kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мифология как форма художественного познания действительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Мифология как форма художественного познания действительности" соответствует программе 6 класса и используется на вводном уроке по изучению мифологии. В ней отражены вопросы происхождения мифов (на "легком", доступном для учащихся, примере), даны основные понятия и термины, которые необходимы учащимся для усвоения материала и целостного представления о мифологии как науке и мифах как жанра литературы, основные виды мифов по содержанию, отличие мифа от сказки, обозначена связь мифологии с другими сферами жизни. Кроме того, для расширения кругозора учащихся поясняется значение некоторых устойчивых выражений, имеющих мифологические корни. Домашнее задание представлено в двух формах - традиционной и творческой. Презентация будет полезна как педагогам, так и учащимся, знакомящимся с этой темой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мифология как форма художественного познания действительности »

Содержание

Содержание

  • Эпиграф
  • Происхождение мифов
  • Определения понятия «миф»
  • Основные принципы мифологического мышления
  • Основные виды мифов по содержанию
  • Отличия мифа от сказки
  • Мифология
  • Мифическое время
  • Связь мифологии с другими сферами жизни
  • Мифологема
  • Почему мы так говорим ?
  • Домашнее задание
Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Д.С.Лихачёв

Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны.

Д.С.Лихачёв

Почему гремит гром, сверкает молния или появляется радуга ? Почему на смену дню приходит ночь ? Из чего произошли животные и растения ? Как возникла Земля ? Как появились небо и звёзды ? Как произошёл человек ?

Почему гремит гром, сверкает молния или появляется радуга ?

Почему на смену дню приходит ночь ?

Из чего произошли животные и растения ?

Как возникла Земля ?

Как появились небо и звёзды ?

Как произошёл человек ?

У меня не достаточно знаний, чтобы дать ответы на твои вопросы.  Обратись к вождю…

У меня не достаточно знаний, чтобы дать ответы на твои вопросы.

Обратись к вождю…

Я точно не знаю, но попытаюсь объяснить …

Я точно не знаю, но попытаюсь объяснить …

Так из фантазий и попыток объяснить непонятное возникли мифы

Так из фантазий и попыток объяснить непонятное возникли мифы

Миф -  предания, созданные фантазией человека, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира и человека, явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Миф -

предания, созданные фантазией человека, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира и человека, явлениях природы, о богах и легендарных героях.

Миф -  объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека, создание философских и политических концепций с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность объективных научных знаний.

Миф -

объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека, создание философских и политических концепций с помощью художественной фантазии, восполняющей недостаточность объективных научных знаний.

Миф -  целостная система фантастических представлений о мире, богах и героях.

Миф -

целостная система фантастических представлений о мире, богах и героях.

Синкретизм Тотемизм Антропоморфизм Основные принципы мифологического мышления Взаимосвязь человека и природы Анимизм Принцип дуализма, бинарной оппозиции, двоичного противопоставления в организации мира Признание отражения в мифе мира, параллельного реальному

Синкретизм

Тотемизм

Антропоморфизм

Основные принципы мифологического мышления

Взаимосвязь человека и природы

Анимизм

Принцип дуализма, бинарной оппозиции, двоичного противопоставления в организации мира

Признание отражения в мифе мира, параллельного реальному

Анимизм - одухотворение, одушевление живой и неживой природы, вера в наличие души у всех предметов.

Анимизм -

одухотворение, одушевление живой и неживой природы, вера в наличие души у всех предметов.

Антропоморфизм - очеловечивание, перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы, а также представление богов в человеческом образе.

Антропоморфизм -

очеловечивание, перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы, а также представление богов в человеческом образе.

Синкретизм - слитность, нерасчленённость всех видов искусства в обрядах, в жизни древнего человека.

Синкретизм -

слитность, нерасчленённость всех видов искусства в обрядах, в жизни древнего человека.

Тотемизм -  вера в покровителя рода, которым могут быть животные, растения, а также предметы, стихии.

Тотемизм -

вера в покровителя рода, которым могут быть животные, растения, а также предметы, стихии.

Принцип дуализма, бинарной оппозиции, двоичного противопоставления в организации мира :  чёт – нечет, земля – небо, день – ночь, жизнь – смерть и т.п. * Дуализм –  двойственность, раздвоенность. * Бинарная оппозиция –  противопоставление двух частей, компонентов и т.п.

Принцип дуализма, бинарной оппозиции, двоичного противопоставления в организации мира :

чёт – нечет, земля – небо, день – ночь, жизнь – смерть и т.п.

* Дуализм – двойственность, раздвоенность. * Бинарная оппозиция – противопоставление двух частей, компонентов и т.п.

Космогонические  Героические Календарные Основные виды мифов по содержанию Антропологические Этимологические

Космогонические

Героические

Календарные

Основные виды мифов по содержанию

Антропологические

Этимологические

Космогонические мифы – мифы о творении Вселенной. Антропологические мифы – мифы о создании человека.  Этимологические мифы – мифы о происхождении вещей и природных объектов. Героические мифы – мифы о героях.
  • Космогонические мифы – мифы о творении Вселенной.
  • Антропологические мифы – мифы о создании человека.
  • Этимологические мифы – мифы о происхождении вещей и природных объектов.
  • Героические мифы – мифы о героях.

Календарные мифы – мифы о календарных праздниках и обрядах.

Отличия мифа от сказки Сказка Миф Повествует об обычных людях Повествует о происхождении мира и человека, деяниях богов и героев Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства в образах; передаёт миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы   Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной) Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания )      Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое  Сказка рассказывается сказителем слушателям

Отличия мифа от сказки

Сказка

Миф

  • Повествует об обычных людях
  • Повествует о происхождении мира и человека, деяниях богов и героев
  • Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства в образах; передаёт миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы

  • Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной)
  • Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение
  • Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда
  • Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания )

  • Сказитель и слушатели не верят в рассказываемое

  • Сказка рассказывается сказителем слушателям

  • Общедоступна
Мифология - совокупность мифов определённого народа, складывающаяся в относительно цельную картину мира и человека.

Мифология -

совокупность мифов определённого народа, складывающаяся в относительно цельную картину мира и человека.

Мифическое время - время первопредков, первотворений, первопредметов, событий давно прошедшего времени и действий мифологических богов и героев.

Мифическое время -

время первопредков, первотворений, первопредметов, событий давно прошедшего времени и действий мифологических богов и героев.

Философия  Религия  Мифология Язык Наука Литература Искусство

Философия

Религия

Мифология

Язык

Наука

Литература

Искусство

Мифологема - сознательное заимствование автором у мифа мотива, темы или её части для воспроизведения в литературном произведении.

Мифологема -

сознательное заимствование автором у мифа мотива, темы или её части для воспроизведения в литературном произведении.

Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная его, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении «слабая сторона, уязвимое место чего-либо».

Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная его, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении «слабая сторона, уязвимое место чего-либо».

Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять 7 юношей и 7 девушек на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, из которого не было выхода. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала Тесею острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, он привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных. Выражение означает «путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения».

Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять 7 юношей и 7 девушек на съедение Минотавру, обитавшему в лабиринте, из которого не было выхода. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала Тесею острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, он привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных. Выражение означает «путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения».

В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца, входов и выходов – изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым – вперед, в будущее, старым – назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение «двуликий Янус» означает «двуличный человек».

В римской мифологии Янус – бог времени, а также всякого начала и конца, входов и выходов – изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым – вперед, в будущее, старым – назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение «двуликий Янус» означает «двуличный человек».

Мания в греческой мифологии – воплощение неистовства и безумия. Мания вселяет в человека чрезмерную уверенность в себе, презрение к богам и человеческим традициям или даже яростное желание, страсть к чему-либо. Она способна ослепить человека, довести его до душевной болезни. Мания величия – убежденность в своем превосходстве над другими людьми.

Мания в греческой мифологии – воплощение неистовства и безумия. Мания вселяет в человека чрезмерную уверенность в себе, презрение к богам и человеческим традициям или даже яростное желание, страсть к чему-либо. Она способна ослепить человека, довести его до душевной болезни. Мания величия – убежденность в своем превосходстве над другими людьми.

Слово «паника» происходит от имени греческого бога Пана, бога лесов и полей. Его изображали обросшим шерстью, с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. В поверьях говорится, что Пан любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к его лесному убежищу, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. Выражение означает «безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение».

Слово «паника» происходит от имени греческого бога Пана, бога лесов и полей. Его изображали обросшим шерстью, с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. В поверьях говорится, что Пан любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к его лесному убежищу, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. Выражение означает «безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение».

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в которой рассказывается о том, как некий человек разделил свое имущество между двумя сыновьями. Младший, забрав имущество, пошел в дальнюю сторону и растратил его. Испытав нужду и лишения, он вернулся к своему отцу, раскаялся в своих поступках и сказал, что не достоин называться его сыном. Отец же велел одеть его в лучшие одежды и устроил в честь него пир. Употребляется в значении «возвращение беспутного, нравственно не стойкого человека», но чаще в значении «возвращение раскаявшегося в своих заблуждениях», иногда с долей иронии или сарказма в значении «возвращение давно отсутствовавшего человека».

Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в которой рассказывается о том, как некий человек разделил свое имущество между двумя сыновьями. Младший, забрав имущество, пошел в дальнюю сторону и растратил его. Испытав нужду и лишения, он вернулся к своему отцу, раскаялся в своих поступках и сказал, что не достоин называться его сыном. Отец же велел одеть его в лучшие одежды и устроил в честь него пир. Употребляется в значении «возвращение беспутного, нравственно не стойкого человека», но чаще в значении «возвращение раскаявшегося в своих заблуждениях», иногда с долей иронии или сарказма в значении «возвращение давно отсутствовавшего человека».

Выражение возникло из евангельской легенды о том, один из апостолов – учеников Христа, распространителей его учения – Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю». Явившийся воскресший Христос дал ему возможность исполнить свои желания для избежания возникших сомнений. Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему- нибудь.

Выражение возникло из евангельской легенды о том, один из апостолов – учеников Христа, распространителей его учения – Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа, заявил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю». Явившийся воскресший Христос дал ему возможность исполнить свои желания для избежания возникших сомнений. Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему- нибудь.

Сизиф, царь Коринфа, славился хитростью и изворотливостью. Ему удалось заковать в цепи самого бога смерти Танатоса. Хитростью он добился того, чтобы его отпустили из царства мертвых обратно на землю. За свои великие мошенничества и оскорбление богов Сизиф был наказан Зевсом к вечной муке в преисподней: чтобы заслужить прощение, он должен был вкатить на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, всякий раз срывался вниз. Выражение употребляется в значении «тяжелая, бесконечная, бесплодная, лишенная смысла работа».

Сизиф, царь Коринфа, славился хитростью и изворотливостью. Ему удалось заковать в цепи самого бога смерти Танатоса. Хитростью он добился того, чтобы его отпустили из царства мертвых обратно на землю. За свои великие мошенничества и оскорбление богов Сизиф был наказан Зевсом к вечной муке в преисподней: чтобы заслужить прощение, он должен был вкатить на гору тяжелый камень, который, едва достигнув вершины, всякий раз срывался вниз. Выражение употребляется в значении «тяжелая, бесконечная, бесплодная, лишенная смысла работа».

Творческое (для желающих) :    Придумать историю (можно в форме сказки или предания о происхождении мифов)

Творческое

(для желающих) :

Придумать историю (можно в форме сказки или предания о происхождении мифов)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Мифология как форма художественного познания действительности

Автор: Михайленко Владимир Георгиевич

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства