kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Одноименные стихотворения русских поэтов ХХ века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроку, посвященному сопоставлению двух стихотворений с одинаковым названием «Аленушка», надо уделить особое внимание. Сопоставление произведений — вообще задача сложная для пятиклассников. В данном случае мы сталкиваемся как бы с тройным сопоставлением: каждого стихотворения с картиной Виктора Михайловича Васнецова и затем двух стихотворений друг с другом.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Одноименные стихотворения русских поэтов ХХ века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева »

Одноименные стихотворения  русских поэтов ХХ века  Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Одноименные стихотворения русских поэтов ХХ века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Как вы понимаете тему урока? Стихотворения с одинаковым названием Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945) Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)

Как вы понимаете тему урока?

Стихотворения с одинаковым названием

Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)

Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)

Как называются стихотворения?  Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю,  Про Золушку простую,  Про рыбку золотую  И про бессмертного Кащея…  Но лишь одна пришлась по сердцу.  Нам эта сказка часто снится,  Мы очень любим слушать,  Как братика Ванюшу  Спасает старшая сестрица…

Как называются стихотворения?

Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю,

Про Золушку простую,

Про рыбку золотую

И про бессмертного Кащея…

Но лишь одна пришлась по сердцу.

Нам эта сказка часто снится,

Мы очень любим слушать,

Как братика Ванюшу

Спасает старшая сестрица…

«Аленушка» Что мы видим на картине Васнецова?  Какое настроение вызывает эта картина?  В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? Вспомните эту сказку.  Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

«Аленушка»

Что мы видим на картине Васнецова?

Какое настроение вызывает эта картина?

В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? Вспомните эту сказку.

Как вы думаете, почему грустит Аленушка?

А.А. Прокофьев «Аленушка» Общее:  «пруд заглохший» (на картине озеро), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (эпитет связан с неподвижностью воды) Различное:  Прост венок, а нет его красивей,  Красен от гвоздик, от лилий бел,  Тополиный пух на платье синем,  С тополиных рощ он прилетел.  . . . . . . . .     Но кукушка на сосне кукует  И тропинка к берегу ведет,  Солнце щедро на воду такую  Золотые обручи кладет.

А.А. Прокофьев «Аленушка»

Общее:

«пруд заглохший» (на картине озеро), «тростник качается» (рогоз), «мертва вода» (эпитет связан с неподвижностью воды)

Различное:

Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел, Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. . . . . . . . .    Но кукушка на сосне кукует И тропинка к берегу ведет, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладет.

Д.Б. Кедрин «Аленушка»

Д.Б. Кедрин «Аленушка»

  • Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
  • Почему поэт сравнивает родную землю с образом царевны Несмеяны?
  • Почему Родина названа неяркой ?
  • Как вы понимаете, что такое лихая сила ?
  • Что значит выражение нетленная краса ?
  • Сравните «Аленушку» Кедрина и «Аленушка» Васнецова.
1. Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места? (1 строфа)    2. Что вы видите? Какую картину  представляете? (2 строфа)   3. Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывается борьба жизни и смерти? «Алёнушка» Д. Кедрина   «Алёнушка» А. Прокофьева  

1. Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места? (1 строфа) 2. Что вы видите? Какую картину представляете? (2 строфа) 3. Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывается борьба жизни и смерти?

«Алёнушка»

Д. Кедрина

 

«Алёнушка»

А. Прокофьева

 

Туманная ночь, тихая царевна Несмеяна Пруд, заглохший, затянутый ряской. Тростник чуть шумит  Рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Чувствуется хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе  «Краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник

Туманная ночь, тихая царевна Несмеяна

Пруд, заглохший, затянутый ряской. Тростник чуть шумит

Рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Чувствуется хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения

Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе

«Краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь»)

Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник

Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать автор? С чем он связывает образ Алёнушки?  Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова?  Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?
  • Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
  • Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова?

  • Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?
Домашнее задание Выразительное чтение наизусть одного стихотворения (на выбор)

Домашнее задание

Выразительное чтение наизусть одного стихотворения (на выбор)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Одноименные стихотворения русских поэтов ХХ века Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева

Автор: Ковалев Сергей Алексеевич

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства