Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)
Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)
В данной презентации ученица расширяет знания одноклассников по теории литературы, жанр "баллада". Она рассматривает этот жанр на примере литературных произведений М.Ю. Лермонтова и известных произведений скульптуры и живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)»
Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)
Автор: Керова Анастасия
6 «А»класс
МБОУ СОШ №2
Руководитель: Ревина Ирина Николаевна,
I квалификационная категория,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №2
Дзержинск, 2021 год
Тема моей работы: «Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)».
Цель : углубить знания о жанре баллады; показать поэта 19 века живым человеком с его мыслями и чувствами. Задача - изучить теорию по данному вопросу, собрать собственный материал и, проанализировав его, интерпретировать балладу М.Ю. Лермонтова.
Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объясняя его
Литературоведческие понятия:
тема;
идея;
композиция;
словесные, грамматические, синтаксические, звуковые средства выразительности русского языка;
стихотворная речь и ее особенности;
художественный образ;
художественная деталь.
Баллада(от итальянского «ballare» - плясать) – один из видов лиро-эпической поэзии : небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои мысли и чувства, но и изображает то, что вызывает эти переживания.
План интерпретации.
1 .Как воспринимается стихотворение? Какие мысли и чувства вызывает?
2.Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено (тема, идея)?
3.Как построено стихотворение? Делится ли оно на строфы? Почему?
4.Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?
5.Каков внутренний мир автора, каково его состояние? С помощью каких художественных средств это изображено?
6.Как движется мысль поэта от начала к концу стихотворения? Как передается это движение?
7.Какие ассоциации возникают?
8.Каков итог лирического высказывания? Каким я вижу автора этих строк?
Русалка – от древнеславянского слова «руса» - река, сохранившегося в нашем языке в слове «русло» (ложбина, глубь реки). « Русалка (русское – шутиха, купалка, водяница) – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоемами, полями, лесами. («Толковый словарь», С.И.Ожегов)
Баллада «Русалка» создана семнадцатилетним юношей М.Ю.Лермонтовым в 1832 году.
В 1840 году вышел первый и единственный сборник стихов поэта. Примечательно, что в него Лермонтов включил всего две поэмы и 26 стихотворений, причем из трехсот с лишним стихов, написанных до 1836 года, поместил только одно – балладу «Русалка».
М.Ю.Лермонтов «Русалка»
Русалка плыла по реке голубой,Озаряема полной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны.И шумя и крутясь, колебала рекаОтраженные в ней облака;И пела русалка – и звук ее словДолетал до крутых берегов.И пела русалка: "На дне у меняИграет мерцание дня;Там рыбок златые гуляют стада;Там хрустальные есть города;И там на подушке из ярких песковПод тенью густых тростниковСпит витязь, добыча ревнивой волны,Спит витязь чужой стороны.Расчесывать кольца шелковых кудрейМы любим во мраке ночей,И в чело и в уста мы в полуденный часЦеловали красавца не раз.Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,Остается он хладен и нем;Он спит – и, склонившись на перси ко мне,Он не дышит, не шепчет во сне!»
Так пела русалка над синей рекой,Полна непонятной тоской;И, шумно катясь, колебала рекаОтраженные в ней облака.
В основе баллады лежит миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек – русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласится взять одну из них в жены. В балладе «Русалка» Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако представляет его по-своему. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу. И именно это чувство невыразимой тоски, грусти, которым наполнено всестихотворение, поразило меня.
Баллада
Лирический элемент – чувства и переживания героини и автора
Эпический элемент –
сюжетность
«Русалка» М.Ю. Лермонтов1Русалкаплылапореке голубой,Озаряемаполнойлуной;И старалась она доплеснуть до луныСеребристую пену волны.И шумя и крутясь, колебала рекаОтраженные в ней облака;И пела русалка – и звук ее словДолетал до крутых берегов..
2
И пела русалка: "На дне у меняИграет мерцание дня;Там рыбок златые гуляют стада;Там хрустальные есть города;И там на подушке из ярких песковПод тенью густых тростниковСпит витязь, добыча ревнивой волны,Спит витязь чужой стороны.Расчесывать кольца шелковых кудрейМы любим во мраке ночей,И в чело и в уста мы в полуденный часЦеловали красавца не раз.Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,Остается он хладен и нем;Он спит – и, склонившись на перси ко мне,Он не дышит, не шепчет во сне!»
А
А
Б
Б
3
Так пела русалка над синей рекой,Полна непонятной тоской;И, шумно катясь, колебала рекаОтраженные в ней облака.
«Русалка» М.Ю. Лермонтов1Русалка плыла по реке голубой,Озаряемаполной луной;И старалась она доплеснуть до луныСеребрИСТую пенуволны.Ишумяикрутясь,колебаларекаОтраженные в ней облака;И пела русалка – и звук ее словДолетал до крутых берегов..
2
И пела русалка: "На дне у меняИграет мерцАНИе дня;Там рыбок златые гуляют стада;Тамхрустальныеестьгорода;И там на подушке из ярких песковПод тенью густых тростниковСпитвитязь, добыча ревнивой волны,Спит витязьчужой стороны.Расчесывать кольца шелковых кудрейМы любимво мраке ночей,И вчелои вустамы в полуденный часЦеловали красавца не раз.Но к страстнымлобзаньям, не зная зачем,Остается он хладен и нем;Он спит– и, склонившись наперсико мне,Он не дышит, не шепчет во сне!»
3
Так пела русалка над синей рекой,Полна непонятной тоской;И, шумно катясь, колебала рекаОтраженные в ней облака.
Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела –