kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского

Нажмите, чтобы узнать подробности

вы сможете узнать образ Санкт-Петербурга в история Достоевского

Просмотр содержимого документа
«Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского»

Образ  С анкт-Петербу рга  в  произведе ниях Дост оевского

Образ С анкт-Петербу рга в произведе ниях Дост оевского

Да, я люблю его, громадный гордый град, Но не за то, за что другие, Не здания его, не пышный блеск палат И не граниты вековые Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой Я прозреваю в нём иное. Его страдание под ледяной корой, Его страдание больное. (Апполон Григорьев, «Город»)

Да, я люблю его, громадный гордый град,

Но не за то, за что другие,

Не здания его, не пышный блеск палат

И не граниты вековые

Я в нём люблю, о нет! Скорбящею душой

Я прозреваю в нём иное.

Его страдание под ледяной корой,

Его страдание больное.

(Апполон Григорьев, «Город»)

Цель работы – определение специфики изображения Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского. Для ее реализации необходимо было решить следующие задачи :

Цель работы – определение специфики изображения Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского. Для ее реализации необходимо было решить следующие задачи :

  • анализ образа Санкт-Петербурга в русской литературе XVIII – первой половины XIX веков;
  • изучение роли Санкт-Петербурга в творческом пути писателя;
  • анализ художественных произведений Ф. М. Достоевского, связанных с образом Санкт-Петербурга.
Структура работы  В соответствии с поставленными задачами моя работа структурирована следующим образом:  Глава I - основные особенности восприятия образа Санкт-Петербурга в произведениях писателей XVIII – первой половины XIX века. Глава II - роль Санкт-Петербурга в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.  Глава III - рассмотрены специфические черты изображения Петербурга в художественном мире Ф. М. Достоевского.

Структура работы

В соответствии с поставленными задачами моя работа структурирована следующим образом:

Глава I - основные особенности восприятия образа Санкт-Петербурга в произведениях писателей XVIII – первой половины XIX века. Глава II - роль Санкт-Петербурга в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.

Глава III - рассмотрены специфические черты изображения Петербурга в художественном мире Ф. М. Достоевского.

Метод работы    Анализ художественных текстов и изучение различных научных концепций

Метод работы

Анализ художественных текстов и изучение различных научных концепций

Материалы исследования  Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повести «Хозяйка» и «Двойник», романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот».

Материалы исследования

Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повести «Хозяйка» и «Двойник», романы «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот».

В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город - это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.

В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город - это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.

  • В произведениях Ф. М. Достоевского образ Петербурга дан ярко, в динамике, город олицетворяет растерзанные трагизмом души героев. Город - это не просто фон, на котором происходит действие, это тоже своеобразное действующее лицо.
Достоевский подчёркивает бесхарактерность внешнего облика города: «В архитектурном смысле он – отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод; всё постепенно заимствовано и по-своему перековеркано».

Достоевский подчёркивает бесхарактерность внешнего облика города: «В архитектурном смысле он – отражение всех архитектур в мире, всех периодов и мод; всё постепенно заимствовано и по-своему перековеркано».

Такой предстаёт перед читателем панорама Невы в романе «Преступление и наказание»:  «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, чем как смотря на него отсюда, с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение…но необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Такой предстаёт перед читателем панорама Невы в романе «Преступление и наказание»:

«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, чем как смотря на него отсюда, с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо разглядеть даже каждое его украшение…но необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».

Описание дома, где жила мать Нелли: «Дом был небольшой, но каменный, старый, двухэтажный, окрашенный грязно-жёлтой краской.   Окна верхнего этажа были чрезвычайно малые и совершенно квадратные, с тусклыми зелёными и надтреснутыми стёклами, сквозь которые просвечивали розовые коленкоровые занавески».

Описание дома, где жила мать Нелли: «Дом был небольшой, но каменный, старый, двухэтажный, окрашенный грязно-жёлтой краской.

Окна верхнего этажа были чрезвычайно малые и совершенно квадратные, с тусклыми зелёными и надтреснутыми стёклами, сквозь которые просвечивали розовые коленкоровые занавески».

Для Достоевского Петербург – «самый угрюмый город», который может быть на свете. Достоевский подходит к описанию его души согласно приёмам художественного творчества его времени: через мастерски написанные бытовые сцены.

Для Достоевского Петербург – «самый угрюмый город», который может быть на свете. Достоевский подходит к описанию его души согласно приёмам художественного творчества его времени: через мастерски написанные бытовые сцены.

«Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить…»

«Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить…»

«Я взял первого попавшегося Ваньку на скверной гитаре...»

«Я взял первого попавшегося Ваньку на скверной гитаре...»

«Посетители этой кондитерской большею частию немцы…»

«Посетители этой кондитерской большею частию немцы…»

Адреса, связанные с героями произведений Ф. М. Достоевского  Вознесенский проспект часто употреблялся в сочинениях Достоевского. Действие «Преступления и наказания» тесно с ним связано, и Раскольников жил в доме Шиля, приуроченном к Столярному переулку.

Адреса, связанные с героями произведений Ф. М. Достоевского

Вознесенский проспект часто употреблялся в сочинениях Достоевского. Действие «Преступления и наказания» тесно с ним связано, и Раскольников жил в доме Шиля, приуроченном к Столярному переулку.

На Екатерининском канале сосредоточено действие романа «Преступление и наказание». На него выходит фасад дома, где жила Соня Мармеладова, а также окна дома старухи-процентщицы.

На Екатерининском канале сосредоточено действие романа «Преступление и наказание». На него выходит фасад дома, где жила Соня Мармеладова, а также окна дома старухи-процентщицы.

В глубине мастерски написанного пейзажа Петербурга, изображённого в романе «Униженные и оскорблённые», мы встречаемся с «тёмной, огромной массой Исаакия».

В глубине мастерски написанного пейзажа Петербурга, изображённого в романе «Униженные и оскорблённые», мы встречаемся с «тёмной, огромной массой Исаакия».

На Исаакиевскую площадь выходит Конногвардейский бульвар, где разыгрывается сцена встречи Раскольникова с опозоренной девочкой…

На Исаакиевскую площадь выходит Конногвардейский бульвар, где разыгрывается сцена встречи Раскольникова с опозоренной девочкой…

В «Униженных и оскорблённых» значительное место занимает Васильевский остров. На 6-й линии у Малого проспекта жила несчастная мать Нелли. Этот адрес шепчет холодеющими губами умирающий старик. На 13-й линии жили Ихменевы и умерла Нелли. «В третьей линии, на Малом проспекте» жила невеста Свидригайлова, а у самого Тучкова в четырёхэтажном доме жил друг Раскольникова, Разумихин.

В «Униженных и оскорблённых» значительное место занимает Васильевский остров. На 6-й линии у Малого проспекта жила несчастная мать Нелли. Этот адрес шепчет холодеющими губами умирающий старик. На 13-й линии жили Ихменевы и умерла Нелли. «В третьей линии, на Малом проспекте» жила невеста Свидригайлова, а у самого Тучкова в четырёхэтажном доме жил друг Раскольникова, Разумихин.

В образ Петербурга Достоевского причудливо вплелась и ненависть к городу, и любовь. Он опалил свою душу о якобы «холодный город». Его чувство Петербурга многогранно и с трудом поддаётся анализу.

В образ Петербурга Достоевского причудливо вплелась и ненависть к городу, и любовь. Он опалил свою душу о якобы «холодный город». Его чувство Петербурга многогранно и с трудом поддаётся анализу.

Тяга к изучению «физиологии города» столь велика в Достоевском потому, что через неё проникают его взоры в таинственные недра души города. Этим Достоевский «открыл новую страницу восприятия Петербурга».

Тяга к изучению «физиологии города» столь велика в Достоевском потому, что через неё проникают его взоры в таинственные недра души города. Этим Достоевский «открыл новую страницу восприятия Петербурга».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образ Санкт-Петербурга в произведениях Достоевского

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 23.11.2018

Номер свидетельства: 487143

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства