kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Не смейте забывать учителей" урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева" Простите нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена теме памяти и благодарноси своим наставникам. цель урока- формирование нравственных ориентиров. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Не смейте забывать учителей" урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева" Простите нас"»

« Не смейте забывать  учителей»  Урок –размышление  по рассказу Ю.Бондарева  «Простите нас» Автор -учитель русского языка и литературы Маджалисской СОШ Исмаилова У.М.

« Не смейте забывать учителей» Урок –размышление по рассказу Ю.Бондарева

«Простите нас»

Автор -учитель русского языка и литературы Маджалисской СОШ Исмаилова У.М.

Наставникам, хранившим юность нашу,  Всем честию, и мертвым и живым,  К устам подъяв признательную чашу,  Не помня зла, за благо воздадим. (А.Пушкин)
  • Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим.
  • (А.Пушкин)

Цели:

Цели:

  • формировать навыки анализа художественного текста с выявлением мотивов поведения героя;
  • содействовать обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге, совести, благодарности,
  • формированию нравственных ориентиров ;
Родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. В 1931 году семьяпереехала в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями - обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряде его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, приобщившая сына к русской классике.
  • Родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. В 1931 году семьяпереехала в Москву. Жили в Замоскворечье. Юрий учился в 516-й средней школе. Уроки, увлечение футболом, коньками, голубями - обычная мальчишеская жизнь с ее радостями и огорчениями. В ряде его интересов большое место занимали и книги. Этому во многом способствовала мать, приобщившая сына к русской классике.
В 1941 году Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, где Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу в Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В бою он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
  • В 1941 году Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, где Юрий окончил 10-й класс. Летом 1942 года его направили на учебу в Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. В бою он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.
Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою все обнажено и очевидно - что добро, а что зло. И каждый оказывается перед выбором. Бондарев сделал свой выбор один раз и навсегда. Он выбрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное:
  • Именно на фронте в сознание Ю. Бондарева вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою все обнажено и очевидно - что добро, а что зло. И каждый оказывается перед выбором. Бондарев сделал свой выбор один раз и навсегда. Он выбрал берег человеческой порядочности. И там же, на войне, писатель понял главное: "человек рождается для любви, а не для ненависти"
Наряду с творчеством Ю. В. Бондарев вел и активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором
  • Наряду с творчеством Ю. В. Бондарев вел и активную общественную деятельность. С 1959 по 1963 год он являлся членом редколлегии, редактором "Литературной газеты". В ноябре 1971 года был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а с 1990 по 1994 год являлся председателем Союза писателей России.
Произведения Юрия Бондарева

Произведения Юрия Бондарева

  • "Тишина«
  • "Берег«
  • "Игра«
  • "Батальоны просят
  • огня«
  • "Юность командиров«
  • "Мгновения"
  • "Горячий снег
  • " Выбор
  • "Искушение«
  • Бермудский треугольник«
  • "Последние залпы«
  • "Непротивление"
Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от голоса потревоженной памяти. Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем Сафоновым.
  • Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от голоса потревоженной памяти.
  • Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем Сафоновым.

  • Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом.
  • Почему он почувствовал себя экскурсантом?
  • Назовите три встречи героя с близкими людьми.
  • Какие чувства испытал П.Г. после этого визита и почему?
  • Какие чувства пришли к нему «Посещение матери Веры».
  • ? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?
  • Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки долгим тягучим взглядом?
  • Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг - как спасение, как нежданная радость - он увидел аллею, а в ее тени - школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.
- Кто такой Сафонов, чем он занимается? Какую характеристику Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном складе? Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение? И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.
  • - Кто такой Сафонов, чем он занимается?
  • Какую характеристику Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном складе?
  • Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение?
  • И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.
Павел. Какой он? умный образованный прославившийся уверенный вспыльчивый успешный

Павел. Какой он?

умный

образованный

прославившийся

уверенный

вспыльчивый

успешный

приезд встреча воспоминания раскаяние Для Павла? Для Марии Петровны расставание

приезд

встреча

воспоминания

раскаяние

Для Павла?

Для

Марии Петровны

расставание

- Кто такой Сафонов?   Откуда он возвращался? Как случилось, что Сафонов оказался в родном городе  Какие чувства испытал Сафонов, оказавшись в родном городе?  А как раскрывает автор чувства Сафонова при встрече с Марией Петровной?   Подумайте, ребята, как бы вёл себя Сафонов в Москве, на заводе? И как он ведёт себя здесь с Марией Петровной?  А что хотела узнать Мария Петровна.? Что её интересует больше всего?  А какой учительницей была Мария Петровна? Какой её показывает автор?  Как вы называете таких учителей?   Какие слова вы бы нашли, чтобы ответить на поздравительную телеграмму Марии Петровны?                      
  • - Кто такой Сафонов?
  •   Откуда он возвращался?
  • Как случилось, что Сафонов оказался в родном городе
  • Какие чувства испытал Сафонов, оказавшись в родном городе?
  • А как раскрывает автор чувства Сафонова при встрече с Марией Петровной?
  •   Подумайте, ребята, как бы вёл себя Сафонов в Москве, на заводе? И как он ведёт себя здесь с Марией Петровной?
  • А что хотела узнать Мария Петровна.? Что её интересует больше всего?
  • А какой учительницей была Мария Петровна? Какой её показывает автор?
  • Как вы называете таких учителей?
  •   Какие слова вы бы нашли, чтобы ответить на поздравительную телеграмму Марии Петровны?
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Мария Петровна

Мария Петровна

  • Старенькая худенькая женщина с болезненно-бледным лицом, ставшая с годами ещё более тонкой и хрупкой. Одинокая, живёт только школой, учениками. Своей семьи, своих детей нет.
Павел Георгиевич -преуспевающий, в меру самодовольный и самоуспокоенный человек

Павел Георгиевич -преуспевающий, в меру самодовольный и самоуспокоенный человек

Воспоминания Витька Снегирев Вера Первая любовь Преданность друга

Воспоминания

Витька Снегирев

Вера

Первая любовь

Преданность друга

ПОВЕДЕНИЕ САФОНОВА В Москве: С Марией Петровной : робеет; уверенность; напористость; смущается, как ученик; громко разговаривает; не пожал руку; работает конструктором; просит разрешения может вспылить; закурить; становится Пашей Павел Георгиевич

ПОВЕДЕНИЕ САФОНОВА

В Москве:

С Марией Петровной :

робеет;

уверенность;

напористость;

смущается, как ученик;

громко разговаривает;

не пожал руку;

работает конструктором;

просит разрешения

может вспылить;

закурить;

становится Пашей

Павел Георгиевич

Как отнеслась учительница к визиту Сафонова?  Какие чувства испытывает Павел, оставшись один в комнате учителя? Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие ученики, навещают ли ее, М.П. отвечает уклончиво и все время переводит разговор на другое?  Что говорит об этом Сафонов?  Какие чувства владеют П.Г. в этот момент?
  • Как отнеслась учительница к визиту Сафонова? Какие чувства испытывает Павел, оставшись один в комнате учителя?
  • Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие ученики, навещают ли ее, М.П. отвечает уклончиво и все время переводит разговор на другое? Что говорит об этом Сафонов?
  • Какие чувства владеют П.Г. в этот момент?
прозрение Простите стыд чувство вины раскаяние.

прозрение

Простите

стыд

чувство вины

раскаяние.

Павел Сафонов

Павел Сафонов

  • Известный конструктор
  • Успешный
  • Уставший от известности
  • Самоуспокоенный
  • благополучный
  • Испытывает чувство стыда
  • Осознает вину перед близкими
  • Чувствует мучительное раскаяние
«внешние события»

«внешние события»

  • Встреча с городом детства
  • В домике Витьки Снегирёва, друга детства
  • Посещение матери Веры, любимой девушки
  • У старенькой учительницы
«внутренние события» «…почувствовал себя экскурсантом в этом городе» «едкое чувство горечи и какого-то обмана» «тоскливо, одиноко, досадно… будто ограбленный» «стыд, ненависть к себе… непроходящее чувство вины Почему?

«внутренние события»

  • «…почувствовал себя экскурсантом в этом городе»
  • «едкое чувство горечи и какого-то обмана»
  • «тоскливо, одиноко, досадно… будто ограбленный»
  • «стыд, ненависть к себе… непроходящее чувство вины

Почему?

ПРОСТИТЕ НАС  Что мы видим за этими словами?

ПРОСТИТЕ НАС

Что мы видим за этими словами?

                          Странно:  почему мы так же,   как и перед                                                   родителями, всякий раз чувствуем свою вину                                               перед  учителями. И не за то вовсе, что было в                                               школе,- нет, а за то, что сталось с нами после.                                                                                                   В.Распутин
  •                           Странно: 
  • почему мы так же,
  •   как и перед    
  •                                               родителями, всякий раз чувствуем свою вину
  •                                               перед  учителями. И не за то вовсе, что было в
  •                                               школе,- нет, а за то, что сталось с нами после.
  •                                                                                                   В.Распутин
Говоря вас ,кого имеет в виду Сафонов?   -                      
  • Говоря вас ,кого имеет в виду Сафонов?
  •   -                      

Как вы понимаете слово «покаяние»?

- Когда человек просит прощение? Что он при этом чувствует?

- Кто испытывает стыд, вину в рассказе?                         

. У кого просит прощение Павел Георгиевич?

Охарактеризуйте образ Марии Петровны

Сколько в человеке ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА. В. Распутин
  • Сколько в человеке ПАМЯТИ,
  • столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
  • В. Распутин
Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. Он осознал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».
  • Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. Он осознал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».
Не растеряйте на своём жизненном пути добрые, чистые светлые чувства, порождённые родителями и учителями. Помните: нельзя забывать мать, Родину и учителей А слова «Будь с каждым днём – о будь! – всё виноватей!» пусть тоже будут добрым напутствием на всю последующую жизнь. Пусть они тревожат ваши сердца, будят вашу совесть, взывают к памяти и благодарности.
  • Не растеряйте на своём жизненном пути добрые, чистые светлые чувства, порождённые родителями и учителями. Помните: нельзя забывать мать, Родину и учителей
  • А слова «Будь с каждым днём – о будь! – всё виноватей!» пусть тоже будут добрым напутствием на всю последующую жизнь. Пусть они тревожат ваши сердца, будят вашу совесть, взывают к памяти и благодарности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Не смейте забывать учителей" урок-размышление по рассказу Ю.Бондарева" Простите нас"

Автор: Исмаилова Ума Мугитдиновна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства