происшествиях, которые вносят нечто поэтическое в его однообразно-прозаическое существование. Именно поэтому события, о который повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно-романтическими – в них есть всё: дуэли, тайная любовь, страсти. Белкина привлекает яркая, неоднообразная жизнь. В судьбах героев произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал ничего подобного, но это не отменяет его стремление к романтике.
В конце октября 1831 г. они вышли в свет под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Выстрел
Повесть «Выстрел» открывает «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Она повествует о, казалось бы, незначительном происшествии в жизни главного героя. Долгие годы он стремился отомстить одному человеку. В итоге, когда такая возможность ему представилась, герой отказался от нее.
В «Выстреле» Пушкин описал эпизод своей дуэли с офицером Зубовым в Кишиневе в июне 1822 г. Поэт явился на поединок с черешнями и завтракал ими, пока его противник стрелял. Зубов стрелял первый и не попал. Пушкин не сделал своего выстрела, но ушёл, не примирившись со своим противником.
Кадр из фильма «Выстрел» (1966 г.)
Главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм молодого Пушкина. Но ему приходится служить в армейском гусарском полку в скучной провинции, буянить, играть в карты, стреляться на дуэлях, пока не встретился и вступил в неравную борьбу гордый Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем – службе, чинах, деньгах, картах, любви, даже на смертельном поединке. А у нищего и незнатного храбреца Сильвио было только великое искусство меткой стрельбы из пистолета. Вот оно, неравенство, приводящее к несчастью.
И вот великий стрелок всю жизнь свою потратил на то, чтобы повернуть счастье к себе лицом, изменить свою судьбу, отомстить графу, отстоять свое первенство и достоинство. Он – одинокий романтик, и все его средства и методы, роковые, романтические: месть, отложенная дуэль, внезапное явление с пистолетами к счастливцу-графу, новый смертельный поединок и двойной выстрел в картину, красиво ставящий точку в этой истории. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа, переступил через свой трагический романтизм и великодушно простил врага.
Кадр из фильма «Выстрел» (1966 г.)
Но места в новой обыденной русской жизни этому экзотическому романтику уже нет, и Сильвио совершает последний свой героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и погибает в битве с турками. Пушкин показал историю упорной борьбы смелого гордого человека за свое счастье и достоинство и эта история получилась весьма реалистическая и серьезная.
Но обряд уже совершён. Владимиру теперь нельзя жениться на Маше. С горя он уходит на войну 1812 с Наполеоном и погибает там. Обвенчанная с незнакомцем Маша несколько лет чуждается всех соискателей своей руки, пока её внимание не привлекает вернувшийся из похода в Европу кавалерист Бурмин.
Повесть «Метель» напоминает романтическую балладу: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха.
Метель
Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна борется за свое счастье по схемам французских романов. Бегство происходит зимой, в страшную метель. Маша и избранные Владимиром свидетели добираются до церкви, но сам он в густом снегу сбивается с дороги и оказывается совсем в другой стороне. У церкви, где ждёт жениха уже почти лишившаяся чувств невеста, останавливается по дороге в армию гусар. Спутав его с Владимиром, свидетели подтаскивают гусара к священнику. Лишь в конце церемонии пришедшая в сознание Маша сознаёт: она обвенчалась не с тем. Гусар же, поняв, что влип в неприятную историю, спешит уехать.
Кадр из фильма
«Выстрел» (1964 г.)
Замечательно описание современником великой русской победы и возвращения наших героических войск, радостных русских женщин, кипения новой жизни и любви.
Бурмину очень нравится Маша, но он долго не решается приступить к решительному объяснению с ней. Наконец, в приливе откровенности он рассказывает ей о причине этого. Бурмин женат – он был тем самым гусаром, который раньше венчался с Машей. Теперь он не узнаёт её. Маша открывает Бурмину истину, и он падает к её ногам.
Жизнь реальная богаче и интереснее романтической баллады.
Впрочем, она же и гораздо суровее и прозаичнее. И Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Старая комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.
К лучшим, живым страницам повести относится описание метели, сыгравшей роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью , и это придает описанию метели в повести драматический характер.
Гробовщик
Прототипом главного лица повести «Гробовщик» Пушкин избрал гробовщика Адриана, жившего около дома Гончаровых в Москве.
Избрав для повести живое лицо, Пушкин очень точен и в топографии повести. Гончаровы жили на Никитской. Здесь и происходят все события. Недалеко отсюда и церковь Вознесения, упоминаемая в повести (у Никитских ворот). Отсюда около пяти километров до Басманной и площади Разгуляя.
Из военного и помещичьего мира действие этой повести переносится в среду мелких московских ремесленников и торговцев. Вместо гусаров с их «проказами» и барышень с «романтическим воображением» здесь действует гробовщик Адриан Прохоров с двумя дочерьми, чувствительный немец-сапожник Готлиб Шульц, его дочка Лотхен, будочник Юрко.
В маленьком мирке не занимаются праздными фантазиями, а интересуются только барышами.
Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что конкуренты, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую, перехватят у него богатые похороны. Смерть людей для них нажива. К покойникам Адриан относится как к заказчикам, потребителям его изделий.
Его не интересует, какие это были люди до того, как они стали «предметом» его мрачного ремесла, и даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, он различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он лишь обрадовался, узнав, что это был пьяный тяжелый сон, и спокойно стал жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией. Таково счастье гробовщика, позволившее нам не только заглянуть в его огрубевшую душу, но и увидеть живописный уголок реальной питерской жизни.
«Гробовщик»
Рисунок Пушкина на рукописи
Станционный смотритель
И тут мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время бороться, за него надо уметь платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной.
Вот и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин, не смог до конца своей жизни поверить, что дочь его счастлива и сам себя обрёк на одиночество и смерть.
«Станционный смотритель» - самое грустное произведение из всех
«Повестей Белкина».
Герой этой повести Самсон Вырин — маленький чиновник, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих, — уверен, что дочка его Дуня, которую увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными усиками», погибла.
Но вместо подобной истории происходит нечто иное. Когда смотритель отправляется в Петербург на розыски Дуни и является к Минскому, тот приходит в крайнее замешательство. Он говорит старику: «Виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива , даю тебе честное слово». И, как это ни странно, слово свое сдержал.
Кадр из фильма «Станционный смотритель « (1972 г.)
Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською». Предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знатность.
Но трагедия Самсона Вырина заключалась в том что дочь он все-таки потерял. Между его миром, миром маленьких людей, и миром Минских целая пропасть, и ему даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть. Дуня все же перешагнула через нее. Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.
Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.
Вдруг понимаешь, что маленьких людей не бывает. Этого униженного и оскорбленного безмерно жаль, понимаешь его простую страшную беду, его страдания и слезы, его одинокую тоску, мучительные воспоминания о дочери. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.
Кадр из фильма «Станционный смотритель» (1972 г.)
Барышня-крестьянка
«Барышня-крестьянка» — последняя, заключительная повесть в сборнике и самое жизнеутверждающая, в отличии от «Станционного смотрителя».
Два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники. По всей житейской мудрости им следует пожениться и объединить состояния и земли отцов.
Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению, и молодым приходится тайком встретиться и полюбить друг друга через затейливую комедию и маскарад переодевания барышни Лизы в крестьянку Акулину. Однако реальное счастье их зависит не от этого увлекательного деревенского романа, а от пугливости куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Счастье их было обычным, и не было в нем трагедии.
«Повести Белкина» с доброй улыбкой и юмором рассказали о современной Пушкину России и ее обитателях. В центре всех повестей – вопрос человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. За него надо все время платить, и иногда цена бывает для человека неподъемной. Но надо жить, жизнь продолжается, в том числе и «простая» жизнь простых людей, о которой рассказывают пушкинские «Повести Белкина». В них мы с помощью Пушкина и простодушного Ивана Петровича Белкина постигаем подлинную цену человеческого счастья , за него надо уметь бороться.
Много ли счастливых героев в каждой повести?
«Выстрел»: граф и его жена счастливы , Сильвио - нет, погиб.
«Метель»: Марья Гавриловна и Бурмин счастливы , Владимир Н. - нет, тяжело ранен, умер.
«Гробовщик»: проснулся, доволен, но, по роду деятельности, окружен покойниками.
«Станционный смотритель»: Дуня и Минский счастливы , смотритель - нет, умер.
«Барышня-крестьянка»: счастливы все!
Там, где двое счастливы , всегда есть кто-то, кто несчастлив; где-то рядом возможна смерть, и она особенно ужасна в минуту счастья , горька на его фоне. Может быть, в том, что цикл начинается «Выстрелом» с возможной гибелью в минуту счастья и заканчивается «Барышней-крестьянкой», где хорошо всем, есть магический смысл и тайна…
За всеми перипетиями героев скрывается стремление и готовность отстаивать своё счастье .
Через несколько лет Пушкин напишет свою лучшую повесть «Капитанская дочка». Но «Повести Белкина» останутся самыми загадочными…
С момента написания «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» прошло уже сто восемьдесят пять лет, но, как мне думается, до сих пор не утратили интереса для читателей.
Пушкин А.С.
ивана петровича белкина»
ИСТОЧНИКИ:
Дуюнова М.В. А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // Литература в школе. - 2007. - № 7. - С. 34-36
Рыжкова Т. «Повести Белкина» в кино // Литература. - 2007. - №11. - С. 24-26
Пушкин А.С. Художественная проза / А.С. Пушкин. - Москва : Вагриус, 2007. - 412 с. : ил. - ISBN 978-5-9697-0525-8
Русская историческая библиотека. Пушкин «Метель» – краткое содержание [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rushist.com / . - Загл. с экрана (12.11.2015).
Сахаров Всеволод «Повести Белкина» [Электронный ресурс] / Сахаров Всеволод. – Режим доступа : http://archvs.org/Belkin.htm /. – Загл. с экрана (12.11.2015).