Мифология как форма художественного познания действительности
Мифология как форма художественного познания действительности
Презентация к уроку "Мифология как форма художественного познания действительности" соответствует программе 6 класса и используется на вводном уроке по изучению мифологии. В ней отражены вопросы происхождения мифов (на "легком", доступном для учащихся, примере), даны основные понятия и термины, которые необходимы учащимся для усвоения материала и целостного представления о мифологии как науке и мифах как жанра литературы, основные виды мифов по содержанию, отличие мифа от сказки, обозначена связь мифологии с другими сферами жизни. Кроме того, для расширения кругозора учащихся поясняется значение некоторых устойчивых выражений, имеющих мифологические корни. Домашнее задание представлено в двух формах - традиционной и творческой. Презентация будет полезна как педагогам, так и учащимся, знакомящимся с этой темой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мифология как форма художественного познания действительности »
Содержание
Эпиграф
Происхождение мифов
Определения понятия «миф»
Основные принципы мифологического мышления
Основные виды мифов по содержанию
Отличия мифа от сказки
Мифология
Мифическое время
Связь мифологии с другими сферами жизни
Мифологема
Почему мы так говорим ?
Домашнее задание
Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны.
Д.С.Лихачёв
Почему гремит гром, сверкает молния или появляется радуга ?
Почему на смену дню приходит ночь ?
Из чего произошли животные и растения ?
Как возникла Земля ?
Как появились небо и звёзды ?
Как произошёл человек ?
У меня не достаточно знаний, чтобы дать ответы на твои вопросы.
Обратись к вождю…
Я точно не знаю, но попытаюсь объяснить …
Такиз фантазий и попыток объяснить непонятноевозниклимифы
Миф -
предания, созданные фантазией человека, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира и человека, явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Миф -
объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека, создание философских и политических концепций с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность объективных научных знаний.
Миф -
целостная система фантастических представлений о мире, богах и героях.
Синкретизм
Тотемизм
Антропоморфизм
Основные принципы мифологического мышления
Взаимосвязь человека и природы
Анимизм
Принцип дуализма, бинарной оппозиции, двоичного противопоставления в организации мира
Признание отражения в мифе мира, параллельного реальному
Анимизм -
одухотворение, одушевление живой и неживой природы, вера в наличие души у всех предметов.
Антропоморфизм -
очеловечивание, перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы, а также представление богов в человеческом образе.
Синкретизм -
слитность, нерасчленённость всех видов искусства в обрядах, в жизни древнего человека.
Тотемизм -
вера в покровителя рода, которым могут быть животные, растения, а также предметы, стихии.
Принцип дуализма, бинарной оппозиции, двоичного противопоставления в организации мира :
чёт – нечет, земля – небо, день – ночь, жизнь – смерть и т.п.
*Дуализм –двойственность, раздвоенность.*Бинарная оппозиция –противопоставление двух частей, компонентов и т.п.
Космогонические
Героические
Календарные
Основные виды мифов по содержанию
Антропологические
Этимологические
Космогонические мифы –мифы о творении Вселенной.
Антропологические мифы –мифы о создании человека.
Этимологические мифы –мифы о происхождении вещей и природных объектов.
Героические мифы –мифы о героях.
Календарные мифы –мифы о календарных праздниках и обрядах.
Отличия мифа от сказки
Сказка
Миф
Повествует об обычных людях
Повествует о происхождении мира и человека, деяниях богов и героев
Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства в образах; передаёт миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы
Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной)
Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение
Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда
Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания)
Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое
Сказка рассказывается сказителем слушателям
Общедоступна
Мифология -
совокупность мифов определённого народа, складывающаяся в относительно цельную картину мира и человека.
Мифическое время -
время первопредков, первотворений, первопредметов, событий давно прошедшего времени и действий мифологических богов и героев.
Философия
Религия
Мифология
Язык
Наука
Литература
Искусство
Мифологема -
сознательное заимствование автором у мифа мотива, темы или её части для воспроизведения в литературном произведении.
Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная его, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении «слабая сторона, уязвимое место чего-либо».
Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять 7 юношей и 7 девушек на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, из которого не было выхода. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала Тесею острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, он привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных. Выражение означает «путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения».
В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца, входов и выходов – изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым – вперед, в будущее, старым – назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение «двуликий Янус» означает «двуличный человек».
Манияв греческой мифологии – воплощение неистовства и безумия. Мания вселяет в человека чрезмерную уверенность в себе, презрение к богам и человеческим традициям или даже яростное желание, страсть к чему-либо. Она способна ослепить человека, довести его до душевной болезни.Мания величия– убежденность в своем превосходстве над другими людьми.
Слово«паника»происходит от имени греческого бога Пана, бога лесов и полей. Его изображали обросшим шерстью, с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. В поверьях говорится, что Пан любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к его лесному убежищу, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. Выражение означает «безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение».
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в которой рассказывается о том, как некий человек разделил свое имущество между двумя сыновьями. Младший, забрав имущество, пошел в дальнюю сторону и растратил его. Испытав нужду и лишения, он вернулся к своему отцу, раскаялся в своих поступках и сказал, что не достоин называться его сыном. Отец же велел одеть его в лучшие одежды и устроил в честь него пир. Употребляется в значении «возвращение беспутного, нравственно не стойкого человека», но чаще в значении «возвращение раскаявшегося в своих заблуждениях», иногда с долей иронии или сарказма в значении «возвращение давно отсутствовавшего человека».
Выражение возникло из евангельской легенды о том, один из апостолов – учеников Христа, распространителей его учения – Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю». Явившийся воскресший Христос дал ему возможность исполнить свои желания для избежания возникших сомнений. Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему- нибудь.
Сизиф, царь Коринфа, славился хитростью и изворотливостью. Ему удалось заковать в цепи самого бога смерти Танатоса. Хитростью он добился того, чтобы его отпустили из царства мертвых обратно на землю. За свои великие мошенничества и оскорбление богов Сизиф был наказан Зевсом к вечной муке в преисподней: чтобы заслужить прощение, он должен был вкатить на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, всякий раз срывался вниз. Выражение употребляется в значении «тяжелая, бесконечная, бесплодная, лишенная смысла работа».
Творческое
(для желающих) :
Придумать историю (можно в форме сказки или предания о происхождении мифов)