kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замысел "Мертвых душ" возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: "Боже, как грустна наша Россия?". В 1842 году поэма была опубликована, несмотря на цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и литературной жизни. Герцен отметил, что "Мертвые души" потрясли всю Россию". Выход поэмы вызвал еще большую бурю, чем появление комедии "Ревизор". Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных лицах нового произведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, к поэму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским обществом. Прогрессивный лагерь, и среди них Белинский, считали, что сатира Гоголя - это сатира горячего патриота, который пламенно любил свой народ. Гоголь был твердо уверен в великом будущем страны, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, чтобы изменить облик России. Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-крепостнического мира. Гоголь писал в своем дневнике: "Бывает время, когда нельзя устремить общество иди даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"»

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Образы помещиков

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Образы помещиков

План урока

План урока

  • Вводное слово учителя.
  • Отчет групп о проделанной работе по плану (слайд №5).
  • Лирические отступления в поэме (слово учителя, прослушивание монолога В.И.Качалова «…Птица-тройка» (слайд №12)).
  • Итоги урока.
  • Контроль за усвоением изученного материала (тест – слайды № 13-18).
Павел Иванович Чичиков   Как Гоголь знакомит нас с Чичиковым? Зачем Чичиков приезжает в губернский город? Каким предстает перед нами Павел Иванович Чичиков в 1 главе?

Павел Иванович Чичиков

Как Гоголь знакомит нас с Чичиковым?

Зачем Чичиков приезжает в губернский город?

Каким предстает перед нами Павел Иванович Чичиков в 1 главе?

План ответа

План ответа

  • Описание деревни.
  • Описание господского дома.
  • Описание внешности помещика.
  • Отношение помещика к предложению Чичикова.
  • Отношение Чичикова к помещику.
  • Каким образом происходит «купля – продажа» «мертвых душ»?
Манилов «У Манилова ничего не было…» Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.

Манилов

«У Манилова ничего не было…»

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.

Настасья Петровна Коробочка Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета. Типичность «дубиноголовой» помещицы.

Настасья Петровна Коробочка

Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – и полная духовная нищета.

Типичность «дубиноголовой» помещицы.

Ноздрев «…говоруны, кутилы лихачи – народ видный». Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Ноздрев

«…говоруны, кутилы лихачи – народ видный».

Пустой, вздорный прожигатель жизни.

Собакевич «Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость. Помещик – торгаш и кулак.

Собакевич

«Патриот русского желудка», ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость.

Помещик – торгаш и кулак.

Плюшкин Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».

Плюшкин

Потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек.

«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». «Прореха на человечестве».

Вывод «…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».   А.И.Герцен

Вывод

«…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

А.И.Герцен

Н.В.Гоголь «…Птица-тройка»  Читает В.И.Качалов

Н.В.Гоголь «…Птица-тройка» Читает В.И.Качалов

Вопрос №1 Н. В. Гоголь писал:
  • Вопрос №1
  • Н. В. Гоголь писал: "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого". Восстановите последовательность в изображении деградации помещиков в поэме:
  •   Плюшкин  Манилов  Собакевич  Коробочка  Ноздрев

Вопрос №2

Кому из героев поэмы "Мертвые души" соответствуют приведенные характеристики: 1. "...Господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя

сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". 2. "Помещик... еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар". 3. "...Набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. В

один мешочек отбирают все целковики, в другой полтиннички, в третий червертачки..." 4. "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с

белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком,

здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". 5. "Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя... для довершения сходства

фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он

ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги". 6. "Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно

неопределенное, похожее на женский капот, на голове колпак... "Ой, баба!" - подумал он про себя".

        

Вопрос №3  Собакевичу    Манилову   Плюшкину    Коробочке    По описанию жилища героев поэмы

Вопрос №3

Собакевичу   Манилову  Плюшкину   Коробочке

По описанию жилища героев поэмы "Мертвые души" определите, кому оно принадлежит: 1. "Дом господский стоял одиноко на юру, открытом всем ветрам; покатость горы была одета

подстриженным дерном. На ней были разбросаны две-три клумбы... Была видна беседка с

деревянными голубыми колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления". 2. "Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами, зеркала с

темными рамками... за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или

чулок". 3. "Впереди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей... и дикими стенами, - дом вроде

тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов". 4. "Он шагнул в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба... На одном столе

стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже

приладил паутину".

        

Вопрос №4   Ноздрева   Манилова   Чичикова   Коробочку   Плюшкина   Собакевича   Кого из героев поэмы характеризует:   1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность.  2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность.  3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость.  4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство.  5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм.  6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм .          

Вопрос №4

Ноздрева  Манилова  Чичикова  Коробочку  Плюшкина  Собакевича

 

Кого из героев поэмы характеризует: 1. Мечтательность, прожектерство, бесхарактерность, сентиментальность. 2. Дубинноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность. 3. Кулачество, человеконенавистничество, мракобесие, грубость. 4. Ненасытная жадность, скупость, крохоборство. 5. Безалаберность, хвастовство, наглость, ярмарочный героизм. 6. Хищническая цепкость, беспринципность, склонность к аферам и авантюризм .

        

Вопрос №5  Чичикову   Манилову    Собакевичу   Ноздреву      Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них

Вопрос №5

Чичикову  Манилову   Собакевичу  Ноздреву

 

Кому из героев поэмы принадлежат характерные для них "слова и словечки": 1. "Разинь, душенька, ротик", "препочтеннейший, прелюбезнейший", "майский день, именины

сердца", "магнетизм души". 2. "Острил зубы на мордаша", "черта лысого получишь", "субтильной суперфлю",

"скандальозно", "кураж", "брудастый", "во рту словно эскадрон ночевал". 3. "Это все мошенники, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет". 4. "Наслышан об экономии и редком управлении имениями...", "почел за долг познакомиться и

принести лично свое почтение...", "вы изволили пойти", "я имел честь покрыть вашу двойку".

        

Вопрос №6 Чичиков  Плюшкин  Манилов  Коробочка  Собакевич

Вопрос №6

Чичиков Плюшкин Манилов Коробочка Собакевич

"Прореха на теле человечества" - о ком так сказал Н. В.Гоголь?

        

Используемые на уроке ЦОР

Используемые на уроке ЦОР

  • Библиотека электронных наглядных пособий «Литература».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Автор: Рахмясова Илида Ильдусовна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства