kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации ученица расширяет знания одноклассников по теории литературы, жанр "баллада". Она рассматривает этот жанр на примере литературных произведений М.Ю. Лермонтова и известных произведений скульптуры и живописи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)»

Опыт интерпретации  баллады М.Ю.Лермонтова  (произведение не из школьной программы) Автор: Керова Анастасия 6 «А»класс МБОУ СОШ №2   Руководитель: Ревина Ирина Николаевна, I квалификационная категория, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2 Дзержинск, 2021 год

Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)

Автор: Керова Анастасия

6 «А»класс

МБОУ СОШ №2

 

Руководитель: Ревина Ирина Николаевна,

I квалификационная категория,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №2

Дзержинск, 2021 год

Тема моей работы: «Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)».

Тема моей работы: «Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)».

Цель : углубить знания о жанре баллады; показать поэта 19 века живым человеком с его мыслями и чувствами.    Задача - изучить теорию по данному вопросу, собрать собственный материал и, проанализировав его, интерпретировать балладу М.Ю. Лермонтова.

Цель : углубить знания о жанре баллады; показать поэта 19 века живым человеком с его мыслями и чувствами. Задача - изучить теорию по данному вопросу, собрать собственный материал и, проанализировав его, интерпретировать балладу М.Ю. Лермонтова.

Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объясняя его    Литературоведческие понятия: тема; идея; композиция; словесные, грамматические, синтаксические, звуковые средства выразительности русского языка; стихотворная речь и ее особенности; художественный образ; художественная деталь.

Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объясняя его

Литературоведческие понятия:

тема;

идея;

композиция;

словесные, грамматические, синтаксические, звуковые средства выразительности русского языка;

стихотворная речь и ее особенности;

художественный образ;

художественная деталь.

Баллада (от итальянского «ballare» - плясать) – один из видов лиро-эпической поэзии : небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои мысли и чувства, но и изображает то, что вызывает эти переживания.

Баллада (от итальянского «ballare» - плясать) – один из видов лиро-эпической поэзии : небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои мысли и чувства, но и изображает то, что вызывает эти переживания.

План интерпретации . 1 .Как воспринимается стихотворение? Какие мысли и чувства вызывает? 2.Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено (тема, идея)? 3.Как построено стихотворение? Делится ли оно на строфы? Почему? 4.Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? 5.Каков внутренний мир автора, каково его состояние? С помощью каких художественных средств это изображено? 6.Как движется мысль поэта от начала к концу стихотворения? Как передается это движение? 7.Какие ассоциации возникают? 8.Каков итог лирического высказывания? Каким я вижу автора этих строк?

План интерпретации .

1 .Как воспринимается стихотворение? Какие мысли и чувства вызывает?

2.Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено (тема, идея)?

3.Как построено стихотворение? Делится ли оно на строфы? Почему?

4.Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств?

5.Каков внутренний мир автора, каково его состояние? С помощью каких художественных средств это изображено?

6.Как движется мысль поэта от начала к концу стихотворения? Как передается это движение?

7.Какие ассоциации возникают?

8.Каков итог лирического высказывания? Каким я вижу автора этих строк?

Русалка – от древнеславянского слова «руса» - река, сохранившегося в нашем языке в слове «русло» (ложбина, глубь реки).   « Русалка (русское – шутиха, купалка, водяница) – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоемами, полями, лесами.  («Толковый словарь», С.И.Ожегов)

Русалка – от древнеславянского слова «руса» - река, сохранившегося в нашем языке в слове «русло» (ложбина, глубь реки). « Русалка (русское – шутиха, купалка, водяница) – мифологическое и фольклорное человекоподобное существо, преимущественно женского пола, связанное с водоемами, полями, лесами. («Толковый словарь», С.И.Ожегов)

Баллада «Русалка» создана семнадцатилетним юношей М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. В 1840 году вышел первый и единственный сборник стихов поэта. Примечательно, что в него Лермонтов включил всего две поэмы и 26 стихотворений, причем из трехсот с лишним стихов, написанных до 1836 года, поместил только одно – балладу «Русалка».

Баллада «Русалка» создана семнадцатилетним юношей М.Ю.Лермонтовым в 1832 году.

В 1840 году вышел первый и единственный сборник стихов поэта. Примечательно, что в него Лермонтов включил всего две поэмы и 26 стихотворений, причем из трехсот с лишним стихов, написанных до 1836 года, поместил только одно – балладу «Русалка».

М.Ю.Лермонтов «Русалка» Русалка плыла по реке голубой,  Озаряема полной луной;  И старалась она доплеснуть до луны  Серебристую пену волны.   И шумя и крутясь, колебала река  Отраженные в ней облака;  И пела русалка – и звук ее слов  Долетал до крутых берегов.   И пела русалка:

М.Ю.Лермонтов «Русалка»

Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. И шумя и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка – и звук ее слов Долетал до крутых берегов. И пела русалка: "На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города; И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны. Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз. Но к страстным лобзаньям, не зная зачем, Остается он хладен и нем; Он спит – и, склонившись на перси ко мне, Он не дышит, не шепчет во сне!»

Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река Отраженные в ней облака.

В основе баллады лежит миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек – русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласится взять одну из них в жены.  В балладе «Русалка» Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако представляет его по-своему. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу.     И именно это чувство невыразимой тоски, грусти, которым наполнено все  стихотворение, поразило меня .

В основе баллады лежит миф о том, что человек, опустившийся на дно реки, становится жертвой прекрасных девушек – русалок, которые только и ждут того момента, чтобы заполучить в свое царство красивого юношу, который, возможно, согласится взять одну из них в жены. В балладе «Русалка» Лермонтов хоть и опирается на древний миф, однако представляет его по-своему. По его мнению, заполучив очередную жертву, русалки испытывают ни с чем не сравнимую тоску, так как понимают, что их мечта о замужестве стоит жизни очередному молодому человеку, спасти которого даже им не под силу.   И именно это чувство невыразимой тоски, грусти, которым наполнено все стихотворение, поразило меня .

Баллада Лирический элемент – чувства и переживания героини и автора   Эпический элемент – сюжетность

Баллада

Лирический элемент – чувства и переживания героини и автора

 

Эпический элемент

сюжетность

«Русалка» М.Ю. Лермонтов   1  Рус ал к а п л ы ла п о реке г ол уб о й,   О з а ряем а п ол н о й л ун о й;  И старалась она доплеснуть до луны  Серебристую пену волны.   И шумя и крутясь, колебала река  Отраженные в ней облака;  И пела русалка – и звук ее слов  Долетал до крутых берегов..      2 И пела русалка:

«Русалка» М.Ю. Лермонтов 1 Рус ал к а п л ы ла п о реке г ол уб о й, О з а ряем а п ол н о й л ун о й; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. И шумя и крутясь, колебала река Отраженные в ней облака; И пела русалка – и звук ее слов Долетал до крутых берегов..

2

И пела русалка: "На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города; И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны. Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз. Но к страстным лобзаньям, не зная зачем, Остается он хладен и нем; Он спит – и, склонившись на перси ко мне, Он не дышит, не шепчет во сне!»

А

А

Б

Б

3

Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река Отраженные в ней облака.

«Русалка» М.Ю. Лермонтов   1  Русалка плыла по реке голубой,   Озаряема полной луной;  И старалась она доплеснуть до луны   СеребрИСТую пену волны.   И ш умя и к р утясь , колебала р ека  От р а ж енные в ней облака;  И пела русалка – и звук ее слов  Долетал до крутых берегов..      2 И пела русалка:

«Русалка» М.Ю. Лермонтов 1 Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны СеребрИСТую пену волны. И ш умя и к р утясь , колебала р ека От р а ж енные в ней облака; И пела русалка – и звук ее слов Долетал до крутых берегов..

2

И пела русалка: "На дне у меня Играет мерцАНИе дня; Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города ; И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь , добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны. Расчесывать кольца шелковых кудрей Мы любим во мраке ночей, И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз. Но к страстным лобзаньям , не зная зачем, Остается он хладен и нем; Он спит – и, склонившись на перси ко мне, Он не дышит , не шепчет во сне!»

3

Так пела русалка над синей рекой, Полна непонятной тоской; И, шумно катясь, колебала река Отраженные в ней облака.

Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела –  она пробивается во всех его стихотворениях. А.И. Герцен.

Мужественная, грустная мысль никогда не покидала его чела –

она пробивается во всех его стихотворениях.

А.И. Герцен.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт интерпретации баллады М.Ю.Лермонтова (произведение не из школьной программы)

Автор: Ревина Ирина Николаевна

Дата: 21.12.2023

Номер свидетельства: 642925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства