Сказки – это один из основных жанров устного народного творчества. Во всякой сказке есть элемента действительности. Добро и зло, человечность и жестокость, трудолюбие и леность, смекалка и тупость, щедрость и скупость- все эти качества человека раскрываются в сказке.
Цель:
Рассмотреть особенности народных сказок, установить общие и различительные особенности
Задачи:
дать определение понятий народных сказок как жанр устного народного творчества;
проследить историю возникновения народных сказок ;
показать типичные образы животных в сказках и дать им характеристику
Практическая значимость: получение информации из различных источников и
расширить представления детей о народных сказках.
Методы:
1. Знакомство с литературой
2. Анализ сказок
3.Сравнительно-сопоставительный анализ сказок
4. Анкетирование среди уч-ся2-4 классов
5. Выводы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научный проект «Что за прелесть эти сказки!» »
Научный проект
«Что за прелесть эти сказки!».
Выполнила: ученица
Ленинской средней школы
Кривощёкова Юлия
Руководитель:
учитель начальных классов
Ленинской средней школы
Кривощёкова Т.А.
«Что за прелесть эти сказки!»
Что такое сказка?
Сказки – это один из основных жанров устного народного творчества. Во всякой сказке есть элемента действительности. Добро и зло, человечность и жестокость, трудолюбие и леность, смекалка и тупость, щедрость и скупость- все эти качества человека раскрываются в сказке.
Цель:Рассмотреть особенности народных сказок, установить общие и различительные особенностиЗадачи:дать определение понятий народных сказок как жанр устного народного творчества;проследить историю возникновения народных сказок ;показать типичные образы животных в сказках и дать им характеристику;
Практическая значимость:получение информации из различных источников и
расширить представления детей о народных сказках.
Методы:
1. Знакомство с литературой
2. Анализ сказок
3.Сравнительно-сопоставительный анализ сказок
4. Анкетирование среди уч-ся2-4 классов
5. Выводы
1.Знакомство с литературой
фотки
Работа с литературой в библиотеке
Работа с литературой
2.Анализ сказок
Бытовые сказки
Волшебные сказки
Отражается повседневная жизнь, высмеиваются жадность, глупость, жестокость
Действуют фантастические персонажи
Волшебные предметы: сапоги-скороходы,
ковёр-самолёт, скатерть самобранка
Добро побеждает зло
Волшебные сказки
Сказки о животных
Люди, животные
Животные, звери, птицы
Добро побеждает зло
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Люди
Высмеивается жадность, жестокость, глупость
Животным присваиваются человеческие качества
Победа добра, зло наказуемо
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Царевна-лягушка
Колобок
Жадный бай и Алдар- Косе
Репка
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПОСЛОВИЦЫ
ПОГОВОРКИ
ЗАГАДКИ
СКАЗКИ
ПЕСНИ
2. анализ казок
Сказочные композиционные элементы
зачин
повествование
концовка
Цель зачина:показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой атмосфере сказки, подчинить воле рассказчика.
Цель концовки:отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
сказки
волшебные
бытовые
О животных
Диагностика анкетирования среди учащихся 2-4классов
2. Назовите первую сказку, которую вам прочитали или рассказали ваши родители,/бабушка?-
Колобок- 55% Три медведя- 15%
Курочка ряба -50% Теремок - 10%
1.Любите ли вы сказки?
Да- 100% Нет
3. Какие сказки вы любите?-
Волшебные- 60%
Сказки о животных-3-% Социально-бытовые-10%
4. Что в сказках вам нравится?
Добро побеждает зло- 50%
Интересные -40%
Герои сказок–30%
6.Назовите любимых вами героев русских народных и казахских народных сказок?
Иван -Царевич-50%
Колобок-50%
Василиса Прекрасная -30%
Алдар Косе- 30%
5.Назовите любимые ваши сказки?
Елена Премудрая- 50%
Сивка-бурка-40%
Жадный бай и Алдар – Косе 20% Теремок-20%
Волшебные сказки
Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.
Бытовые сказки
Отражается повседневная жизнь народа- рассказывается о богатых и бедных. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, жестокость.
Сказки о животных
Герои этих сказок - домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.
Герои сказок
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК
БЕДНЫЕ
БОГАТЫЕ
Иван-Царевич
Кощей бессмертный
Елена Прекрасная
Баба Яга
Василиса Премудрая
Алдар-Косе
Колдунья
Бай
Коза с козлятами
Волк
Заяц
Лиса
Баран
Лев
Петух
Положительные герои сказок
Отрицательные герои сказок
Русская народная сказка ”Волк и семеро козлят”
Казахская народная сказка “ “Волк и баран”
Баран проявляет хитрость и находчивость
События происходят в открытой местности
Главный персонаж-Волк
Жанр сказки
Концовка : добро побеждает зло
Защитница-мать коза
События происходили в доме
Таблица 1
сравнительно-сопоставительный анализ сказок
Герои
Русская народная сказка
Волк
Коза, козлята
Место действия
Казахская народная сказка
в доме
Волк
баран
в открытой местности
Таблица 2
зачин
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Казахские народные сказки «Волк и баран»
кульминация
«Жила-была коза с козлятами….»
развязка
«Как-то раз отстал от отары тощий баран….»
Волк съел козлят
Волк хочет съесть барана
Коза спасает своих козлят
Баран обманывает волка, пообещав привести молодого ягнёнка. Волк остаётся без обеда.