kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные ценности, поднимаемые в произведении Морли Каллагэна "Деловое предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели презентации:познакомить учащихся с рассказом канадского писателя М. Каллагэна "Деловое предложение"; провести работу с контекстуальными экспрессивными синонимами. Воспитательные цели презентации: развивать чувство сострадания к стариками и животным и учить настороженно относиться  к слишком практичным людям. Презентация отражает разные формы и виды при анализе художественного произведения  в рамках ФГОС. Показана работа с эпиграфами  (высказывания Генриха Манна, Д.Лондона, Джона Рида), опорной лексикой (нравственность, доброта, сострадание, милосердие). Системно-деятельнстный подход помогает ученикам самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нравственные ценности, поднимаемые в произведении Морли Каллагэна "Деловое предложение" »

Нравственные ценности,  поднимаемые в произведении  Морли Каллагэна  «Деловое предложение». Загороднева Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 4 с УИОП»

Нравственные ценности, поднимаемые в произведении Морли Каллагэна «Деловое предложение».

Загороднева Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 4 с УИОП»

Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Это позволяет нам передать через слово мысли, чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром. Загороднева Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 с УИОП Педагогический стаж – 26 лет.

Любовь к родному языку связана с умением «вслушиваться, вдумываться в слово». Это позволяет нам передать через слово мысли, чувства, все разнообразие отношений друг с другом и окружающим нас миром.

Загороднева Ирина Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 с УИОП

Педагогический стаж – 26 лет.

Старость – самая безнадежная из всех болезней. (Генрих Манн)

Старость – самая

безнадежная из

всех болезней.

(Генрих Манн)

Милосердие-это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Джек Лондон)

Милосердие-это кость, поделенная

с собакой, когда ты голоден

не меньше ее.

(Джек Лондон)

Любить блеск звезд больше, чем блеск золота. («Двенадцатая храбрость» Джона Рида)

Любить блеск

звезд больше, чем

блеск золота.

(«Двенадцатая храбрость» Джона Рида)

Несколько слов о писателе.  М.Каллагэн - современный канадский писатель, выходец из семьи ирландцев.  После многих лет скитаний он занялся журналистикой и однажды встретил знаменитого американского писателя Эрнеста Хемингуэя, который заметил писательский талант журналиста, посоветовал ему писать романы и помог опубликоваться.  Теперь Каллагэн очень известный писатель. Большое место в его произведениях занимают проблемы молодого поколения, поиски юными своего места в жизни .

Несколько слов о писателе.

М.Каллагэн - современный канадский писатель, выходец из семьи ирландцев.

После многих лет скитаний он занялся журналистикой и однажды встретил знаменитого американского писателя Эрнеста Хемингуэя, который заметил писательский талант журналиста, посоветовал ему писать романы и помог опубликоваться.

Теперь Каллагэн очень известный писатель. Большое место в его произведениях занимают проблемы молодого поколения, поиски юными своего места в жизни .

Беседа по прочитанному.

Беседа по прочитанному.

  • Что вы можете сказать о главном герое Люке Болдуине?
  • Почему мальчик «пристально наблюдал» за дядей?
  • Прочитайте второй абзац рассказа, где писатель дает первую характеристику дяди Генри и рисует его портрет.
Вопросы к отрывку № 1  Как мы узнали, дядя работал управляющим на лесопильном заводе. Как относились к нему рабочие? Какую характеристику Генри дает его жена Хелен? Это положительная или отрицательная характеристика?

Вопросы к отрывку № 1

Как мы узнали, дядя работал управляющим на лесопильном заводе.

  • Как относились к нему рабочие?
  • Какую характеристику Генри дает его жена Хелен?
  • Это положительная или отрицательная характеристика?

А что же обозначает слово ПРАКТИЧНЫЙ?  «Орфографический  словарь русского    Синонимы по  языка» С.И. Ожегова   тексту         - В каком значении употреблено это слово в рассказе? Практичный – деловитый, умеющий разбираться в практических, жизненных делах. ПРАКТИЧНЫЙ человек. «Практичный» «Экономный» Практичный – удобный, пригодный в дело, экономный. ПРАКТИЧНЫЙ способ. «Знает, что полезно»

  • А что же обозначает слово ПРАКТИЧНЫЙ?

«Орфографический

словарь русского Синонимы по

языка» С.И. Ожегова тексту

- В каком значении употреблено это слово в рассказе?

Практичный – деловитый, умеющий разбираться в практических, жизненных делах.

ПРАКТИЧНЫЙ человек.

«Практичный»

«Экономный»

Практичный – удобный, пригодный в дело, экономный. ПРАКТИЧНЫЙ способ.

«Знает, что полезно»

Генри      Люк            Какое наставление дает дядя Генри Люку на будущее?   «Всегда старайся понять суть дела. Если тебе это удалось, ты будешь знать, что полезно, а от чего пользы не жди…»

Генри Люк

Какое наставление дает дядя Генри Люку на будущее?

«Всегда старайся понять суть дела. Если тебе это удалось, ты будешь знать, что полезно, а от чего пользы не жди…»

О чем думал мальчик, слушая дядю?   «Есть ли еще хоть один человек на земле, который так же хорошо знает, от чего будет польза для дела и что можно отшвырнуть за ненадобностью ?» Чем занимался дядя по вечерам после работы?
  • О чем думал мальчик, слушая дядю?

«Есть ли еще хоть один человек на земле, который так же хорошо знает, от чего будет польза для дела и что можно отшвырнуть за ненадобностью

  • Чем занимался дядя по вечерам после работы?

Писал какие-то цифры после работы в записной книжке, подсчитывая прибыль от любой сделки, даже самой незначительной.

Какое решение принял Люк, наблюдая за дядей?

«Люк решил, что, когда он вырастет, он тоже станет человеком, которого будут уважать за деловой характер».

Почему Люк, общаясь с дядей, придумал себе «другую, тайную жизнь»?

«Глядя на дядю вспоминал отца, и тогда ему делалось одиноко ».

Какое же «лекарство» от одиночества нашел себе Люк?

Он подружился с Дэном, одиннадцатилетней шотландской овчаркой, «слепой на один глаз и хромавшей на заднюю левую лапу».

Мы только что узнали, что Дэну было 11 лет. А сколько вообще живут собаки?

13-15 лет.

Вопросы к отрывку № 2    Люк       Дэн          - Чем была ценна для Люка дружба с Дэном?   «Лежа на траве, Люк поведал собаке много такого, чего он бы не стал рассказывать своему дяде и тете Хелен… Он рассказывал о себе то, что рассказал бы отцу или матери , если бы они были живы».  Старый Дэн заменял мальчику в какой-то степени даже отца или мать. Писатель говорит, что « Люк никогда не чувствовал себя одиноким, когда собака была рядом ». - А как относился к собаке дядя Генри?  Не обращал на нее внимания, а когда однажды споткнулся о собаку, «задумчиво произнес: «Бедняга, она свое отжила. Теперь от нее никакого толку нет – только ест, спит да под ногами болтается».

Вопросы к отрывку № 2

Люк Дэн

- Чем была ценна для Люка дружба с Дэном?

«Лежа на траве, Люк поведал собаке много такого, чего он бы не стал рассказывать своему дяде и тете Хелен… Он рассказывал о себе то, что рассказал бы отцу или матери , если бы они были живы».

Старый Дэн заменял мальчику в какой-то степени даже отца или мать. Писатель говорит, что « Люк никогда не чувствовал себя одиноким, когда собака была рядом ».

- А как относился к собаке дядя Генри?

Не обращал на нее внимания, а когда однажды споткнулся о собаку, «задумчиво произнес: «Бедняга, она свое отжила. Теперь от нее никакого толку нет – только ест, спит да под ногами болтается».

Вопросы к отрывку № 3

Вопросы к отрывку № 3

Вопросы к отрывку № 3    Генри      Люк           Почему дядя Генри решил избавиться от собаки? Какие доводы он привел в пользу своего решения?  Ответ: 1.Собака ослепла. 2. У нее нет зубов. 3. Она не залаяла, когда Генри и Хелен приехали из церкви, - Дэн не может быть сторожевой собакой. 4. Она не годится для охоты. 5. Она «много жрет».  Вывод дяди Генри: «…эту собаку держать накладно. Пора от нее избавиться… надо быть практичным ».

Вопросы к отрывку № 3

Генри Люк

  • Почему дядя Генри решил избавиться от собаки? Какие доводы он привел в пользу своего решения?

Ответ: 1.Собака ослепла. 2. У нее нет зубов. 3. Она не залаяла, когда Генри и Хелен приехали из церкви, - Дэн не может быть сторожевой собакой. 4. Она не годится для охоты. 5. Она «много жрет».

Вывод дяди Генри: «…эту собаку держать накладно. Пора от нее избавиться… надо быть практичным ».

Откуда видно, что умная собака все поняла?   «Собака закружилась вокруг него (Люка), залаяла. Потом она начала лизать затылок Люка своим длинным розовым языком», словно бы просила не убивать ее. Как Люк догадался, что дядя поручил убить собаку Сэму Картеру?  Дал ему сигару, а дядя никогда ничего не делал даром. Почему именно на этого человека пал выбор дяди Генри?
  • Откуда видно, что умная собака все поняла?

«Собака закружилась вокруг него (Люка), залаяла. Потом она начала лизать затылок Люка своим длинным розовым языком», словно бы просила не убивать ее.

  • Как Люк догадался, что дядя поручил убить собаку Сэму Картеру?

Дал ему сигару, а дядя никогда ничего не делал даром.

  • Почему именно на этого человека пал выбор дяди Генри?

«Сэм Картер был человек лет шестидесяти, мрачный тугодум… сухой человек, ко всему безразличный.

- Скажите: какую часть рассказа Каллагэна вы считаете кульминацией (кульминация – от лат. Слова culmen – вершина)?  Какой момент столкновения характеров является самым напряженным?  Это сцена спасения собаки. Прочитаем эту сцену.

- Скажите: какую часть рассказа Каллагэна вы считаете кульминацией (кульминация – от лат. Слова culmen – вершина)?

Какой момент столкновения характеров является самым напряженным?

Это сцена спасения собаки. Прочитаем эту сцену.

Вопросы к отрывку № 4 -Давайте проанализируем состояние героя в этой части рассказа. Люк – «сердце его затрепетало , …остановился как вкопанный…» «смотрел на нее (собаку), всхлипывая и дрожа …» «…в глазах горело нетерпение» «Он лег…крепко прижимая к себе овчарку, пытаясь согреть ее своим телом». « Дрожащими руками мальчик нащупал ее мягкие бока». «…Мускулы рук и ног его начали нервно дрожать ».

Вопросы к отрывку № 4

-Давайте проанализируем состояние героя в этой части рассказа.

Люк – «сердце его затрепетало , …остановился как вкопанный…»

«смотрел на нее (собаку), всхлипывая и дрожа …»

«…в глазах горело нетерпение»

«Он лег…крепко прижимая к себе овчарку, пытаясь согреть ее своим телом».

« Дрожащими руками мальчик нащупал ее мягкие бока».

«…Мускулы рук и ног его начали нервно дрожать ».

Какое слово повторяется чаще всего?  Слово дрожать . «Сердце затрепетало» – значит тоже задрожало. Почему же Люк дрожит ? Может от холода?
  • Какое слово повторяется чаще всего?

Слово дрожать . «Сердце затрепетало» – значит тоже задрожало.

  • Почему же Люк дрожит ? Может от холода?

Он боится, что не успеет спасти собаку, - нервы мальчика напряжены до предела, и дрожь -нервная.

Какие противоречивые чувства испытывает Люк после спасения собаки?
  • Какие противоречивые чувства испытывает Люк после спасения собаки?

радость отчаяние страх

потому что спас потому что потому что

собаку «все равно… понял, что

дядя Генри… некуда идти

через несколько

дней каким-либо

способом отделается

от Дэна

После того как Люк и спасенная им собака пролежали несколько часов в траве, они направились по дороге в город. «Собака… оглядывалась назад, как бы спрашивая, почему Люк бежит так устало, еле переставляя ноги, опустив голову ». Действительно: почему?  1. «Меня ноги не держат, Дэн, вот в чем дело,-объяснил собаке Люк».  2. « И я никак не придумаю, где бы тебя спрятать ».

После того как Люк и спасенная им собака пролежали несколько часов в траве, они направились по дороге в город. «Собака… оглядывалась назад, как бы спрашивая, почему Люк бежит так устало, еле переставляя ноги, опустив голову ».

  • Действительно: почему?

1. «Меня ноги не держат, Дэн, вот в чем дело,-объяснил собаке Люк».

2. « И я никак не придумаю, где бы тебя спрятать ».

Вопросы к отрывку № 5 Как вы думаете, почему Люк решил пойти с собакой не домой, а к мистеру Кемпу?   «Раньше мистер Кемп любил их обоих». (С Дэном). Согласитесь, что слово любил – очень неожиданное для этого рассказа и встречается в первый раз. Найдите портрет Кемпа. Как отнесся мистер Кемп к решению дяди Генри избавиться от старой собаки?   Не удивился. Старик сказал о дяде: «Может быть, он прав». Что означает вводное слово может быть?   Оно обозначает неуверенность, сомнение. Значит, старый Кемп не уверен, что дядя поступает правильно. Какую характеристику дает Кемп дяде Генри?   Он говорит мальчику: «Мне не хочется, чтобы ты думал, что дядя Генри – жестокий, бесчуственный человек…»

Вопросы к отрывку № 5

  • Как вы думаете, почему Люк решил пойти с собакой не домой, а к мистеру Кемпу?

«Раньше мистер Кемп любил их обоих». (С Дэном). Согласитесь, что слово любил – очень неожиданное для этого рассказа и встречается в первый раз.

  • Найдите портрет Кемпа.
  • Как отнесся мистер Кемп к решению дяди Генри избавиться от старой собаки?

Не удивился. Старик сказал о дяде: «Может быть, он прав».

  • Что означает вводное слово может быть?

Оно обозначает неуверенность, сомнение. Значит, старый Кемп не уверен, что дядя поступает правильно.

  • Какую характеристику дает Кемп дяде Генри?

Он говорит мальчику: «Мне не хочется, чтобы ты думал, что дядя Генри – жестокий, бесчуственный человек…»

- Можно ли согласиться, что дядя Генри действительно не жестокий и не бесчувственный человек?   Нет, нельзя. Тогда почему старый мудрый Кемп говорит неправду?   Боится, что Люк окончательно разочаруется в своем дяде, а мальчику, как и собаке, идти больше некуда: он сирота. Для взрослого человека разочарование – и то большое горе, но детское горе гораздо горше.  Кемп тоже называет Генри чересчур практичным . Мы уже знаем значение этого слова. - Какой смысл вкладывает в него автор – Морли Каллагэн?  Мелкая расчетливость Жадность Бессердечность  Практичность Черствость Бесчувственность Эгоизм Жестокость Равнодушие

- Можно ли согласиться, что дядя Генри действительно не жестокий и не бесчувственный человек?

Нет, нельзя.

Тогда почему старый мудрый Кемп говорит неправду?

Боится, что Люк окончательно разочаруется в своем дяде, а мальчику, как и собаке, идти больше некуда: он сирота. Для взрослого человека разочарование – и то большое горе, но детское горе гораздо горше.

Кемп тоже называет Генри чересчур практичным . Мы уже знаем значение этого слова.

- Какой смысл вкладывает в него автор – Морли Каллагэн?

Мелкая расчетливость

Жадность

Бессердечность

Практичность

Черствость

Бесчувственность

Эгоизм

Жестокость

Равнодушие

- Как оценил Люк материальное положение дяди Генри?  Назвал его состоятельным человеком. - А что означает это слово?             - А можно ли назвать состоятельным мистера Кемпа?  Нельзя. Даже жилище старика автор называет домиком . Домик – это маленький дом.   Состоятельный Богатый Обеспеченный

- Как оценил Люк материальное положение дяди Генри?

Назвал его состоятельным человеком.

- А что означает это слово?

- А можно ли назвать состоятельным мистера Кемпа?

Нельзя. Даже жилище старика автор называет домиком . Домик – это маленький дом.

Состоятельный

Богатый

Обеспеченный

Так почему же этот небогатый человек сам предлагает Люку 75 центов в неделю, чтобы они с собакой загоняли коров старика? В месяц – три доллара, что для старого человека не так и мало.   Мистер Кемп – добрый человек. Он пожалел мальчика и собаку. Недаром сказано, что он любил Люка и Дэна.

Так почему же этот небогатый человек сам предлагает Люку 75 центов в неделю, чтобы они с собакой загоняли коров старика? В месяц – три доллара, что для старого человека не так и мало.

Мистер Кемп – добрый человек. Он пожалел мальчика и собаку. Недаром сказано, что он любил Люка и Дэна.

Вопросы к отрывку № 6   ?      ?   Дядя   деловое   Люк   Генри   предложение          Почему Люк « нервно ждал», когда выйдет дядя?  Нервничал, предполагая, что дядя предпримет что-то ужасное, увидев собаку. Как описывает Каллагэн состояние дяди, увидевшего племянника с собакой?   «Он резко остановился, побледнел , и челюсть его отвисла ». Что так испугало дядю Генри?  Сэм Картер сообщил, что утопил собаку, и вдруг дядя Генри видит Дэна, живого и невредимого, словно бы вернувшегося с того света. Как отнесся дядя к деловому предложению Люка?  «Он и сам был потрясен, охвачен чувством беды …» Отчего это потрясение, это чувство беды?  Он испугался , что впервые кто-то осмелился ослушаться его, не подчиниться . И этот кто-то не взрослый человек, а 12-летний мальчишка.

Вопросы к отрывку № 6

? ?

Дядя деловое Люк

Генри предложение

  • Почему Люк « нервно ждал», когда выйдет дядя?

Нервничал, предполагая, что дядя предпримет что-то ужасное, увидев собаку.

  • Как описывает Каллагэн состояние дяди, увидевшего племянника с собакой?

«Он резко остановился, побледнел , и челюсть его отвисла ».

  • Что так испугало дядю Генри?

Сэм Картер сообщил, что утопил собаку, и вдруг дядя Генри видит Дэна, живого и невредимого, словно бы вернувшегося с того света.

  • Как отнесся дядя к деловому предложению Люка?

«Он и сам был потрясен, охвачен чувством беды …»

  • Отчего это потрясение, это чувство беды?

Он испугался , что впервые кто-то осмелился ослушаться его, не подчиниться . И этот кто-то не взрослый человек, а 12-летний мальчишка.

Как мы видим, дядя Генри не только принял предложение Люка, но и похвалил племянника, сказав: «в тебе, конечно, есть практическая жилка».   Согласны ли вы со словами дяди? - Какого мнения, по-вашему, Каллагэн о своем герое дяде Генри?

  • Как мы видим, дядя Генри не только принял предложение Люка, но и похвалил племянника, сказав: «в тебе, конечно, есть практическая жилка».

  • Согласны ли вы со словами дяди?

- Какого мнения, по-вашему, Каллагэн о своем герое дяде Генри?

(по Ожегову)  Уважать 1 . Относиться с уважением к кому-нибудь.   2 . Считаться с кем-нибудь, чем-нибудь, принимать во внимание, соблюдать чьи-нибудь интересы.    3 . Любить, иметь пристрастие к кому-нибудь, чему-нибудь.   В каком значении употребил это слово писатель?

(по Ожегову)

Уважать

1 . Относиться с уважением к кому-нибудь.

2 . Считаться с кем-нибудь, чем-нибудь, принимать во внимание, соблюдать чьи-нибудь интересы.

3 . Любить, иметь пристрастие к кому-нибудь, чему-нибудь.

В каком значении употребил это слово писатель?

Беседа по эпиграфам к уроку Как вы считаете, почему для урока взяты именно эти эпиграфы?   «Старость – самая безнадежная из всех болезней» (Генрих Манн).   Речь в произведении идет о старой собаке. Если бы собака не состарилась, не было бы рассказа. Почему автор называет старость болезнью, да еще и безнадежной ?  Потому что она приносит болезни, жизнь человека идет к своему закату. А какой синоним можно подобрать к слову безнадежная ?  Неизлечимая . От многих болезней можно исцелиться, от старости – нельзя.

Беседа по эпиграфам к уроку

  • Как вы считаете, почему для урока взяты именно эти эпиграфы?

«Старость – самая безнадежная из всех болезней» (Генрих Манн).

Речь в произведении идет о старой собаке. Если бы собака не состарилась, не было бы рассказа.

  • Почему автор называет старость болезнью, да еще и безнадежной ?

Потому что она приносит болезни, жизнь человека идет к своему закату.

  • А какой синоним можно подобрать к слову безнадежная ?

Неизлечимая . От многих болезней можно исцелиться, от старости – нельзя.

А что вы скажите о втором эпиграфе?
  • А что вы скажите о втором эпиграфе?

«Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее». Д. Лондон.

(по Ожегову)

1. Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания , человеколюбия .

Милосердие

Как бы вы распределили героев по степени их милосердия?
  • Как бы вы распределили героев по степени их милосердия?

1.Люк

2.Мистер

Кемп

3.Хелен

Джон Рид, американский журналист и публицист, написал для нам с вами «Двенадцать храбростей», то есть нравственных правил , которым мы должны следовать. « Любить блеск звезд больше, чем блеск золота ». Джон Рид предупреждает, что есть в мире ценности непреходящие, которые ни за какие деньги не купишь, и это в первую очередь – сострадание и доброта.

Джон Рид, американский журналист и публицист, написал для нам с вами «Двенадцать храбростей», то есть нравственных правил , которым мы должны следовать. « Любить блеск звезд больше, чем блеск золота ». Джон Рид предупреждает, что есть в мире ценности непреходящие, которые ни за какие деньги не купишь, и это в первую очередь – сострадание и доброта.

Самое замечательное в рассказе Морли Каллагэна это его концовка. Люк сам себе дает клятву: «Положив голову на шею собаки, он поклялся себе, что, кем бы он ни стал, у него всегда будет немного денег для того, чтобы суметь защитить все, что ему дорого, от практичных людей».

Самое замечательное в рассказе Морли Каллагэна это его концовка. Люк сам себе дает клятву: «Положив голову на шею собаки, он поклялся себе, что, кем бы он ни стал, у него всегда будет немного денег для того, чтобы суметь защитить все, что ему дорого, от практичных людей».

И, заканчивая этот урок, я хочу вам пожелать как можно меньше встреч с практичными людьми, а если такие встречи все же произойдут, вы должны, как и каллагэновский Люк, иметь хоть немного денег, чтобы от этих практичных людей защититься. Что бы ни было и как бы ни было, все – таки блеск золота не должен затмить для вас блеск звезд.

И, заканчивая этот урок, я хочу вам пожелать как можно меньше встреч с практичными людьми, а если такие встречи все же произойдут, вы должны, как и каллагэновский Люк, иметь хоть немного денег, чтобы от этих практичных людей защититься. Что бы ни было и как бы ни было, все – таки блеск золота не должен затмить для вас блеск звезд.

Домашнее задание  Творческий ответ на вопрос: «О чем заставил задуматься рассказ Морли Каллагэна ″Деловое предложение″».

Домашнее задание

Творческий ответ на вопрос: «О чем заставил задуматься рассказ Морли Каллагэна ″Деловое предложение″».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Загороднева Ирина Петровна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190143


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства