Обобщающий урок по произведению Платонова "Юшка" (Человек чистого сердца)
Обобщающий урок по произведению Платонова "Юшка" (Человек чистого сердца)
Последний урок в системе Платонова по произведению "Юшка". Данный урок предполагает развитие коммуникативных способностей учащихся, способствует развитию творческих способностей учеников. На уроке предусмотрены различные виды деятельности: ответы на проблемные вопросы, комментированное чтение отрывков из произведения, элементы дискуссии. Данный урок воспитывает у учащихся умение сочувствовать, сопереживать, проявлять милосердие к окружающим людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по произведению Платонова "Юшка" (Человек чистого сердца) »
«Человек чистого сердца»
Учитель:Лукина Елена Астратовна
Задачи урока:
развивать монологическую речь учащихся
совершенствовать навык составления характеристики литературного героя
Скажи, какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет?
И посмотрели косо вслед
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
(Л. Мартынов)
Кого из литературных героев мы можем назвать человеком чистого сердца?
Юшку.
Почему?
Прочитайте два высказывания. С какой точкой зрения вы согласны и почему?
1. Действительно, Платоновского Юшку можно назвать человеком чистого сердца. Он жил так, чтобы окружающим было хорошо. Он по-настоящему любил людей. Был милосердным, добрым, иными словами, Юшка жил по христианским заповедям: относился к людям так, как хотел, чтобы относились к нему. Юшка оставил след в душе каждого, его помнят люди.
Прочитайте два высказывания. С какой точкой зрения вы согласны и почему?
2. Я считаю, что жить как Юшка, в наше время нельзя. Его все обижали, ему грубили, над ним смеялись и даже издевались, а он все беспрекословно терпел. Но ради чего? Быть добрым — это хорошо, но все-таки не надо прощать обидчика, нужно ему ответить тем же, то есть на грубость — грубостью.
И все-таки образ Юшки запал в души неравнодушных людей, в души людей, с которыми он общался.
Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство.
Над чем заставил вас задуматься Юшка?
Очень созвучны с содержанием рассказа Платонова строки из стихотворения Андрея Дементьева:
Жизнь нуждается в милосердии,
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры,
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
Как вы понимаете это стихотворение? В каких строках выражена идея?
Равнодушие — это самая страшная черта характера в человеке.
Но почему?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту — всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То помни, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
К чему призывают нас строки этого стихотворения?
Не замечаем, как уходят годы,
Спохватимся, когда они пройдут.
И все свои ошибки и невзгоды
Выносим мы на запоздалый суд
И говорим, когда б не то, да это,
Иначе жизнь мы прожили б свою,
Но призывает совесть нас к ответу
В начале жизни, а не на краю.
А жить бы так, как будто наступает
Тот самый главный,
Самый страшный суд,
Живите, словно дарите а память
Вы жизнь свою тем людям,
Что потом придут. Как вы поняли это стихотворение А. Дементьева?
Хочется закончить урок словами поэта Р. Гамзатова:
Люди! Я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей .
Домашнее задание:
Ответить письменно на один из предложенных вопросов.