О литературных направлениях школьникам. Классицизм. Романтизм.
О литературных направлениях школьникам. Классицизм. Романтизм.
Презентация позволит вспомнить особенности классицзма и романтизма как направлений. Может быть использована как на уроках литературы, так и для подготовки к олимпиаде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О литературных направлениях школьникам. Классицизм. Романтизм.»
Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в XVII веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности.
В Россию классицизм пришел
почти на век позже и связан
прежде всего с именем Петра Великого.
Особенности классицизма были изложены в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство». Кратко их можно сформулировать так:
Писатель-классицист стремится к гармонии, чёткости, ясности содержания.
Все литературные жанры делятся на высокие и низкие, их смешение не допускается.
Особенностиклассицизма
Классицисты считали, что образец гармонии и ясности – античность. Отсюда их любовь к античным сюжетам; ориентация на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец;
главная тема искусства классицизма – торжество общественных начал над личными, долга над чувством;
строгая иерархия жанров: высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня);
Особенностиклассицизма
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои классицизма – носители какой-либо одной черты;
положительные и отрицательные герои противопоставляются;
идеализация героев; идеальный герой – гражданин и патриот, умеющий руководствоваться не чувствами, а долгом;
культ разума.
Драматурги соблюдают «правило трёх единств»: места, времени, действия. Это ограничивало свободу писателя, но придавало произведению стройность, чёткость, ясность.
Все произведения классицизма носят поучительный характер.
По выражению Мольера, «назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их».
М.В.Ломоносов провел реформу
русского литературного языка.
В 1757 году в статье
«О пользе книг церковных»
он указал на необходимость
упорядочения деловой, научной,
художественной речи.
Русский языка включал в себя несколько
пластов: старославянский язык, русский
литературный язык, русский разговорный
язык. Ломоносов ввёл три «штиля»:
Высокий стиль
Средний стиль
Старославян-ский язык
Старославян-ский, русский литературный
язык
Оды, трагедии
Н изкий
стил ь
Стихи, письма, повести
Русский литературный, разговорный язык
Сатира, басня, комедия
Русские классицисты
М.М.Херасков
«Чесменский бой»
А.П.Сумароков
«Дмитрий Самозванец»,
басни
Г.Р.Державин
«Фелица»
оды
В.К.Тредиаковский
«Феоптия»
Д.И.Фонвизин
Комедия «Недоросль»
Романтизм–этоидейное и художественное движение в европейской и американской культуре концаXVIII- первой половиныXIXв.
классицизм романтизм
превыше всего государство личность
опора на разум на чувства
строгие правила утверждение
свободы художника
Античность – образец создание мира,
непохожего на окружающий
Романтическое двоемирие
Характерная черта романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности.
Главное для всех романтиков – неудовлетворённость окружающей действительностью и стремление создать мир по собственному идеалу.
В основе романтического идеала –
духовно-творческая свобода,
культ сильных страстей и порывов,
интерес к национальной культуре и фольклору,
тяга к прошлому,
к дальним странам, к народам, чуждым буржуазной цивилизации.
«Всего прекрасного певец»
Основоположник русского романтизма – поэт и переводчик В.А. Жуковский.