Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П. Чехова, и требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций
§Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научный проект "художественном мире А.Чехова"»
На тему:
Автор: Сакович Татьяна
Руководитель: Нурпеисова Н.Я
Актуальность
Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.
Научная новизна предпринятого исследования состоит в попытке самостоятельного анализа структуры персонажей, функций маски в тексте.
Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П. Чехова, и требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций.
Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.
Материалы и результаты научной работы могут быть использованы в школьной практике анализа литературного произведения, анализа индивидуального стиля автора; на основе научного исследования может быть разработан факультативный курс «Категория маски в художественном мире А.П. Чехова». Это определяет практическую значимость исследования.
Исследовательские задачи :
изучить теоретический материал по проблемам художественной антропологии;
изучить понятие «маска» с точки зрения психологии и литературоведения;
исследовать ролевое поведение образов-персонажей в произведениях А.П. Чехова, проанализировать принципы создания автором маски героя;
определить функции маски в художественных текстах А.П. Чехова; обозначить направление эволюции образа-персонажа.
В процессе работы над научным проектом
мы будем придерживаться следующей
точки зрения:
Тема – это фундамент художественного творения, то, что положено в основу произведения
В целом в структуре персонажа различаются два плана: внешний (именные номинации, портрет, формы поведения персонажа)
и внутренний (характер, мысли, чувства и переживания персонажа, его мироотношение).
Все имена, которые участвуют в назывании персонажа и способствуют осмыслению образа, составляют антропонимическое пространство персонажа
Литературовед В.В. Савельева выделяет такие типы портретных описаний, в которых преобладает:
2) интериоризация (когда художник углубляется во внутреннюю жизнь человеческого «я» персонажа).
1) экстериоризация (когда художник вписывает персонажа в окружающий мир – предметно-бытовой или природный);
Толстый и Тонкий
Большую роль в портретных описаниях играет деталь.
2
3
1
. Одежда выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение.
Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенков голоса и смеха, жестов, элементов костюма.
В женских портретах часто присутствует указание на змеиное, кошачье, беличье, голубиное, лебединое, коровье, ланье обличье.
Телесные характеристики составляют важнейшую часть портрета персонажа, в который входят описания конституции (телосложения), признаков пола и возраста, цветовая гамма (цвета волос, глаз, кожи), анатомические признаки (длина рук, ног, форма головы, рост), дефекты и уродства (хромой, одноглазый, горбатый), следы ран и болезней. Телесные уродства изменяют естественный вид человеческого тела, при этом человек осложняет свою жизнь опытом самоощущений своего собственного тела.
В персонажной сфере наблюдается явление повторяемости, обусловленное жанрово-родовой, стилевой принадлежностью художественного произведения, в результате выделяются типыперсонажей . Однако типология персонажей, в отличие от структуры образа-персонажа, в литературоведении мало разработана.
« сверхтипы »
интернациональные
надэпохальные
Понятие «маска» в художественной антропологии
Лицо – это обычное, каждодневное, изменчивое, телесное «я» человека.
Лик – это проявление во внутреннем и временами во внешнем облике человека присущего ему духовного начала, лика добра или лика зла.
КАТЕГОРИЯ МАСКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА
Маска в ранних рассказах А.П. Чехова
В рассказе «Хамелеон» повествуется о полицейском надзирателе, с легкостью меняющем свои маски. Например, полагая, что Хрюкина укусила собака
В рассказе «Толстый и тонкий» происходит встреча двух приятелей.
При этом, как только тонкий узнает, что его старый товарищ занимает более высокое социальное положение, сразу надевает маску подобострастия.
Маска тонкого проявляется в выражении лица, положении тела, речевом поведении. Лицемерие героя в произведении комически преувеличивается: вместе с ним перед толстым , добившимся высокого социального положения, заискивают все члены семьи
В рассказе «Маска» описывается ситуация, когда люди согласно правилам появления на бал-маскараде надевают маски. Однако слово маска в рассказе приобретает и другое значение. В самый разгар веселья некто в костюме кучера и черной маске устаивает в читальне клуба дебош, возмутивший городскую интеллигенцию
Итак, мы пришли к выводам:
маска в ранних рассказах Чехова – это, в первую очередь, речевое поведение персонажа, а также его мимика, жесты, поступки;
маска выполняет защитную функцию: неуверенные в себе мелкие чиновники подобострастным поведением стремятся оградить себя от гнева крупных чиновников;
герой, пребывающий в маске холопа, не эволюционирует;
маска становится доминантой лица персонажа. Маска разоблачает героев, измельчавших душой. Поэтому тема «маленького человека» в ранних рассказах Чехова воспринимается как тема лицемерного обывателя, готового к добровольному рабству;
в рассказах о мелких чиновниках момент добровольного надевания маски раба или смены масок является самым комичным, однако, в целом пафос произведений драматический.
Маска в зрелом творчестве А.П. Чехова
В рассказе «Ионыч» главный герой постепенно теряет человеческие качества, закрываясь от мира маской равнодушия, которая все плотнее и плотнее прирастает к его лицу.
Оберегая себя от душевных тревог и боясь неприятных ситуаций, Старцев начинает избегать тесных отношений с людьми: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко»
Надев маску равнодушия, Старцев обрекает себя на одиночество и заполняет пустоту в жизни материальными предметами
В рассказе «Дама с собачкой», в отличие от «Ионыча», эволюция главного героя совершается от маски к лицу-лику.
В начале рассказа охладелость Гурова – это маска безличностного отношения к жизни, шаблонно-внешнего ее восприятия.
После расставания с Анной Сергеевной Гуров еще продолжает носить маску, но теперь он ощущает ее, тяготится ею.
Героиня постоянно выбирает такую точку зрения, в которой обыкновенное выглядит как необыкновенное
Итак, в ходе работы над подразделом мы пришли к выводам:
в зрелых рассказах Чехова маска является результатом постепенного изменения психики человека. Маска полностью преображает персонажа, определяя его поведенческий репертуар, мимику, жесты, образ мыслей.
маска выполняет защитную (ограждает от тревог и волнений) и компенсирующую функции (заполнение душевной пустоты материальными ценностями, мимолетными развлечениями, поиском талантов);
наличие поведенческой маски у героя Чехова ограничивает его развитие. Герой, пребывающий в маске, совершает бег на месте. Эволюция героя идет от лица к маске (Ионыч), от маски к лицу-лику (Гуров), от маски к лицу (Ольга Ивановна);
появление или исчезновение маски происходит не явно: о преображении персонажа может свидетельствовать его реплика; дистанцированный повтор, звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения; детали (мимическая, жестовая, звуковая).
Маска в художественном мире А.П. Чехова – своеобразная личина, в которой герой ранних рассказов:
защищается (неуверенные в себе мелкие чиновники подобострастным поведением стремятся оградить себя от гнева крупных чиновников);
герой рассказов зрелого периода:
закрывается от окружающего мира (Ионыч),
приспосабливается, компенсируя отсутствие истинных чувств (Гуров),
преображается, создает иллюзию значительности, скрывая свою внутреннюю пустоту (Ольга Ивановна).
3. В ранних рассказах на лицах персонажей появляется одна и та же маска добровольного холопа .
В зрелых рассказах Чехова у героев разнотипные личины: маска равнодушного , маска циника , маска ценительницы талантов .
4. В ранних рассказах появление маски происходит мгновенно, что создает комический эффект.
5. Персонаж, пребывающий в маске, совершает бег на месте.
Герои ранних рассказов не эволюционируют.
Эволюция героев поздних рассказов совершается по-разному: от живого лица к маске (Ионыч), от маски циника к просветленному лику-лицу (Гуров), от одухотворенной маски к «гадкому» лицу (Анна Сергеевна)