Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь "Мертвые души". Сюжет, композиция, главные герои поэмы.»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
История создания, особенности сюжета и композиции, система образов. Чичиков и помещики.
Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!
Н.В.Гоголь
История замысла поэмы
Работу над поэмой Гоголь начал еще осенью 1835 года. Сообщает Пушкину в письме: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон…Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». В этом письме Гоголь еще называет «Мертвые души» романом, специально подчеркивая, что в нем отсутствует стремление охватить изображением всю полноту русской жизни. Цель у Гоголя – показать лишь темные стороны жизни. Он прочел первые главы Пушкину, и после окончания услышал такую фразу «Боже, как грустна наша Россия!» Очевидно, Гоголя насторожила такая реакция Пушкина: ведь критикой своей он хотел произвести очищающее влияние на душу читателя. И за границей писатель приступает к доработке уже сделанных новых глав.
История замысла поэмы
Первоначально сюжет строился на плутнях пройдохи и авантюриста Чичикова: за небольшую сумму он скупает у помещиков «мертвые души», объявляет их переселенными на юг, и закладывает мнимое имение государству по 100 рублей за душу. Затем он объявляет их скопом умершими от эпидемии и прикарманивает полученные деньги. После доработок на первый план выходят характеры помещиков, воссоздаваемые неторопливо и с эпической полнотой, вбирающей в себя отрицательные явления всероссийской значимости.
Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии».
1265-1321 Флоренция.
Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом. Можно предположить, что Гомер жил приблизительно в 8 веке до н.э.Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы – поэм«Илиада» и «Одиссея».
История замысла поэмы
Писатель ориентировал произведение на «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.
«Мертвые души» умершие крепостные крестьяне, которых скупает Чичиков, «мертвые души» живые персонажи поэмы, «умершие» духовно, нравственно помещики и чиновники.
Построение поэмы. Система образов.
1 глава
«Вступление в поэму»
Приезд Чичикова в губернский город NN. Встреча с чиновниками. Подготовка почвы для авантюры.
Композиционные звенья поэмы
Первое - 2-6 главы
Второе - 7-10 главы
Третье - 11 глава
Первое звено композиции - 2-6 главы
Изображение жизни российских помещиков:
Манилова – 2 глава,
Коробочки – 3 глава,
Ноздрева – 4 глава,
Собакевича – 5 глава,
Плюшкина – 6 глава.
Второе звено композиции - 7-10 главы
Изображение губернского города.
Завершение характеристики владельцев усадеб.
Изображение мира чиновников.
«Повесть о капитане Копейкине»
Третье звено композиции - 11 глава
Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы - Чичикова
Чтобы подчеркнуть общность героев, Гоголь пять глав строит по одинаковому плану:
1.Внешний вид деревни и дома-усадьбы помещика;
2.Описание внутреннего убранства комнат;
3.Описание самого помещика;
4.Сцена купли-продажи.
5.Сцена покупки мертвых душ (кульминация), с наибольшей полнотой раскрываются в этих эпизодах характеры героев.
Помещик Манилов
«...Он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее... Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами...»
Помещица Настасья Петровна Коробочка
«Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки.. Баба, кажется, крепколобая,... дубинноголовая...»
Помещик Ноздрев
«Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...» Умел «начать гладью, а кончить гадью...»
Помещик Михаил Семенович Собакевич
Кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... Ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке...»
Помещик Плюшкин
Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак... Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...»
ВЫВОД: Все гоголевские помещики характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.
Чем опасен каждый из персонажей Гоголя, а теперь, не уходя от оксюморона, заключенного в названии – Мертвые души, – скажите, кто же УМЕР в каждом из них?
Манилов – миротворец, дипломат;
Ноздрев – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло;
Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи
Павел Иванович Чичиков
«Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод...»
Особенности сюжета и композиции
Поэма написана в форме путешествия, разрозненные фрагменты жизни России объединены в единое целое. Композиция построена по принципу «концентрических кругов» или «замкнутых пространств» : город, усадьбы помещиков, вся Россия. Сюжет «Мертвых душ» хроникальный, образ Чичикова играет связующую роль.
Идейно-композиционная роль Чичикова
Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени... картину недостатков, злоупотреблений, пороков». Читатель следует за Чичиковым, он для читателя как бы проводник в этом царстве «мертвых душ», своеобразном гоголевском «аду» : городе NN и его окрестностях.