Урок был напечатан в газете "Первое сентября" (Спасибо большое автору). К этому уроку сделала презентацию.(Презентация моя) Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В.Г.Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образы Мадонны в творчестве Пушкина и Рафаэля »
Рафаэлевская мадонна для Пушкина – эталон женской красоты. Красота и благородство образа мадонны Рафаэля благотворно действовали на самые лучшие умы России. Так, В.Г.Белинский писал, увидев "Сикстинскую мадонну" Рафаэля: "Я невольно вспомнил Пушкина – то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний, недаром Пушкин любил Рафаэля, он родня ему по натуре".
"Автопортрет". Как известно, Рафаэль – Великий мастер Высокого Возрождения. Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного. Рафаэль Санти рано достиг высших почестей.. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года. Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок выдают решимость и властность.
"Мадонна Конестабиле"(1504 г). В раннем произведении Рафаэля, названном "Мадонна Конестабиле", по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего. Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе..
Мадонна Темпи" (1508 г). С первого взгляда поражает своей искренностью, редкой простотой и ни с чем не сравнимой радостью Мадонна Темпи. ...Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына, идёт по зелёному лугу. Художник трепетно передаёт всю полноту материнского счастья, способность женщины всем своим существом отдаться этому чувству. А вокруг голубой и прекрасный мир. Безоблачное небо, светлые дали, гладь озера, прозрачный воздух – все вторит гармонии материнства. Лирический настрой всего полотна лишь подчёркивает философскую и общечеловеческую значительность образа матери, идущей с ребёнком на руках навстречу жизни.
"Сикстинская мадонна". "Сикстинская мадонна" по праву признана вершиной творчества великого живописца. Раздвигающийся занавес вверху – это мотив явления чуда, слева – Святой Сикст потрясён видением вместе со святой коленопреклонённой Варварой – как бы посредники между зрителем и мадонной. Мария спускается с небес; границей земного и небесного миров является парапет, на который облокотились чудесные ангелочки. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына, во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
:
:
"
Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение "Кто знает край …" 1828 г. Это стихотворение обращено к Марии Мусиной-Пушкиной, вернувшейся из путешествия по Италии. Сам Пушкин никогда не был в Италии и вообще за границей, однако, силой своего богатого воображения в ореоле поэтического вымысла представил себе неизведанный южный край.
Дивясь и радуясь душой,И ничего перед собойСебя прекрасней не находит,Стоит ли с важностью очейПред флорентийскою Кипридой.Их две…и мрамор перед нейСтрадает, кажется, обидойМечты возвышенной полна,В молчанье смотрит ли онаНа образ нежной Форнарины,Или Мадонны молодой,Она задумчивой красойОчаровательней картины.Скажите мне: какой певец,Горя восторгом умиленным,Чья кисть, чей пламенный резецПредаст потомкам изумленнымЕе небесные черты?Где ты, ваятель безымянныйБогини вечной красоты?И ты, харитою венчанный,Ты, вдохновенный Рафаэль?
Кто знает край, где небо блещетНеизъяснимой синевой,Где море теплою волнойВокруг развалин тихо плещет;Где вечный лавр и кипарисНа воле гордо разрослись,……………………………….Где Рафаэль живописал:Где в наши дни резец КановыПослушный мрамор оживлял,И Байрон, мученик суровый,Страдал, любил и проклинал?……………………………….Волшебный край, волшебный край,Страна высоких вдохновений,Людмила зрит твой древний рай,Твои пророческие сени.……………………………….На рай полуденной природы,На блеск небес, на ясны воды,На чудеса немых искусствВ стесненье вдохновенных чувствЛюдмила светлый взор возводит,
Чтобы понять произведение – нужно вдумчиво вчитаться в содержание, выяснить для себя непонятные слова и образы, узнать историю создания произведения, как оно связано с жизнью и творчеством поэта, его мыслями и чувствами.
А.С.Пушкин прекрасно знал античную историю и литературу, древнегреческие и римские мифы, что позволило ему свободно использовать античные образы в своей поэзии.Флорентийская Киприда – знаменитая античная статуя Венеры, хранящаяся во Флоренции (Италия), в галерее Уффицы.Под образом мадонны молодой поэт, вероятно, подразумевал прославленную Мадонну дела Седиа Рафаэля, которая выставлена в галерее Питти (Флоренция).Говоря о ваятеле безымянном, поэт, очевидно, имел в виду неизвестного скульптора III-го века до н.э., создавшего Венеру Медицийскую.В этом стихотворении поражает могучая зрелость таланта поэта, сила выражения и обилие глубоких мыслей, высказанных с прекрасной простотой. Каждая сторона изящна, музыкальна и зрима. В заключительных строках "Пиши Марию, но другую. С другим младенцем на руках" поэт имеет в виду то, что Мусину-Пушкину звали Марией и у нее в это время был маленький сын. Пушкин, по словам П.А.Вяземского, был очарован Мусиной-Пушкиной и, конечно же, завидовал ей, видевшей бессмертные полотна Рафаэля. Судя по всему, и она была неравнодушна к нему.
Образ рафаэлевской мадонны присутствует также в стихотворении "Ее глаза" (1828 г.)
Она мила – скажу меж нами –Придворных витязей гроза,И можно с южными звездамиСравнить, особенно стихами,Ее черкесские глаза.Она владеет ими смело,Они горят огня живей;Но сам признайся. То ли делоГлаза Олениной моей!Какой задумчивый в них гений,И сколько детской простоты,И сколько томных выражений,И сколько неги и мечты!...Потупит их с улыбкой Леля –В них скромных граций торжество;Поднимет – ангел РафаэляТак созерцает божество.
Это стихотворение – ответ П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", где он воспевает Александру Осиповну Россет (Смирнову).Пушкин противопоставляет очам Россет глаза Олениной и сравнивает их с глазами "Сикстинской мадонны" Рафаэля.
Поднимет – Ангел РафаэляТак созерцает божество…
Стихотворение адресовано Анне Олениной – девушке, которую поэт мечтал увидеть своей женой. В начале 1829 г. Пушкин посватался к Анне, но, как традиционно случается, получил отказ. Вот тогда-то как прощание и возникло стихотворение, вдохновившее впоследствии великого русского композитора Даргомыжского на создание известного романса. Однако современные исследователи жизни и творчества поэта считают, что не все так просто в несостоявшейся женитьбе на Анне Олениной. Надежда Кандакова – поэт и глубокий знаток творчества Пушкина – предлагает свою версию. Она основывает ее на недавно опубликованных в России дневниках Анны Олениной. Есть свидетельства, что Пушкину было дано согласие на брак с Анной. И по этому случаю устроили семейный вечер, где должно было состояться объявление о помолвке. Гости собрались, а Пушкина не было. Он приехал спустя час, удалился с отцом Анны в кабинет, там состоялся разговор, но гостям никаких объяснений дано не было. Их дает дневник Анны Олениной. В это время она переживала очень сильное любовное чувство, но не к Пушкину. Остатки этого чувства еще тлели, полюбить другого она была не готова. И Пушкин, по мнению Н.Кондаковой, почувствовал это и ушел сам.
Я вас любилЛюбовь еще ,быть может,В душе моей исчезло не совсем, Но пусть она вас больше не тревожитЯ не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно.То робость, то ревностью томим.Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.
По мнению известных литературоведов, стихотворение А.С. Пушкина "Я вас любил…", написанное им в это время, посвящено А.Олениной. А то светлое чувство, выраженное этими стихами, навсегда останется воплощением истинного благородства и человеческого достоинства, сумевшего стать выше вполне понятного и законного эгоизма любви".
Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины Рафаэля, известной под названием "Бриджуотерская мадонна" . По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина. Хотя по мнению пушкиноведа Владимира Данченко, в книге "Пушкин об Италии" – он утверждает, что эта картина принадлежала кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне,что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета "Мадонна" . Сонет был впервые напечатан в альманахе "Сиротка" на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.
". Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда хотел свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков.В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель –Она с величием, он с разумом в очах –Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.