kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научный проект "художественном мире А.Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П. Чехова, и  требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций

§Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научный проект "художественном мире А.Чехова"»

На тему:

На тему:

Автор: Сакович Татьяна Руководитель: Нурпеисова Н.Я

Автор: Сакович Татьяна

Руководитель: Нурпеисова Н.Я

Актуальность
  • Актуальность
Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.  Научная новизна  предпринятого исследования состоит в попытке самостоятельного анализа структуры персонажей, функций маски в тексте.
  • Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.
  • Научная новизна предпринятого исследования состоит в попытке самостоятельного анализа структуры персонажей, функций маски в тексте.
Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П. Чехова, и требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций.
  • Актуальность научной работы доказывается тем, что в русской классической литературе категория маски выдвинута на передний план в художественном мире А.П. Чехова, и требуют специального изучения в контексте современных литературоведческих концепций.
Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова. Материалы и результаты научной работы могут быть использованы в школьной практике анализа литературного произведения, анализа индивидуального стиля автора; на основе научного исследования может быть разработан факультативный курс «Категория маски в художественном мире А.П. Чехова». Это определяет практическую значимость исследования.
  • Основная цель исследования в научной работе – анализ структуры персонажей в художественном мире А.П. Чехова.
  • Материалы и результаты научной работы могут быть использованы в школьной практике анализа литературного произведения, анализа индивидуального стиля автора; на основе научного исследования может быть разработан факультативный курс «Категория маски в художественном мире А.П. Чехова». Это определяет практическую значимость исследования.
Исследовательские задачи : изучить теоретический материал по проблемам художественной антропологии; изучить понятие «маска» с точки зрения психологии и литературоведения; исследовать ролевое поведение образов-персонажей в произведениях А.П. Чехова, проанализировать принципы создания автором маски героя; определить функции маски в художественных текстах А.П. Чехова; обозначить направление эволюции образа-персонажа.
  • Исследовательские задачи :
  • изучить теоретический материал по проблемам художественной антропологии;
  • изучить понятие «маска» с точки зрения психологии и литературоведения;
  • исследовать ролевое поведение образов-персонажей в произведениях А.П. Чехова, проанализировать принципы создания автором маски героя;
  • определить функции маски в художественных текстах А.П. Чехова; обозначить направление эволюции образа-персонажа.
В процессе работы над научным проектом мы будем придерживаться следующей точки зрения: Тема – это фундамент художественного творения, то, что положено в основу произведения

В процессе работы над научным проектом

мы будем придерживаться следующей

точки зрения:

Тема – это фундамент художественного творения, то, что положено в основу произведения

Методы исследования: классификационное описание; типологический анализ; целостный анализ. классификационное описание; типологический анализ; целостный анализ. Company Logo

Методы исследования:

  • классификационное описание; типологический анализ; целостный анализ.
  • классификационное описание;
  • типологический анализ;
  • целостный анализ.

Company Logo

В целом в структуре персонажа различаются два плана: внешний (именные номинации, портрет, формы поведения персонажа)  и внутренний (характер, мысли, чувства и переживания персонажа, его мироотношение).

В целом в структуре персонажа различаются два плана: внешний (именные номинации, портрет, формы поведения персонажа)

и внутренний (характер, мысли, чувства и переживания персонажа, его мироотношение).

Все имена, которые участвуют в назывании персонажа и способствуют осмыслению образа, составляют антропонимическое пространство персонажа Литературовед В.В. Савельева  выделяет такие типы портретных описаний, в которых преобладает:  2) интериоризация (когда художник углубляется во внутреннюю жизнь человеческого «я» персонажа). 1) экстериоризация (когда художник вписывает персонажа в окружающий мир – предметно-бытовой или природный);

Все имена, которые участвуют в назывании персонажа и способствуют осмыслению образа, составляют антропонимическое пространство персонажа

Литературовед В.В. Савельева выделяет такие типы портретных описаний, в которых преобладает:

2) интериоризация (когда художник углубляется во внутреннюю жизнь человеческого «я» персонажа).

1) экстериоризация (когда художник вписывает персонажа в окружающий мир – предметно-бытовой или природный);

Толстый и Тонкий

Толстый и Тонкий

Большую роль в портретных описаниях играет деталь.  2 3 1 . Одежда выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение .  Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенков голоса и смеха, жестов, элементов костюма.  В женских портретах часто присутствует указание на змеиное, кошачье, беличье, голубиное, лебединое, коровье, ланье обличье.

Большую роль в портретных описаниях играет деталь.

2

3

1

. Одежда выдает пол, возраст, профессию, общественное положение, вкус, отношение к моде и даже мировоззрение .

Художественные тексты поражают обилием разноречивых описаний глаз, волос, рук, талии, оттенков голоса и смеха, жестов, элементов костюма.

В женских портретах часто присутствует указание на змеиное, кошачье, беличье, голубиное, лебединое, коровье, ланье обличье.

Телесные характеристики составляют важнейшую часть портрета персонажа, в который входят описания конституции (телосложения), признаков пола и возраста, цветовая гамма (цвета волос, глаз, кожи), анатомические признаки (длина рук, ног, форма головы, рост), дефекты и уродства (хромой, одноглазый, горбатый), следы ран и болезней. Телесные уродства изменяют естественный вид человеческого тела, при этом человек осложняет свою жизнь опытом самоощущений своего собственного тела.
  • Телесные характеристики составляют важнейшую часть портрета персонажа, в который входят описания конституции (телосложения), признаков пола и возраста, цветовая гамма (цвета волос, глаз, кожи), анатомические признаки (длина рук, ног, форма головы, рост), дефекты и уродства (хромой, одноглазый, горбатый), следы ран и болезней. Телесные уродства изменяют естественный вид человеческого тела, при этом человек осложняет свою жизнь опытом самоощущений своего собственного тела.
В персонажной сфере наблюдается явление повторяемости, обусловленное жанрово-родовой, стилевой принадлежностью художественного произведения, в результате выделяются типы
  • В персонажной сфере наблюдается явление повторяемости, обусловленное жанрово-родовой, стилевой принадлежностью художественного произведения, в результате выделяются типы персонажей . Однако типология персонажей, в отличие от структуры образа-персонажа, в литературоведении мало разработана.
« сверхтипы »
  • « сверхтипы »

интернациональные

надэпохальные

Понятие «маска» в художественной антропологии  Лицо – это обычное, каждодневное, изменчивое, телесное «я» человека. Лик – это проявление во внутреннем и временами во внешнем облике человека присущего ему духовного начала, лика добра или лика зла.

Понятие «маска» в художественной антропологии

Лицо – это обычное, каждодневное, изменчивое, телесное «я» человека.

Лик – это проявление во внутреннем и временами во внешнем облике человека присущего ему духовного начала, лика добра или лика зла.

КАТЕГОРИЯ МАСКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ  А.П. ЧЕХОВА Маска в ранних рассказах А.П. Чехова

КАТЕГОРИЯ МАСКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А.П. ЧЕХОВА

Маска в ранних рассказах А.П. Чехова

В рассказе «Хамелеон» повествуется о полицейском надзирателе, с легкостью меняющем свои маски. Например, полагая, что Хрюкина укусила собака
  • В рассказе «Хамелеон» повествуется о полицейском надзирателе, с легкостью меняющем свои маски. Например, полагая, что Хрюкина укусила собака
В рассказе «Толстый и тонкий» происходит встреча двух приятелей.  При этом, как только тонкий узнает, что его старый товарищ занимает более высокое социальное положение, сразу надевает маску подобострастия.  Маска тонкого проявляется в выражении лица, положении тела, речевом поведении. Лицемерие героя в произведении комически преувеличивается: вместе с ним перед толстым , добившимся высокого социального положения, заискивают все члены семьи
  • В рассказе «Толстый и тонкий» происходит встреча двух приятелей.
  • При этом, как только тонкий узнает, что его старый товарищ занимает более высокое социальное положение, сразу надевает маску подобострастия.
  • Маска тонкого проявляется в выражении лица, положении тела, речевом поведении. Лицемерие героя в произведении комически преувеличивается: вместе с ним перед толстым , добившимся высокого социального положения, заискивают все члены семьи
В рассказе «Маска» описывается ситуация, когда люди согласно правилам появления на бал-маскараде надевают маски. Однако слово маска в рассказе приобретает и другое значение. В самый разгар веселья некто в костюме кучера и черной маске устаивает в читальне клуба дебош, возмутивший городскую интеллигенцию
  • В рассказе «Маска» описывается ситуация, когда люди согласно правилам появления на бал-маскараде надевают маски. Однако слово маска в рассказе приобретает и другое значение. В самый разгар веселья некто в костюме кучера и черной маске устаивает в читальне клуба дебош, возмутивший городскую интеллигенцию
Итак, мы пришли к выводам:

Итак, мы пришли к выводам:

  • маска в ранних рассказах Чехова – это, в первую очередь, речевое поведение персонажа, а также его мимика, жесты, поступки;
  • маска выполняет защитную функцию: неуверенные в себе мелкие чиновники подобострастным поведением стремятся оградить себя от гнева крупных чиновников;
  • герой, пребывающий в маске холопа, не эволюционирует;
  • маска становится доминантой лица персонажа. Маска разоблачает героев, измельчавших душой. Поэтому тема «маленького человека» в ранних рассказах Чехова воспринимается как тема лицемерного обывателя, готового к добровольному рабству;
  • в рассказах о мелких чиновниках момент добровольного надевания маски раба или смены масок является самым комичным, однако, в целом пафос произведений драматический.
Маска в зрелом творчестве А.П. Чехова

Маска в зрелом творчестве А.П. Чехова

В рассказе «Ионыч» главный герой постепенно теряет человеческие качества, закрываясь от мира маской равнодушия, которая все плотнее и плотнее прирастает к его лицу.
  • В рассказе «Ионыч» главный герой постепенно теряет человеческие качества, закрываясь от мира маской равнодушия, которая все плотнее и плотнее прирастает к его лицу.

Оберегая себя от душевных тревог и боясь неприятных ситуаций, Старцев начинает избегать тесных отношений с людьми: «Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но ни с кем не сходился близко»

Надев маску равнодушия, Старцев обрекает себя на одиночество и заполняет пустоту в жизни материальными предметами

В рассказе «Дама с собачкой», в отличие от «Ионыча», эволюция главного героя совершается от маски к лицу-лику. В начале рассказа охладелость Гурова – это маска безличностного отношения к жизни, шаблонно-внешнего ее восприятия.
  • В рассказе «Дама с собачкой», в отличие от «Ионыча», эволюция главного героя совершается от маски к лицу-лику.
  • В начале рассказа охладелость Гурова – это маска безличностного отношения к жизни, шаблонно-внешнего ее восприятия.

После расставания с Анной Сергеевной Гуров еще продолжает носить маску, но теперь он ощущает ее, тяготится ею.

Героиня постоянно выбирает такую точку зрения, в которой обыкновенное выглядит как необыкновенное

Героиня постоянно выбирает такую точку зрения, в которой обыкновенное выглядит как необыкновенное

Итак, в ходе работы над подразделом мы пришли к выводам: в зрелых рассказах Чехова маска является результатом постепенного изменения психики человека. Маска полностью преображает персонажа, определяя его поведенческий репертуар, мимику, жесты, образ мыслей. маска выполняет защитную (ограждает от тревог и волнений) и компенсирующую функции (заполнение душевной пустоты материальными ценностями, мимолетными развлечениями, поиском талантов); наличие поведенческой маски у героя Чехова ограничивает его развитие. Герой, пребывающий в маске, совершает бег на месте. Эволюция героя идет от лица к маске (Ионыч), от маски к лицу-лику (Гуров), от маски к лицу (Ольга Ивановна); появление или исчезновение маски происходит не явно: о преображении персонажа может свидетельствовать его реплика; дистанцированный повтор, звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения; детали (мимическая, жестовая, звуковая).
  • Итак, в ходе работы над подразделом мы пришли к выводам:
  • в зрелых рассказах Чехова маска является результатом постепенного изменения психики человека. Маска полностью преображает персонажа, определяя его поведенческий репертуар, мимику, жесты, образ мыслей.
  • маска выполняет защитную (ограждает от тревог и волнений) и компенсирующую функции (заполнение душевной пустоты материальными ценностями, мимолетными развлечениями, поиском талантов);
  • наличие поведенческой маски у героя Чехова ограничивает его развитие. Герой, пребывающий в маске, совершает бег на месте. Эволюция героя идет от лица к маске (Ионыч), от маски к лицу-лику (Гуров), от маски к лицу (Ольга Ивановна);
  • появление или исчезновение маски происходит не явно: о преображении персонажа может свидетельствовать его реплика; дистанцированный повтор, звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения; детали (мимическая, жестовая, звуковая).
  • Маска в художественном мире А.П. Чехова – своеобразная личина, в которой герой ранних рассказов:
  • защищается (неуверенные в себе мелкие чиновники подобострастным поведением стремятся оградить себя от гнева крупных чиновников);
  • герой рассказов зрелого периода:
  • закрывается от окружающего мира (Ионыч),
  • приспосабливается, компенсируя отсутствие истинных чувств (Гуров),
  • преображается, создает иллюзию значительности, скрывая свою внутреннюю пустоту (Ольга Ивановна).
  • 3. В ранних рассказах на лицах персонажей появляется одна и та же маска добровольного холопа .
  • В зрелых рассказах Чехова у героев разнотипные личины: маска равнодушного , маска циника , маска ценительницы талантов .
  • 4. В ранних рассказах появление маски происходит мгновенно, что создает комический эффект.
  • 5. Персонаж, пребывающий в маске, совершает бег на месте.
  • Герои ранних рассказов не эволюционируют.
  • Эволюция героев поздних рассказов совершается по-разному: от живого лица к маске (Ионыч), от маски циника к просветленному лику-лицу (Гуров), от одухотворенной маски к «гадкому» лицу (Анна Сергеевна)
Благодарю за внимание!!!

Благодарю за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научный проект "художественном мире А.Чехова"

Автор: Нурпеисова Наджия Ягьяевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства