kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение анализу художественного текста: рассказ И.С.Тургенева "Бирюк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  презентации представлен полноаспектный анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение анализу художественного текста: рассказ И.С.Тургенева "Бирюк"»

Анализ рассказа  И.С. Тургенева «Бирюк» Урок литературы в 7 классе

Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Урок литературы в 7 классе

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «современник» в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», И.С. Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
  • Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «современник» в 1848 году.
  • Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», И.С. Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии.
  • Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Цитатный план рассказа «Бирюк»   1. «Гроза надвигалась…»  2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу…»  3. «Редко мне случалось видеть такого молодца…»  4. «В лесу шалят…»  5. «Он держал под собою вора…»  6. «Отпусти…Ей богу с голодухи…»  7.»Убирайся к чёрту…Да смотри, в другой раз у меня!...»

Цитатный план рассказа «Бирюк» 1. «Гроза надвигалась…» 2. «Невесело войти ночью в мужицкую избу…» 3. «Редко мне случалось видеть такого молодца…» 4. «В лесу шалят…» 5. «Он держал под собою вора…» 6. «Отпусти…Ей богу с голодухи…» 7.»Убирайся к чёрту…Да смотри, в другой раз у меня!...»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика- образ охотника, который помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.
  • В «Записках охотника» писатель применил своеобразный приём: ввёл в действие рассказчика- образ охотника, который помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.
Словарная работа: 1.Когда и при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя называет? Бирюк – 1.Волк-одиночка (обл.) 2.(Перен.)одинокий и нелюдимый человек (Пояснение И.С.Тургенева: «Бирюко называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»)

Словарная работа:

  • 1.Когда и при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему?
  • Когда и почему он сам себя называет?

Бирюк –

1.Волк-одиночка (обл.)

2.(Перен.)одинокий и нелюдимый человек

(Пояснение И.С.Тургенева: «Бирюко называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»)

В.Г.Белинский: «И.С.Тургенев любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических её видах, но берёт её, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…» План анализа пейзажа 1.Найти и прочитать описание начала грозы. 2.Ответить на вопрос: «Каким образом И.С.Тургенев описывает природу?» Для этого нужно следующее: -отметить, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь; -выделить художественные средства, с помощью которых Тургенев передаёт зрительное восприятие от леса, слуховые и осязательные ощущения; -ответить на вопрос: что придаёт динамизм описанию? -показать, как автор одушевляет природу Словарь: Пейзаж -изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора. ?  Какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя?

В.Г.Белинский: «И.С.Тургенев любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических её видах, но берёт её, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу…»

  • План анализа пейзажа

1.Найти и прочитать описание начала грозы.

2.Ответить на вопрос: «Каким образом И.С.Тургенев описывает природу?»

Для этого нужно следующее:

-отметить, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

-выделить художественные средства, с помощью которых Тургенев передаёт зрительное восприятие от леса, слуховые и осязательные ощущения;

-ответить на вопрос: что придаёт динамизм описанию?

-показать, как автор одушевляет природу

  • Словарь:

Пейзаж -изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

? Какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя?

? Какой приём использует автор для изображения усиления грозы?

(постепенное изменение вида глагола – замена несовершенного совершенным («ехал», «бежала», «не отставала» – «сменился», «загудел», «забушевали»; эффект неожиданности: «внезапно», «как вдруг»)

  • 1 часть:

«Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали.»

2 часть:

«Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.»

( Гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу)

3 часть:

«Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.»

(Всё вокруг заливается мраком, и лес погружается в царство грозы)

-Меняется угол зрения автора

(огромная лиловая туча, серые облака (эпитеты) – небо, шелест и лепетание ракит – над землёй, земля).

-Кроме цветовой гаммы, переданы и слуховые и осязательные впечатления

  • (длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод)

-Приёмы аллитерации и ассонанса

(«ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась»).

- Метафорические образы и олицетворения одушевляют лес

  • (гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя залепетали по листьям)

Вывод:   пейзажные зарисовки у И.С.Тургенева - не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Большое значение здесь имеют детали, которые позволяют максимально точно и полно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение

Вывод: пейзажные зарисовки у И.С.Тургенева - не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания героев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Большое значение здесь имеют детали, которые позволяют максимально точно и полно определить воздействие грозы на самочувствие человека и его поведение

«…как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура.»  «Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом.»  «Белая молния озарила лесника с головы до ног»  «Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу.» Анализ образа Бирюка ? – При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником? -Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь? -Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? -Каковы условия жизни Бирюка? -В чём особенность портретной характеристики героя? (На какие детали обращает внимание автор?) -Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

«…как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура.»

«Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился. «Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом.»

«Белая молния озарила лесника с головы до ног»

«Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу.»

Анализ образа Бирюка

? – При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?

-Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь?

-Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

-Каковы условия жизни Бирюка?

-В чём особенность портретной характеристики героя? (На какие детали обращает внимание автор?)

-Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков?

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая . На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. »  « Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.»  Социальная характеристика Бирюка Анализ образа Бирюка Словарь: ИНТЕРЬЕР  в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.

«Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая . На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом —сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро. »

« Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.»

Социальная характеристика Бирюка

Анализ образа Бирюка

Словарь:

ИНТЕРЬЕР в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.

«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.»

Художественный портрет

-Высказывания мужиков о Бирюке:

«Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались, да нет — не дается».

-Бирюк сам о себе:

«Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится»

-Авторская характеристика:

«Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник берёза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам»

Анализ образа Бирюка

Словарь:

Портрет в литературе - это описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета).

Сцена борьбы

««Куда? стой!» — загремел вдруг железный голос Бирюка.»

«Другой голос закричал жалобно, по-заячьи...»

«Ну, поворачивайся, ворона!» — промолвил он сурово.

«Топорик-то вон возьмите», — пробормотал мужик,..

«Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым, — а, Фома Кузьмич….— Отпусти.»

«Знаю я вас, — угрюмо возразил лесник, — ваша вся слобода такая — вор на воре.»

«Отпусти, — повторял он с унылым отчаяньем, — отпусти, ей-богу, отпусти! …Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.»

« А ты всё-таки воровать не ходи.»

«Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, — начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, — на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей...»»

«Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? — заговорил с изумлением лесник. — С ума сошел, что ли?»

«А мне что? Всё едино — пропадать; …что с голоду, что так — всё едино. … А до тебя, погоди, доберемся!»

«Молчать! — загремел лесник и шагнул два раза.»

Анализ эпизода «Столкновение Бирюка с мужиком

?

В чём причина конфликта мужика с Бирюком?

На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются события?

Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Характеристика образа крестьянина

«Я увидал мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом.»

«При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены...»

Вывод:   Рассказ «Бирюк» -один из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений И.С.Тургенев использует приём замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделённый некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: человек, честный, суровый, жестокий, как собственная его судьба, весь проникся принципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование.  Вся эта напряжённая, эмоциональная сцена проходит под шум дождя.Так картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том,что ненастье-ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа – ещё продолжаются.

Вывод: Рассказ «Бирюк» -один из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений И.С.Тургенев использует приём замещения. Олицетворением помещика является Бирюк, наделённый некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он выступает перед нами как образ трагический: человек, честный, суровый, жестокий, как собственная его судьба, весь проникся принципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование. Вся эта напряжённая, эмоциональная сцена проходит под шум дождя.Так картины природы углубляют смысл рассказа, напоминают о том,что ненастье-ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа – ещё продолжаются.

Презентацию подготовила  Лыткина Татьяна Алексеевна,  учитель русского языка и литературы  ОЧУ СОШ «Лидер»           Москва, 2016

Презентацию подготовила Лыткина Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы ОЧУ СОШ «Лидер» Москва, 2016


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Обучение анализу художественного текста: рассказ И.С.Тургенева "Бирюк"

Автор: Лыткина Татьяна Алексеевна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства