kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О литературных направлениях школьникам. Классицизм. Романтизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволит вспомнить особенности классицзма и романтизма как направлений. Может быть использована как на уроках литературы, так и для подготовки к олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«О литературных направлениях школьникам. Классицизм. Романтизм.»

Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в XVII веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности.  В Россию классицизм пришел  почти на век позже и связан  прежде всего с именем Петра Великого.

Классицизм (в переводе с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник во Франции в XVII веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности.

В Россию классицизм пришел

почти на век позже и связан

прежде всего с именем Петра Великого.

Особенности классицизма были изложены в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство». Кратко их можно сформулировать так:

Особенности классицизма были изложены в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство». Кратко их можно сформулировать так:

  • Писатель-классицист стремится к гармонии, чёткости, ясности содержания.
  • Все литературные жанры делятся на высокие и низкие, их смешение не допускается.
Особенности  классицизма

Особенности классицизма

  • Классицисты считали, что образец гармонии и ясности – античность. Отсюда их любовь к античным сюжетам; ориентация на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец;
  • главная тема искусства классицизма – торжество общественных начал над личными, долга над чувством;
  • строгая иерархия жанров: высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня);
Особенности  классицизма

Особенности классицизма

  • Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои классицизма – носители какой-либо одной черты;
  • положительные и отрицательные герои противопоставляются;
  • идеализация героев; идеальный герой – гражданин и патриот, умеющий руководствоваться не чувствами, а долгом;
  • культ разума.
Драматурги соблюдают «правило трёх единств»: места, времени, действия. Это ограничивало свободу писателя, но придавало произведению стройность, чёткость, ясность. Все произведения классицизма носят поучительный характер.  По выражению Мольера, «назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их».
  • Драматурги соблюдают «правило трёх единств»: места, времени, действия. Это ограничивало свободу писателя, но придавало произведению стройность, чёткость, ясность.
  • Все произведения классицизма носят поучительный характер.
  • По выражению Мольера, «назначение комедии состоит в том, чтобы развлекать людей, исправляя их».
М.В.Ломоносов провел реформу русского литературного языка. В 1757 году в статье  «О пользе книг церковных» он указал на необходимость упорядочения деловой, научной, художественной речи. Русский языка включал в себя несколько пластов: старославянский язык, русский литературный язык, русский разговорный язык. Ломоносов ввёл три «штиля»:

М.В.Ломоносов провел реформу

русского литературного языка.

В 1757 году в статье

«О пользе книг церковных»

он указал на необходимость

упорядочения деловой, научной,

художественной речи.

Русский языка включал в себя несколько

пластов: старославянский язык, русский

литературный язык, русский разговорный

язык. Ломоносов ввёл три «штиля»:

Высокий стиль Средний стиль Старославян-ский язык Старославян-ский, русский литературный язык Оды, трагедии Н изкий стил ь Стихи, письма, повести Русский литературный, разговорный язык Сатира, басня, комедия

Высокий стиль

Средний стиль

Старославян-ский язык

Старославян-ский, русский литературный

язык

Оды, трагедии

Н изкий

стил ь

Стихи, письма, повести

Русский литературный, разговорный язык

Сатира, басня, комедия

Русские классицисты М.М.Херасков «Чесменский бой»  А.П.Сумароков  «Дмитрий Самозванец»,  басни Г.Р.Державин «Фелица» оды В.К.Тредиаковский «Феоптия»

Русские классицисты

М.М.Херасков

«Чесменский бой»

А.П.Сумароков

«Дмитрий Самозванец»,

басни

Г.Р.Державин

«Фелица»

оды

В.К.Тредиаковский

«Феоптия»

Д.И.Фонвизин Комедия «Недоросль»

Д.И.Фонвизин

Комедия «Недоросль»

Романтизм – это  идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX в.  классицизм романтизм  превыше всего государство личность опора на разум на чувства строгие правила утверждение  свободы художника Античность – образец создание мира,  непохожего на окружающий

Романтизм это идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII - первой половины XIX в.

классицизм романтизм

превыше всего государство личность

опора на разум на чувства

строгие правила утверждение

свободы художника

Античность – образец создание мира,

непохожего на окружающий

Романтическое двоемирие     Характерная черта романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности.  Главное для всех романтиков – неудовлетворённость окружающей действительностью и стремление создать мир по собственному идеалу.

Романтическое двоемирие

Характерная черта романтического мировосприятия – мучительный разлад идеала и действительности.

Главное для всех романтиков – неудовлетворённость окружающей действительностью и стремление создать мир по собственному идеалу.

В основе романтического идеала –

В основе романтического идеала –

  • духовно-творческая свобода,
  • культ сильных страстей и порывов,
  • интерес к национальной культуре и фольклору,
  • тяга к прошлому,
  • к дальним странам, к народам, чуждым буржуазной цивилизации.
«Всего прекрасного певец»  Основоположник русского романтизма – поэт и переводчик В.А. Жуковский. В.А.Жуковский Элегии, баллады «Людмила», «Светлана»

«Всего прекрасного певец»

Основоположник русского романтизма – поэт и переводчик В.А. Жуковский.

В.А.Жуковский

Элегии, баллады

«Людмила», «Светлана»

Мы вольные птицы; Пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер…да я!  «Узник» А.С.Пушкин вольнолюбивая лирика «Южные поэмы»

Мы вольные птицы;

Пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер…да я!

«Узник»

А.С.Пушкин

вольнолюбивая лирика

«Южные поэмы»

Играют волны – ветер свищет, И мачта гнётся и скрипит… Увы, - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!  «Парус» М.Ю.Лермонтов Вольнолюбивая лирика «Песня про царя Ивана Васильевича…» «Мцыри» «Демон» «Тамань», глава из романа «Герой нашего времени»

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

«Парус»

М.Ю.Лермонтов

Вольнолюбивая лирика

«Песня про царя Ивана Васильевича…»

«Мцыри»

«Демон»

«Тамань», глава из романа «Герой нашего времени»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
О литературных направлениях школьникам. Классицизм. Романтизм.

Автор: Вергунова Надежда Николаевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382273

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства