kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Песенный строй.Слово в стихе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследованию творчества Булата Окуджавы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Песенный строй.Слово в стихе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени И.С.Кузнецова   Тема работы: «Песенный строй. Слово в стихе». (Анализ поэтического синтаксиса Булата Окуджавы)  Выполнила : ученица 10 класса Лицманова Дарья   Руководитель :  Синенко Ирина Валерьевна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 им. И.С. Кузнецова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 имени И.С.Кузнецова

Тема работы:

«Песенный строй. Слово в стихе».

(Анализ поэтического синтаксиса Булата Окуджавы)

Выполнила : ученица 10 класса

Лицманова Дарья

Руководитель : Синенко Ирина Валерьевна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 им. И.С. Кузнецова

Каждый пишет , что он слышит ,  Каждый слышит , как он дышит ,  Не стараясь угодить .  Так природа захотела ,  Почему не наше дело,  Для чего , не нам судить.  Б . Окуджава

Каждый пишет , что он слышит , Каждый слышит , как он дышит , Не стараясь угодить . Так природа захотела , Почему не наше дело, Для чего , не нам судить. Б . Окуджава

Актуальность работы : В настоящее время среди молодых людей редко встретишь любителей поэзии . Даже наши уроки литературы показывают , что далеко не каждый ученик способен выразительно прочитать и проанализировать лирическое стихотворение. Мне бы хотелось , чтобы мои сверстники учились видеть красоту поэзии , чтобы юношу читали девушкам стихи и чтобы девушки могли оценить это . Мне очень близка поэзии , в особенности лирика Булата Окуджавы , и мне бы хотелось поделиться знаниями о том , как же удалось поэту создать стихотворения и песни , трогающие за душу , заставляющие сопереживать , становиться лучше.

Цель работы: Исследование поэтического синтаксиса Б. Окуджавы; выявление основных его типологических характеристик .

Материалом для исследования послужили сборники лирики Окуджавы, изданные в разные годы (1976, 1984, 1988). Особое внимание было уделено изданию, вышедшему к 60-летию поэта и содержащему лучшие образцы его лирики разных лет.

Предмет исследования - поэтическая речь Б. Окуджавы.

Метод исследования-литературоведческий анализ стихотворных текстов .

Полученные результаты, их новизна: Преобразование “разговорной интонации“ в высокую поэзию — одна из ярчайших черт поэтики Окуджавы: на уровне синтаксиса часто употребляются разнообразные виды повторов: анафора, рефрен, композиционные особенности «кольцо строфы», «кольчатая цепь», «тематическая рамка». Прослеживается связь поэтического синтаксиса поэта с фольклорной традицией .

Поэтический синтаксис Булата Окуджавы отражает тенденцию, общую для всей современной поэзии: стремление сделать поэзию разговорной. Сама природа песен и стихов Окуджавы, весь их строй предполагает слушание в интимном кругу, беседу с единомышленниками, разговор с ними. Средства разговорного синтаксиса занимают значимое место среди других поэтических средств, используемых Окуджавой. Одной из особенностей синтаксиса поэта становится часто применяемый эллипсис-синтаксическое построение, в котором тот или иной член , необходимый в грамматическом (или в семантическом) отношении, словесно не выражен. Одна из причин активного использования -структурная неполнота синтаксической конструкции оставляющей простор для ассоциации недосказанностью.  Различные виды эллипсиса широко представлена в поэзии Окуджавы :  Собрался к маме - умерла,  К отцу хотел – а он расстрелян…

Поэтический синтаксис Булата Окуджавы отражает тенденцию, общую для всей современной поэзии: стремление сделать поэзию разговорной.

Сама природа песен и стихов Окуджавы, весь их строй предполагает слушание в интимном кругу, беседу с единомышленниками, разговор с ними. Средства разговорного синтаксиса занимают значимое место среди других поэтических средств, используемых Окуджавой. Одной из особенностей синтаксиса поэта становится часто применяемый эллипсис-синтаксическое построение, в котором тот или иной член , необходимый в грамматическом (или в семантическом) отношении, словесно не выражен. Одна из причин активного использования -структурная неполнота синтаксической конструкции оставляющей простор для ассоциации недосказанностью.

Различные виды эллипсиса широко представлена в поэзии Окуджавы :

Собрался к маме - умерла,

К отцу хотел – а он расстрелян…

Преобразование «разговорной интонации» в высокую поэзию — одна из ярчайших черт поэтики Окуджавы:

А мы рукой на прошлое: вранье !

А мы с надеждой в будущее - свет!

Демократизации поэтической речи, приближению ее к разговорному языку служит и такое специфическое синтаксическое средство, как парцелляция — “экспрессивно значимое членение речи“. Парцелляция, т.е. разобщенность речевых единиц, их отделенность одна от другой, выражается на письме точкой, чему соответствует при чтении глубокая пауза. Сегментированные конструкции (дробящие высказывания, расчленяющие его на части) парцеллянты сообщают речи характер непринужденной беседы. Есть такие конструкции и в поэтическом языке Булата Окуджавы, и их роль весьма значима, они создают эффект раздумий, недосказанности, повышенной экспрессивности Б.0куджавы. Иногда сегментированные или парцеллированные конструкции употребляются в качестве своеобразного зачина,

Как умудряется он, чудак. . .

Зачин, образованный с помощью парцеллянтов, встречается также в стихотворениях ”Грибоедов в Цинандали", ”Цирк", «Жизнь охотника» др.

Характерным для поэтического синтаксиса Окуджавы является обилие многоточий. Поэт избегает назидательности .Вот как описывает Ю.Карабчиевский свою первую встречу с песней Окуджавы: «Это было необыкновенно странное ощущение: какое-то чудо самоутверждения без малейшего на то усилия. C первых же нескольких песен - да что там! - с первых же нескольких слов, едва успели они сложиться в музыкальную фразу, испытал я - впервые, может быть, в жизни - подлинную свободу выбора, ощутил законность и правомочность призрачного своего существования.» «Свобода выбора» - это поэтическое кредо Булата Окуджавы. В статье «Еще в литавры рано бить. . .» поэт писал: «А поэзия ведь никогда не была школой жизни - школой как таковой. Это учебник души». Поэтому многие строки, написанные автором, заканчиваются многоточием: додумай, реши для себя сам. Можно предположить, что поэт часто избегает точки и потому, что, как не раз отмечалось, поэзия его философична: жизнь идет, все движется, конца, остановки - нет. Многоточие подчеркивает глубину видения поэта.

Характерным для поэтического синтаксиса Окуджавы является обилие многоточий. Поэт избегает назидательности .Вот как описывает Ю.Карабчиевский свою первую встречу с песней Окуджавы: «Это было необыкновенно странное ощущение: какое-то чудо самоутверждения без малейшего на то усилия. C первых же нескольких песен - да что там! - с первых же нескольких слов, едва успели они сложиться в музыкальную фразу, испытал я - впервые, может быть, в жизни - подлинную свободу выбора, ощутил законность и правомочность призрачного своего существования.» «Свобода выбора» - это поэтическое кредо Булата Окуджавы. В статье «Еще в литавры рано бить. . .» поэт писал: «А поэзия ведь никогда не была школой жизни - школой как таковой. Это учебник души». Поэтому многие строки, написанные автором, заканчиваются многоточием: додумай, реши для себя сам. Можно предположить, что поэт часто избегает точки и потому, что, как не раз отмечалось, поэзия его философична: жизнь идет, все движется, конца, остановки - нет. Многоточие подчеркивает глубину видения поэта.

Универсальна роль повтора в организации песенного начала.

В лирике Б. Окуджавы повторы в изобилии представлены во всех уровнях — от фоники до синтаксической организации. Весьма разнообразны формы и функции повторов. Именно при анализе повторов просматривается явная связь поэтики Окуджавы с поэзией русского фольклора, которому свойственна емкая, образная повторность .Рассмотрим формы повторов, характерные для лирики поэта :

Часто встречается в поэзии Окуджавы рефрен, ведущий свое происхождение от песенного припева. В известной песне “Голубой шарик” рефреном являются слова «ее утешают, а шарик летит» , подчеркивающие философское противоречие: вечно течение жизни - и конечна жизнь человеческая.

Интересна композиция стихотворения «До свидания, мальчики» . Оно состоит из двух строф по 12 стихов каждая. Обе строфы начинаются рефреном «Ах, война, что ж ты, сделала, подлая», только во второй строфе рефрен немного изменен: «Ах, война, что же ты ,подлая, сделала». И заканчиваются строфы рефреном : «До свиданья, мальчики,! Мальчики ! Постарайтесь вернуться назад».

Рефрен здесь усиливает композиционную замкнутость строфы

Другим видом повтора являются анафора и эпифора. Анафора тесно связана с синтаксическим параллелизмом, настолько тесно, что иной раз трудно ответить на вопрос: следствие она синтаксического параллелизма или сама его порождает. Анафору встречаем в стихотворении: «Полночный троллейбус» , «Сентиментальный марш» , «Песенка о солдатских сапогах», «Голубой шарик» , «Часовые любви» «Родина» и др. В «Голубом шарике» , анафора служит гармоническому развитию темы, последний образ вытекает из предыдущего, а не просто соседствует с ним: «.девочка плачет»- «девушка плачет»- «женщина плачет» - «плачет старушка», жизнь человека от рождения до смерти . В «Часовых любви...» анафора подчеркивает образную связь «часовые любви», неизменно идущие по улицам Москвы, и их вечная смена. Обыгрывается образ «великой вечной армии», внутренне глубоко контрастный, армии, в которой «все рядовые» , все равны. Контраст подчеркивается риторическим восклицание: «О, когда б только эти войска!».

Другим видом повтора являются анафора и эпифора.

Анафора тесно связана с синтаксическим параллелизмом, настолько тесно, что иной раз трудно ответить на вопрос: следствие она синтаксического параллелизма или сама его порождает. Анафору встречаем в стихотворении: «Полночный троллейбус» , «Сентиментальный марш» , «Песенка о солдатских сапогах», «Голубой шарик» , «Часовые любви» «Родина» и др. В «Голубом шарике» , анафора служит гармоническому развитию темы, последний образ вытекает из предыдущего, а не просто соседствует с ним: «.девочка плачет»- «девушка плачет»- «женщина плачет» - «плачет старушка», жизнь человека от рождения до смерти . В «Часовых любви...» анафора подчеркивает образную связь «часовые любви», неизменно идущие по улицам Москвы, и их вечная смена. Обыгрывается образ «великой вечной армии», внутренне глубоко контрастный, армии, в которой «все рядовые» , все равны. Контраст подчеркивается риторическим восклицание: «О, когда б только эти войска!».

Анафора - важнейшая составляющая композиции «По Смоленской дороге». Здесь повтор создает впечатление дороги, ее ритма. В этом стихотворении присутствует эпифора и прием окольцовки. Все эти поэтические приемы помогают передать образ долгой, утомительной дороги, окрашенной печалью, Звучит тема вечной дороги, вечной неприкаянности человека, идущего любви и не находящего ее : Может, будь понадежнее рук твоих кольцо — покороче б, наверно, дорога мне легла . Прием окольцовки значим для характеристики безысходной нескончаемости дороги. анафора в поэтике Окуджавы выполняет различные функции: подчеркивает антитезу, служит гармоническому развитию темы , выделяет основной образ, подчеркивает экспрессивность сравнений, служит ритмизации, усиливает экспрессию эпитета.

Анафора - важнейшая составляющая композиции «По Смоленской дороге». Здесь повтор создает впечатление дороги, ее ритма. В этом стихотворении присутствует эпифора и прием окольцовки. Все эти поэтические приемы помогают передать образ долгой, утомительной дороги, окрашенной печалью, Звучит тема вечной дороги, вечной неприкаянности человека, идущего любви и не находящего ее :

Может, будь понадежнее рук твоих кольцо —

покороче б, наверно, дорога мне легла .

Прием окольцовки значим для характеристики безысходной нескончаемости дороги.

анафора в поэтике Окуджавы выполняет различные функции: подчеркивает антитезу, служит гармоническому развитию темы , выделяет основной образ, подчеркивает экспрессивность сравнений, служит ритмизации, усиливает экспрессию эпитета.

Композиционный стык, или подхват - это характерный для народной песни, типично песенный прием. В целом для русской поэзии нехарактерной, он встречается именно в стихах песенного склада (у Есенина ,например ). В лирике Б.Окуджавы прием подхвата отмечаем довольно часто . Не пугайся слова «кровь» - Кровь , она всегда прекрасна.  ---------------- Каждый смотрит на соседа , А соседа нет уже . У Окуджавы подхват часто объединяет один из периодов строфы: До свидания, мальчики !   Мальчики ,  Постарайтесь вернуться назад. Подхват, вынесенный в отдельную строку, усиливает эмоциональную окраску обращения.

Композиционный стык, или подхват - это характерный для народной песни, типично песенный прием. В целом для русской поэзии нехарактерной, он встречается именно в стихах песенного склада (у Есенина ,например ). В лирике Б.Окуджавы прием подхвата отмечаем довольно часто .

Не пугайся слова «кровь» -

Кровь , она всегда прекрасна.

----------------

Каждый смотрит на соседа ,

А соседа нет уже .

У Окуджавы подхват часто объединяет один из периодов строфы:

До свидания, мальчики !

Мальчики ,

Постарайтесь вернуться назад.

Подхват, вынесенный в отдельную строку, усиливает эмоциональную окраску обращения.

Стихотворение «Чудесный вальс» полностью построено на подхвате: Музыкант в лесу под деревом  наигрывает вальс. Он наигрывает вальс  то ласково, то страстно. Что касается меня,  то я опять гляжу на вас, а вы глядите на него,  а он глядит в пространство. Получается своеобразная “кольчатая цепь” , создается как бы замкнутый круг, из которого, кажется, нет выхода . Целый век играет музыка .  Затянулся наш роман. Он затянулся в узелок, горит он — не сгорает. Но вы глядите на него…  А музыка играет . Две последние строки подчеркивают то настроение, которое было создано всей композицией стихотворения: заколдованный круг .

Стихотворение «Чудесный вальс» полностью построено на подхвате:

Музыкант в лесу под деревом

наигрывает вальс.

Он наигрывает вальс

то ласково, то страстно.

Что касается меня,

то я опять гляжу на вас,

а вы глядите на него,

а он глядит в пространство.

Получается своеобразная “кольчатая цепь” , создается как бы замкнутый круг, из которого, кажется, нет выхода .

Целый век играет музыка .

Затянулся наш роман.

Он затянулся в узелок, горит он — не сгорает.

Но вы глядите на него…

А музыка играет .

Две последние строки подчеркивают то настроение, которое было создано всей композицией стихотворения: заколдованный круг .

Влияние поэтики фольклора , приближение стиля Окуджавы к разговорному, обусловило внимание поэта к риторическим оборотам . Пристрастие поэта к этому приему объясняется также и способом художественного общения с читателями . На фоне назидательных интонаций искусства 50-х годов Окуджава поражал тем, что жаждал не учить, но учиться, не отвечать на вопросы, но решать их со всеми и вслух. Риторический вопрос встречается в лирике поэта очень часто. Поэт как бы предлагает его для всеобщего обсуждения и одновременно ненавязчиво заявляет собственную позицию. Почему так печально завишу От чего-то былого во мне? ------------------ Отчего так поспешно и вдруг  Инструмент выпускаю из рук? ------------------ Прав ли он, усомнившись в покое,  разрушая надежду окрест? ------------------- Отчего глухие страсти  злобно сводят нас в бою?

Влияние поэтики фольклора , приближение стиля Окуджавы к разговорному, обусловило внимание поэта к риторическим оборотам . Пристрастие поэта к этому приему объясняется также и способом художественного общения с читателями . На фоне назидательных интонаций искусства 50-х годов Окуджава поражал тем, что жаждал не учить, но учиться, не отвечать на вопросы, но решать их со всеми и вслух. Риторический вопрос встречается в лирике поэта очень часто. Поэт как бы предлагает его для всеобщего обсуждения и одновременно ненавязчиво заявляет собственную позицию.

Почему так печально завишу

От чего-то былого во мне?

------------------

Отчего так поспешно и вдруг

Инструмент выпускаю из рук?

------------------

Прав ли он, усомнившись в покое,

разрушая надежду окрест?

-------------------

Отчего глухие страсти

злобно сводят нас в бою?

Риторический вопрос у Окуджавы разнообразен по функциям: это стремление сосредоточить внимание читателя на той или иной проблеме, подчеркнуть ее, углубить, придать какой-либо своеобразный оттенок. Можно смело сказать, что риторический вопрос, как особое языковое средство, является излюбленным приемом поэта. «Песенка о солдатских сапогах» почти целиком построена на вопросах и обращениях к читателю, к солдату. Форма вопросов-ответов, восходящая к народной песне, помогает почувствовать тревожность ,горечь, пронизывающие стихотворение. Пережить сопричастность общей судьбе. Это подчеркивают и обращения. Вы слышите: грохочут сапоги,  и птицы ошалелые летят, и женщины глядят из-под руки?  Вы поняли, куда они глядят? Вы слышите: грохочет барабан? А где же наше мужество, солдат?  Когда мы возвращаемся назад? Риторические вопросы в стихах Окуджавы - это вопросы, издревле волновавшие человека, вопросы, которые будут волновать его всегда.

Риторический вопрос у Окуджавы разнообразен по функциям:

это стремление сосредоточить внимание читателя на той или иной проблеме, подчеркнуть ее, углубить, придать какой-либо своеобразный оттенок.

Можно смело сказать, что риторический вопрос, как особое языковое средство, является излюбленным приемом поэта. «Песенка о солдатских сапогах» почти целиком построена на вопросах и обращениях к читателю, к солдату. Форма вопросов-ответов, восходящая к народной песне, помогает почувствовать тревожность ,горечь, пронизывающие стихотворение. Пережить сопричастность общей судьбе. Это подчеркивают и обращения.

Вы слышите: грохочут сапоги,

и птицы ошалелые летят,

и женщины глядят из-под руки?

Вы поняли, куда они глядят?

Вы слышите: грохочет барабан?

А где же наше мужество, солдат?

Когда мы возвращаемся назад?

Риторические вопросы в стихах Окуджавы - это вопросы, издревле волновавшие человека, вопросы, которые будут волновать его всегда.

Связь с поэтическим стилем народной песни в лирике Окуджавы просматривается также в широком применении обращений. Фольклористы считают, что обращения специфичны для народной песни, они значительно повышают ее общую эмоциональную выразительность . В «Ну что, генералиссимус прекрасный…» с обращения начинается каждая из трех строф, здесь обращение становится композиционно значимым. Поэт ведет нелегкий разговор с современниками, хотя обращается к умершему Сталину, и приходит к единственно возможному для себя решению: « я не прощаю, помня о былом».

Связь с поэтическим стилем народной песни в лирике Окуджавы просматривается также в широком применении обращений. Фольклористы считают, что обращения специфичны для народной песни, они значительно повышают ее общую эмоциональную выразительность . В «Ну что, генералиссимус прекрасный…» с обращения начинается каждая из трех строф, здесь обращение становится композиционно значимым. Поэт ведет нелегкий разговор с современниками, хотя обращается к умершему Сталину, и приходит к единственно возможному для себя решению: « я не прощаю, помня о былом».

Заключение Анализируя поэтический синтаксис Булата Окуджавы, мы пришли к следующим выводам. Поэтический синтаксис Окуджавы отражает тенденцию , общую для всей современной поэзии: стремление сделать поэзию разговорной. Синтаксическая выразительность, участие синтаксических средств в создании стилистического эффекта непринужденности , естественности или, что то же самое, разговорности текста, является одной из особенностей Окуджавы-поэта. В процессе работы над исследованием я открыла для себя совершенно новый , удивительный мир поэзии Булата Окуджавы. Анализируя поэтический синтаксис поэта мне удалось взглянуть на его творчество совершенно под другим углом. Это позволило мне по новому увидеть и понять смысл его стихотворений . Работа на этом не закончится и в дальнейшем я планирую продолжить изучение стиля Булата Окуджавы ,чтобы еще глубже изучить его поэзию .Полученные в ходе работы навыки , умение анализировать текст ,несомненно , помогут мне в написании итогового сочинения в 11 классе по литературе и русскому языку .

Заключение

Анализируя поэтический синтаксис Булата Окуджавы, мы пришли к следующим выводам.

Поэтический синтаксис Окуджавы отражает тенденцию , общую для всей современной поэзии: стремление сделать поэзию разговорной. Синтаксическая выразительность, участие синтаксических средств в создании стилистического эффекта непринужденности , естественности или, что то же самое, разговорности текста, является одной из особенностей Окуджавы-поэта.

В процессе работы над исследованием я открыла для себя совершенно новый , удивительный мир поэзии Булата Окуджавы. Анализируя поэтический синтаксис поэта мне удалось взглянуть на его творчество совершенно под другим углом. Это позволило мне по новому увидеть и понять смысл его стихотворений . Работа на этом не закончится и в дальнейшем я планирую продолжить изучение стиля Булата Окуджавы ,чтобы еще глубже изучить его поэзию .Полученные в ходе работы навыки , умение анализировать текст ,несомненно , помогут мне в написании итогового сочинения в 11 классе по литературе и русскому языку .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Песенный строй.Слово в стихе.

Автор: Синенко Ирина Валерьевна

Дата: 05.10.2020

Номер свидетельства: 559193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства