Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь. Писатель-мистик.»
Николай Васильевич Гоголь
(1809 – 1852)
Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую — Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).
Дом доктора М.Я. Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 г. в местечке Большие Сорочинцы, ныне Полтавской области, в семье небогатых помещиков Василия Афанасьевича и Марьи Ивановны Гоголь-Яновских.
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
Родительский дом в Васильевке
Дмитрий Прокопович
Трощинский
Нежин. Гимназия высших наук
В мае 1821 Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).
Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений.
Нежинская гимназия
Государственный университет имени Гоголя
2004
Гимназия высших наук
1820-1832
1 период
1829 – 1835гг.-петербургский п-р:
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831- 1832)
«Миргород» и « Арабески»(1835г.)
«Вечера на хутореблиз Диканьки»1829
Повести из украинской народной жизни
«Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!..
А.С.Пушкин
«Тарас Бульба»1835сборник «Миргород»
А. Герасимов
А. Герасимов
А. Герасимов
А. Герасимов
А. Герасимов
Москва
Летом 1832 года Н.В. Гоголя с воодушевлением встречали в Москве. Спектакли по пьесам Гоголя с успехом шли в Малом театре. Очень нравился москвичам Михаил Семенович Щепкин в роли городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского из «Ревизора» и Кочкарева из «Женитьбы».Последние пять лет Николай Васильевич постоянно жил в Москве, в доме графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
«Арабески» Содержание сборника. Автограф
«Это было точно необыкновенное явление русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед.» Н.В. Гоголь
2 период
1835 – 1842гг.
«Ревизор»( 1835 г., декабрь- первая редакция, постановка – апрель 1836г.)
«Мертвые души»- первый том;(май 1842г.)
«Сочинения» в 4-х томах (1843г.)
«Ревизор»
Комедия в пяти действиях
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Уездный город Устюжна Новгородской губернии,
где произошёл случай, подобный сюжету «Ревизора»
Городничий : «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»
Ю.Манн, литературовед:
«Сила «Ревизора» в том, что это особый город. Все нормы общежития, обращения людей друг к другу выглядят как повсеместные. Перед нами весь мир русской жизни, «вся Русь»
Дом администрации города, в котором мог управлять делами Городничий
Почти центр города…
Улица со старыми домами,
по которой могли гулять герои «Ревизора»
Старинный особняк,
где мог жить Сквозник-Дмухановский
Действующие лица:
Выбор персонажей в «Ревизоре» обнаруживает стремление охватить максимально все стороны общественной жизни и управления.
Тут и судопроизводство ( Ляпкин-Тяпкин), и просвещение (Хлопов), и здравоохранение (Гибнер),
и почта (Шпекин), и своего рода социальное обеспечение( Земляника), и, конечно, полиция.
Такого широкого взгляда на официальную государственную жизнь русская комедия ещё не знала .
Ю.Манн «Комедия Гоголя «Ревизор»
Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский
городничий
Из письма Чмыхова : «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…»
Земляника при разговоре с Хлестаковым : «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!»
Один из купцов : «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай…ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…»
Ляпкин-Тяпкин : «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!»
Из письма Хлестакова : «городничий глуп, как сивый мерин»
О себе:
«Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства»
«а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог»
«да, признаюсь…очень хочу быть генералом»
«как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»
Анна Андреевна
жена городничего
Марья Антоновна
дочь городничего
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин
судья
Городничий - судье :
«У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…»
Ляпкин-Тяпкин: «Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело»
Ляпкин-Тяпкин - Землянике:
«Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»
Артемий Филиппович Земляника
попечитель богоугодных заведений
(руководитель больниц)
Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека
Городничий - Землянике :
«Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему»
Земляника - Хлестакову :
« Больные все, как мухи, выздоравливают»
Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку:
«Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»
Лука Лукич Хлопов
смотритель училищ
Смирение и запуганность –вот главные его качества
О себе : «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек»
«Заговори со мною одним чином выше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завяз..»
Иван Кузьмич Шпекин
почтмейстер
(начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров)
С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма:
«Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»
Пётр Иванович Бобчинский
Пётр Иванович Добчинский
городские помещики
Они похожи, но не тождественны:
Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками»
В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров
Бобчинский о Хлестакове :
«Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?»
Добчинский о своих ощущениях : «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх»
Степан Ильич Уховёртов
частный пристав (полицейский чиновник)
Свистунов, Пуговицын, Держиморда
полицейские
Городничий - Пуговицыну:
«Смотри! Не по чину берёшь!»
Уховёртов – Городничему:
«Квартального Пуговицына я послал подчищать тротуар, Держиморда поехал на пожарной трубе, а Прохоров пьян…»
Иван Александрович Хлестаков
чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга
Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как
у него что на уме, то и на языке
Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку.
Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость
Хлестаков о себе :« Ведь на то живёшь, чтоб срывать цветы удовольствия»
Бобчинский : «Молодой человек, лет двадцати трёх или четырёх с небольшим»
Добчинский : «Шантрет / шатен/, и глаза такие быстрые, как зверьки»
Гоголь:
«Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»
Осип
слуга Хлестакова
«…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни)
«…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге)
«добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( * коллежский регистратор-чиновник
самого низшего 14 класса)
« генерал, да только с другой стороны»
( о Хлестакове)
« что, там другой выход есть?»
( о доме Городничего)
3 период.
1842 – 1855гг.- последний период.
Работа над вторым томом«Мертвых душ».
1847г. – публикация книги«Выбранные места из переписки с друзьями».
1852г.- сожжение 2 тома«Мертвых душ» и личных бумаг.
"Огромно велико мое творение..."
..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение. В.Белинский
К истокам гоголевского замысла .
"Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".
Гоголь Н.В.
Кто же путешествует у Гоголя?
«Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он?.. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
ЧИЧИКОВ. Рис. Боклевского
Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.
Гоголь задает вопрос читателям.
(«А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»»)
- Как бы вы ответили на этот вопрос?
В-д: чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.
Манилов
Портрет Манилова
Портрет М. построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»
Ноздрев-«рыцарь кутежа»
……не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Портрет Ноздрева также построен наметонимиилица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией: «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».
Ноздрев— инициатор скандала вокруг «мертвых душ», он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора, после чего «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих». Ноздрев в разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков — шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все ассигнации переменил на настоящие, что он, Ноздрев, помогал Чичикову похитить губернаторскую дочку и пр.
Собакевич- «человек-кулак»
……не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
Богатырская мощь Собакевича (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье Собакевича («пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей.
Плюшкин- «прореха на человечестве»
……не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Прототип Плюшкина
Жизненным прототипом образа Плюшкина, вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о Плюшкине в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада Плюшкина ( воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина ... невообразимый хаос. Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу ..., не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».)
«Дубинноголовая» Коробочка
……не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу.
А.И.Герцен
Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом.
Источник образа
Фольклорный источник образа Коробочки — баба Яга (А.Синявский). Ситуация встречи Чичикова и Коробочки сюжетно повторяет эпизод из «Вия»: заблудившиеся бурсаки попадают в гости к сатанинской «бабусе». Отдельными чертами Коробочка также напоминает ведьм из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (М.Вайскопф).
Вывод
В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, закоснелого и омертвевшего в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь…».
В образах помещиков отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Рисуя помещиков, Гоголь использует сатиру и иронию, позволяющую изображать то, о чём в цензурных условиях говорить было невозможно.
СОБАКЕВИЧ
МАНИЛОВ
КОРОБОЧКА
« Один за другим следуют у меня герои один
пошлее другого»
Н.В.ГОГОЛЬ
ПЛЮШКИН
НОЗДРЕВ
«Мёртвые души» потрясли Россию, - писал А.И. Герцен. – Портреты его хороши, жизнь сохранена во всей полноте, не типы отвлечённые, а добрые люди, которых каждый из нас видел сто раз».
Выводы
Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды. Помещики мертвы не только морально, но и духовно.
Гоголь и крепостной мальчик Семенов жгут второй том "Мертвых душ". 12 февраля 1852 г. Литография Солоницына
«Самосожжение» Гоголя. Картина работы
И. Репина. (1909)
Мемориальная доска, установленная в Риме на доме, в котором проживал Гоголь.
Дом Талызиных на Никитском бульваре, где последние годы жил и работал Гоголь, именно в этом доме был сожжён второй том «Мёртвых душ». В этом же доме Николай Васильевич Гоголь скончался.