Образ русского праведника в сказе Н.С.Лескова "Левша"
Образ русского праведника в сказе Н.С.Лескова "Левша"
Задача учителя, в период введения ФГОС в образовательное пространтсво, - помочь ученику добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Ученик не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе деятельности. Цели презентации: а) учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; развивать умение филологического анализа ( от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средством ее создания); б) обогощать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики в ее светской и церковной интерпретации; в) воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ русского праведника в сказе Н.С.Лескова "Левша" »
Образ русского праведника в сказке Лескова «Левша».Урок-размышление
Загороднева Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 4 с УИОП»
Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Это позволяет нам передать через слово мысли, чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром.
Загороднева Ирина Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 с УИОП
Педагогический стаж – 26 лет.
«Я никак не могу согласиться, чтобы в такой фабуле была какая-нибудь лесть народу или желание принизить русских людей в лице «левши». Во всяком случае я не имел такого намерения.»Н.С.Лесков
Николай Семенович Лесков
Родился
4 февраля 1831, село Горохово Орловской губернии, ныне Орловской области, умер - 21 февраля 1895,
русский писатель.
Было несправедливо оставлять без внимания творчество Н.С.Лескова столько лет. Сегодня есть возможность прочитать Лескова так, как он писал, а не так, как его могли бы истолковать искатели «положительных героев» и поборники «идейного содержания». Следовательно возникает насущная необходимость попытаться поискать педагогически реальный и художественно состоятельный метод прочтения Лескова в современном классе, так как в своем творчестве Лесков зовет к «духовному прогрессу», нравственному усовершенствованию.
Памятник Н.С.Лескову
Дом Лесковых
Литературная разминка
Похож ли Левша на героев русских народных сказок? Объясните свой ответ.
Какая русская пословица легла в основу сказа Н.С.Лескова «Левша»?
Как называет сказитель в лесковском «Левше» таблицу умножения и почему?
Словотворчество Н.С.Лескова
КЕРАМИДЫМЕЛКОСКОП
ПРЕЛАМУТПУБЕЛЬТУГАМЕНТ
«…Литературное творчество Лескова…- писал М.Горький,- становится яркой живописью или, скорей иконописью,- он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».
ПРАВЕДНИК– а) человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. (Словарь С.И.Ожегова);
Б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек исповедывающий и соблюдающий Заповеди Божии. (Православный энциклопедический словарь)
Подумаем!
Ребята, о каких праведниках мы уже говорили на уроках литературы?
Как окружающие люди относятся к праведнику?
В Библии - Ной, Иов; в «Сказании о белгородском киселе» – старец и другие.
Они часто не понимают его, насмехаясь над ним.
Является ли Левша праведником?
Чтобы ответить на этот вопрос , необходимо понять, как изображен Левша в произведении и как сказитель к нему относится.
Давайте подумаем:
Как вы думаете, почему писатель выбрал именно жанровую форму сказа?
Скажите, левша – это имя, кличка или обычное характеризующее слово?
С чего начинается работа тульских мастеров?
Почему именно левши нет на подкове?
Противопоставление
Царское окружение
Левша
Открытость – русская национальная черта
Лесть, безразличие к судьбам родины
Идеалы левши
Подтверждение текстом
Родина
«…мы в науках не сошлись, но только отечеству верно преданные»,
«мы к своей родине привержены»
«тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка»
«наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы»;
«вера у нас полнее»
Семья
Православная вера
Вывод
Вполне справедливо считать, что левша – образ русского праведника.
Домашнее задание
В заключение сказа есть такое наблюдение: «…машины сравняли неравенство талантов».
Подумайте, что хотел сказать здесь Н.С.Лесков? Какое значение имеет это наблюдение для понимания основной идеи произведения? Дайте письменный ответ на эти вопросы.