Разработка урока по литературе
Произведение: Н.В. Гоголь «Ревизор»
Класс: 8
Предмет: Русская литература
Тип урока: Изучение нового материала
Продолжительность: 45 минут
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с содержанием и идеей комедии «Ревизор»
Раскрыть замысел автора и социальную направленность произведения
Проанализировать характеры героев и конфликты
Развивающие:
Развивать аналитическое мышление, навыки выразительного чтения и устной речи
Учить работать с текстом, выявлять подтекст, сатиру и иронию
Воспитательные:
Формировать у учащихся нравственные ценности, критическое отношение к общественным порокам
Воспитывать честность, справедливость и ответственность
Оборудование:
Учебник литературы
Отрывки из текста пьесы (для чтения по ролям)
Мультимедийная презентация / доска
Карточки с вопросами
Портрет Н.В. Гоголя
Словарь устаревших слов
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин):
II. Актуализация знаний (5 мин):
Беседа с учащимися:
Что вы знаете о творчестве Гоголя?
Какие произведения он написал?
Что вы ожидаете от комедии под названием «Ревизор»?
III. Объяснение нового материала (15 мин):
1. Кратко о Гоголе:
Гоголь — классик русской литературы, мастер сатиры
«Ревизор» написан в 1835 году, поставлен в 1836
2. Идея комедии:
Высмеять глупость, страх, взяточничество чиновников
Показать, как ложь становится нормой
3. Сюжет:
Городские чиновники ожидают ревизора
Ошибочно принимают Хлестакова за проверяющего
Он обманывает их и сбегает с деньгами
Настоящий ревизор приезжает в самом конце
4. Персонажи (анализ):
Герой | Черты характера |
Хлестаков | Лживый, трусливый, болтун |
Городничий | Жестокий, коррумпированный, лицемер |
Чиновники | Подхалимы, глупые и трусливые |
IV. Работа с текстом (10 мин):
Чтение отрывка по ролям: сцена, где чиновники дарят взятки Хлестакову
Обсуждение:
Почему они так боятся ревизора?
Какую ошибку допустили?
Какие эмоции вызывает поведение героев?
V. Закрепление материала (10 мин):
Вопросы классу:
Почему Гоголь назвал комедию «Ревизор»?
Как автор высмеивает пороки общества?
Кто главный герой: Хлестаков или Городничий? Почему?
Что делает пьесу актуальной и сегодня?
Групповая работа (по выбору):
Составить краткую характеристику героя
Найти и объяснить примеры иронии
VI. Домашнее задание (3 мин):
Выберите одно из заданий:
Написать мини-сочинение: «Кто виноват в обмане — Хлестаков или чиновники?»
Подготовить инсценировку сцены из пьесы
Нарисовать карикатуру на одного из героев
VII. Рефлексия (в конце урока, 2 мин):
Вопрос учащимся:
Что нового вы узнали?
Как вы оцениваете поведение чиновников?
Есть ли что-то похожее в современном обществе?
✅ Ожидаемые результаты:
Учащиеся понимают идею пьесы
Могут анализировать характеры героев
Осознают актуальность темы коррупции и лицемерия