Данный урок предназначен для работы учащимися 10-х классов. Методическая основа урока – установление межпредметных связей литературы с русским языком. При изучении романа И.А. Гончарова «Обломов» используются информационно-коммуникативные технологии, что позволяет учащимся самостоятельно решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные в ходе урока. Презентация способствует развитию зрительно-слуховой памяти, помогает в проведении словарной работы: позволяет наглядно представить значение слова, определения, словарные статьи. Даёт наглядное представление о композиции эпизода, учит школьников работать со схемой. Одним из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в школе, является использование активных методов обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся и способствующих формированию умений конструировать свои знания, выводить гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначения проблем. Урок разработан на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Использование активных методов обучения, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала способствуют повышению мотивации к учению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Отчего я такой?" (Анализ сна Обломова) »
«Отчего же я такой?» (Анализ сна Обломова) Презентация к уроку по роману И.А. Гончарова «Обломов»
Цели:
расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку.
Основные вопросы
Какую роль играет в романе мотив сна?
Какова композиция сна и в чем ее особенность?
Какова идея сна?
Какую роль в философии обломовщины играет сказка?
Сравните описание Ильи в 7 и в 14 лет. Зачем писатель повествует о жизни обломовцев вновь?
Как жили взрослые в Обломовке?
Почему обломовцы отдавали все-таки учиться своих чад? Можно ли это назвать учебой?
Какие слова вы бы взяли эпиграфом к уроку?
Какова роль данного эпизода в романе?
Композиция сна Обломова
Экспозиция (описание природы),
завязка (деревня)
Развитие действия (сказки няни)
Отсутствие кульминации
Развитие действия (день Ильи в 7 лет)
Илья в 14 лет (спад действия)
Отличительные особенности сна:
Отсутствует вымысел, это сон–воспоминание.
Поэтизация Гончаровым жизни в Обломовке, патриархального прошлого.
Обращение к жанру идиллии при описании природы и деревни.
Использование множества эпитетов, сравнений, метафор.
Какие слова являются ключевыми в эпизоде «Сон Обломова»?
Сон
Тишина
Безмолвие
Спокойствие
Молчание
Лень
Неподвижность
Анализ эпизода «Послеобеденный сон»
Каким мы видим героя и его окружение?
Чем одаривают взрослые мальчика?
Какую роль играет няня?
Какие глаголы характеризуют поведение Илюши?
Законы обломовщины, которые с рождения определяли жизненный путь человека:
- «Вот день прошел и слава Богу! Прожили благополучно; дай Бог и завтра так».
- Забота о пище – главное в жизни обломовцев. Всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.
- Всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.
- Сказка, которая до конца жизни сохраняет свою власть над обломовцами. Это реакция на страшный мир.
Бессмысленное существование,
отсутствие труда мысли
Труд как наказание
Типичность обломовщины
Бездуховное существование,
отсутствие труда души
Сказка - реакция на страшный мир
реальной жизни
Тема эпизода:
обломовщина как жизненная философия .
Идея:
сон подобен смерти, жизнь – это сон. Обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека.
Сон Обломова (встреча со Штольцем,взрослые в Обломовке)
Вывод:
«Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть… и что жить иначе грех».
Состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя, который уже фактом своего рождения в таком краю обречен на душевный покой и тишину, на вечный жизненный сон, подобный смерти.
Автор презентации:
Данилова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» г. Бийска Алтайского края
Домашний адрес:
пер. Липового, д.61, кв. 36, г. Бийск Алтайского края, индекс 659305