Просмотр содержимого документа
«Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского»
ОбразСанкт-Петербургавпроизведениях Достоевского
Да, я люблю его, громадный гордый град,
Но не за то, за что другие,
Не здания его, не пышный блеск палат
И не граниты вековые
Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой
Я прозреваю в нём иное.
Его страдание под ледяной корой,
Его страдание больное.
(Апполон Григорьев, «Город»)
Цель работы – определение специфики изображения Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского. Для ее реализации необходимо было решить следующие задачи :
анализ образа Санкт-Петербурга в русской литературе XVIII – первой половины XIX веков;
изучение роли Санкт-Петербурга в творческом пути писателя;
анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского, связанных с образом Санкт-Петербурга.
Структура работы
В соответствии с поставленными задачами моя работа структурирована следующим образом:
Глава I - основные особенности восприятия образа Санкт-Петербурга в произведениях писателей XVIII – первой половины XIX века. Глава II - роль Санкт-Петербурга в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.
Глава III - рассмотрены специфические черты изображения Петербурга в художественном мире Ф. М. Достоевского.
Метод работы
Анализ художественных текстов и изучение различных научных концепций
Материалы исследования
Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повести «Хозяйка» и «Двойник», романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот».
В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город - это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.
В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город - это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.
Достоевский подчёркивает бесхарактерность внешнего облика города: «В архитектурном смысле он – отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод; всё постепенно заимствовано и по-своему перековеркано».
Такой предстаёт перед читателем панорама Невы в романе «Преступление и наказание»:
«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, чем как смотря на него отсюда, с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение…но необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».
Описание дома, где жила мать Нелли: «Дом был небольшой, но каменный, старый, двухэтажный, окрашенный грязно-жёлтой краской.
Окна верхнего этажа были чрезвычайно малые и совершенно квадратные, с тусклыми зелёными и надтреснутыми стёклами, сквозь которые просвечивали розовые коленкоровые занавески».
Для Достоевского Петербург – «самый угрюмый город», который может быть на свете. Достоевский подходит к описанию его души согласно приёмам художественного творчества его времени: через мастерски написанные бытовые сцены.
«Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить…»
«Я взял первого попавшегося Ваньку на скверной гитаре...»
«Посетители этой кондитерской большею частию немцы…»
Адреса, связанные с героями произведений Ф. М. Достоевского
Вознесенский проспект часто употреблялся в сочинениях Достоевского. Действие «Преступления и наказания» тесно с ним связано, и Раскольников жил в доме Шиля, приуроченном к Столярному переулку.
На Екатерининском канале сосредоточено действие романа «Преступление и наказание». На него выходит фасад дома, где жила Соня Мармеладова, а также окна дома старухи-процентщицы.
В глубине мастерски написанного пейзажа Петербурга, изображённого в романе «Униженные и оскорблённые», мы встречаемся с «тёмной, огромной массой Исаакия».
На Исаакиевскую площадь выходит Конногвардейский бульвар, где разыгрывается сцена встречи Раскольникова с опозоренной девочкой…
В «Униженных и оскорблённых» значительное место занимает Васильевский остров. На 6-й линии у Малого проспекта жила несчастная мать Нелли. Этот адрес шепчет холодеющими губами умирающий старик. На 13-й линии жили Ихменевы и умерла Нелли. «В третьей линии, на Малом проспекте» жила невеста Свидригайлова, а у самого Тучкова в четырёхэтажном доме жил друг Раскольникова, Разумихин.
В образ Петербурга Достоевского причудливо вплелась и ненависть к городу, и любовь. Он опалил свою душу о якобы «холодный город». Его чувство Петербурга многогранно и с трудом поддаётся анализу.
Тяга к изучению «физиологии города» столь велика в Достоевском потому, что через неё проникают его взоры в таинственные недра души города. Этим Достоевский «открыл новую страницу восприятия Петербурга».