Урок. Печорин в системе мужских образов романа.
Ход урока.
В центре системы художественных образов находится Печорин. Вокруг него группируются другие герои.
- Вспомните, какие мужские герои взаимодействуют с главным героем в произведении?
- Соотнесите главы и героев?
В романе эти герои даны с определенной целью. Кто-то из них может быть другом, кто-то двойником, кто-то антиподом Печорина, а кто-то и карикатурой на него.
- Определите цели нашего урока.
Печорин и Максим Максимыч.
Узнайте героя по описанию. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти……
- Расскажите о внешности, чертах характера Максим Максимыча.
- Где и когда встретились, в каких взаимоотношениях тогда были? Расскажите о истории, в которой оба были задействованы
- Вспомните монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча?
- Вспомните сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина? Почему Печорин так себя ведет ?
Вывод. Смотри таблицу в презентации. Антипод.
Печорин и Грушницкий.
- Узнайте героя по описанию: «….ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год».
- Закончите фразы, дающие характеристику этому герою: «.– их наслаждение»
«.он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался.»
«его цель –….»
- Расскажите о внешности, чертах характера
- Вспомните, кто из героев о ком говорил: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.»
- Где и когда встретились эти герои, в каких взаимоотношениях тогда были? Расскажите о истории, в которой оба были задействованы.
- -.Только подумайте, что один из нас непременно будет убит.
Я желаю, чтобы это были вы.
А я уверен в противном……
Расскажите о предпосылках этого события и о самом событии.
Отрывок из фильма (момент, когда Грушницкий говорит, что себя презирает, а Печорина ненавидит)
Вывод. Таблица в презентации. Двойник-карикатура. «То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно»,- говорил Лотман
Печорин и Вернер.
- Узнайте героя по описанию: «…одна нога была у него короче другой, как у Байрона»
- Расскажите о внешности, чертах характера
- Как и почему называет Печорин взаимоотношения с Вернером?
- Вспомните диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
- Расскажите о истории, в которой оба были замешаны.
- Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера
- Вставьте подходящие по смыслу слова. «Вот люди! Все они : знают заранее все поступка. его, видя невозможность другого средства, а потом от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы,
Вывод. Таблица. Двойник.
Печорин и Вулич.
- Узнайте героя по описанию: «Он был родом серб, как видно было из его имени»
- Расскажите о внешности, чертах характера
- Где и когда встретились, в каких взаимоотношениях тогда были?
- Расскажите о заключении пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью?
- Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов
- Закончите предложения: …несмотря на его хладнокровие, мне казалось, что я …
- Вы нынче умрёте! - сказал я ему.
- Может быть,…………………
- Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив?
Вывод. Таблица. Двойник.
Вывод по уроку. Делают ученики.
Рефлекция.
Домашняя работа.