kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические вопросы подготовки выпускников средней школы к написанию сочинения по литературе.Тема детства в литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе для  учащихся 10 класса помогает подобрать материал к сочинению по направлению "Детство".

Дается определение слову "детство".

Перечислены проблемы, которые поднимает тема детства (семьи).

Названы произведения русской классической, современной и зарубежной литературы.

Предложены цитаты, которые учащиеся могут использовть в собственном сочинении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические вопросы подготовки выпускников средней школы к написанию сочинения по литературе.Тема детства в литературе.»

       Методические вопросы подготовки выпускников  средней школы к написанию сочинения по литературе      Тема детства в литературе        Выполнила:  Шеина Е.В.,  МБОУ СОШ №64       Нижний Тагил  2016

 

 

 

Методические вопросы подготовки выпускников

средней школы к написанию сочинения по литературе

 

 

Тема детства в литературе

 

 

 

Выполнила:

Шеина Е.В.,

МБОУ СОШ №64

 

 

Нижний Тагил

2016

Детство – важнейший период  человеческой жизни, не  подготовка к будущей жизни,  а настоящая, яркая, самобытная  неповторимая жизнь.  В. А. Сухомлинский

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь. В. А. Сухомлинский

ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Детство - период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве , особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте , закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Это обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры.   Толковый словарь Ожегова

ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста. Детство - период интенсивного биологического, социального и психологического развития. В детстве , особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте , закладываются предпосылки готовности к участию в общественно-трудовой жизни взрослых. Это обеспечивается обучением и воспитанием, усвоением ребенком опыта человечества, достижений его материальной и духовной культуры. Толковый словарь Ожегова

Русская литература всегда размышляла над тем, как уберечь человеческую душу от полного грехопадения и от окончательной гибели. И трудно найти такого писателя, который, мучаясь этим вопросом, не обращался бы памятью к детству.  Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы многих русских книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни.  Наши писатели, склонные к постижению сокровенного внутреннего мира героев произведений, чутко уловили, что русский человек в глубине души до конца своих остается ребенком, простодушно и безоглядно любящим, безрассудно грешащим и искренне раскаивающимся. И потому детские воспоминания, казалось бы, совершенно сгладившиеся, затерявшиеся где-то в потемках памяти, в какое-то мгновение способны перевернуть и его душу, и его жизнь.

Русская литература всегда размышляла над тем, как уберечь человеческую душу от полного грехопадения и от окончательной гибели. И трудно найти такого писателя, который, мучаясь этим вопросом, не обращался бы памятью к детству. Именно поэтому, перелистывая знакомые страницы многих русских книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни. Наши писатели, склонные к постижению сокровенного внутреннего мира героев произведений, чутко уловили, что русский человек в глубине души до конца своих остается ребенком, простодушно и безоглядно любящим, безрассудно грешащим и искренне раскаивающимся. И потому детские воспоминания, казалось бы, совершенно сгладившиеся, затерявшиеся где-то в потемках памяти, в какое-то мгновение способны перевернуть и его душу, и его жизнь.

Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые. Оно безошибочно угадывает в любом человеке его душу и тянется к той, в которой не угас святой огонек, видимый лишь чуткому внутреннему оку. Ребенок, по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви. И как важно, чтобы из детства ребенок вступал в юность с чистой и ясной душой, верующей и любящей, и чтобы память сердца не омрачалась тягостными воспоминаниями и хранила те, которые благодатно отзовутся на всей его последующей судьбе. Те, о которых так хорошо сказал Ф.М.Достоевский, вложив их в уста своего героя, Алексея Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание наше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Тема детства (семьи)   Проблемы  памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего  дома  в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира;   роли  детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.  «Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.

Тема детства (семьи)

Проблемы 

  • памяти о своих истоках, о своём детстве;
  • роли семьи в развитии ребёнка;
  • роли отчего  дома  в судьбе человека;
  • восприятия ребёнком окружающего мира;
  •   роли  детства в становлении личности человека;
  • связи поколений;
  • взаимоотношений с близкими людьми;
  • роли детских воспоминаний в жизни человека;
  • роли общения в развитии личности ребёнка;
  • роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка;
  • влияния детства на формирование жизненной позиции человека;
  • влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.

«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.

Произведения великих русских писателей о д етстве – самом важном периоде в жизни человека. В нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

Произведения великих русских писателей о д етстве – самом важном периоде в жизни человека. В нем происходит формирование главных качеств личности ребенка.

  • С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
  • А.Н. Толстой «Детство Никиты»
  • Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  • Н.Лесков "Привидение в Инженерном Замке" «Кадетский монастырь»
  • А. Куприн «Белый пудель»
  • Л. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»
  • К. Чуковский «Серебряный герб»
  • М. Горький «Детство. В людях»
  • В. Г. Короленко «История моего современника»
  • Погорельский «Черная курица или подземные жители»
  • Ф.М.Достоевский «Мальчики»
    «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас многому и... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты». Перед собранием проводится анкетирование: Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями. Родителям представляются результаты по всему классу в виде таблицы с процентными показателями.

    «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас многому и... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».

    Перед собранием проводится анкетирование:

    Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями. Родителям представляются результаты по всему классу в виде таблицы с процентными показателями.

    Детство без детства (по рассказам Л. Андреева «Ангелочек»,«Петька на даче», «Гостинец», «Алеша-дурачок»)

    С самого раннего детства Андрееву приходилось наблюдать грубость, несправедливость, социальное неравенство, царящее в обществе. О вынесенных им из детской и юношеской жизни впечатлениях он писал: «С радостью бы, кажется, уничтожил эту гнусную жизнь, что дает такие жалкие радости и такие могущественные скорби… видишь одни пошлые лица, видишь одни бессмысленные глаза, слышишь одни убийственно скучные разговоры». Первые рассказы Андреева – это реалистично-бытовые рассказы о безысходной жизни рядовых людей. Сюжеты писатель почти не выдумывал, он брал их из собственных жизненных впечатлений, выделяя главное из происходящего вокруг. А безусловными жертвами неразумного социального устройства предстают в изображении писателя дети, о которых он пишет в своих рассказах: «Ангелочек», «Гостинец», «Петька на даче», «Алеша-дурачок». Все эти рассказы можно объединить следующими выражениями: 1) обесчеловечивающая бедность; 2) тоска по другой жизни; 3) сострадание присуще человеку.

    Андреев верил в человека. В своей статье «SOS» он написал:  « Я верю в человека, верю в закон человеческой любви и жизни: нельзя, чтобы человек без борьбы и помощи отдал другого человека горю и смерти. Не может быть, чтобы никто не пришел на помощь зовущему. Кто-то должен прийти. Я не знаю его имени, но ясно прозреваю его человеческие черты, его душу, сродную с моей. Я ощущаю эту волю к помощи, которая делает зоркими глаза, озаряет светом и решимостью его быстрый и твердый человеческий ум. Я его вижу, я его знаю, я его жду - это человек.»  Вывод: В своих произведениях Андреев будит тревогу за людские души. Он обращается и к нам, осуждая бессердечность и черствость. Призывает любить и сострадать.  Наше время жестоко и к детям.  Сегодня, по оценкам специалистов, более миллиона  детей - беспризорники. Но и те, у кого есть дом,  семья, школа, не так часто испытывают состояние  «счастливого детства». И сейчас часто дети мстят  жизни, ставят перед собой вопрос:  «Для чего жить?»

    Андреев верил в человека. В своей статье «SOS» он написал: « Я верю в человека, верю в закон человеческой любви и жизни: нельзя, чтобы человек без борьбы и помощи отдал другого человека горю и смерти. Не может быть, чтобы никто не пришел на помощь зовущему. Кто-то должен прийти. Я не знаю его имени, но ясно прозреваю его человеческие черты, его душу, сродную с моей. Я ощущаю эту волю к помощи, которая делает зоркими глаза, озаряет светом и решимостью его быстрый и твердый человеческий ум. Я его вижу, я его знаю, я его жду - это человек.» Вывод: В своих произведениях Андреев будит тревогу за людские души. Он обращается и к нам, осуждая бессердечность и черствость. Призывает любить и сострадать. Наше время жестоко и к детям.

    Сегодня, по оценкам специалистов, более миллиона

    детей - беспризорники. Но и те, у кого есть дом,

    семья, школа, не так часто испытывают состояние

    «счастливого детства». И сейчас часто дети мстят

    жизни, ставят перед собой вопрос:

    «Для чего жить?»

    Тема сиротства в современной литературе

    Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. В современном мире, несмотря на высокий уровень жизни, она тоже не разрешена. Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, не может оказаться в стороне от этой темы.

    Ярким примером беспризорничества является статья А. Гировского «Другое измерение – мир подвалов и чердаков», в которой он обвиняет родителей в безответственном отношении к детям. Сегодня у основной массы беспризорников есть родители, зачастую пьяницы, наркоманы, уголовники или безработные. Дети убегают от побоев, издевательств и голода.

    Исследования показывают, что с течением времени меняются нравственные ценности, которые всегда считались вечными. Милосердие, сострадание, самоотверженность, бескорыстие – вот основные доминанты русского национального характера. И сегодня они «выветриваются», размываются, заслоняются эгоистическими устремлениями, самодостаточностью, нежеланием услышать чужую боль.

    Отечественная проза, в лучших своих произведениях, вновь исполняет свой долг перед обществом – предупреждает о грядущих необратимых последствиях, если человек не опомнится, не вспомнит о своем высоком назначении, о своей бессмертной душе, украшением и оправданием которой были и будут добродетели: милосердие, сострадание, самоотверженность.

    Рекомендуемые произведения

    Рекомендуемые произведения

    • Лиханов А. А. Благие намерения.
    • Лиханов А. А. Никто.
    • Кудряшова Т. Полоса отчуждения (Обратно он не вернётся)
    Дети и война в классической русской литературе.    Была земля и жёсткой, и метельной. Была беда на всех людей - одна. У нас и детства не было отдельно, А были вместе: детство и война.  Л. П. Шевченко

    Дети и война в классической русской литературе.

    Была земля и жёсткой, и

    метельной.

    Была беда на всех людей - одна.

    У нас и детства не было

    отдельно,

    А были вместе: детство и война.

    Л. П. Шевченко

    Война и дети.... Нет, наверное, ничего более противоестественного, чем соединение этих изначально враждебных друг другу понятий . Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом, колоссальным потрясением, травмировав их неокрепшие души. Начинающие только жить, они вынуждены были слишком рано взрослеть, принимать на свои неокрепшие плечи все тяготы военного времени.

    Поколение военных мальчишек оказалось тем поколением подростков, которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от них далеко не детской зрелости и мужества. Именно это поколение мальчишек и девчонок наравне со взрослыми гибло под снарядами и бомбами, умирало от голода и холода, отдавало все свои силы для Победы. Оно отстояло и победило в этой жестокой войне!

    Память о своем суровом военном детстве пронесли они через всю жизнь, оставив подрастающему поколению документальные рассказы и воспоминания.

    В современной детской литературе появились и

    проникновенные художественные произведения,

    с пронзительной достоверностью рассказывающие

    о непростых судьбах детей военного времени.

    Горькую чашу пришлось испить детям в годы

    Великой Отечественной войны. Война лишила их детства,

    искалечила судьбы, многих из них осиротила.

    • Шестилетний Ванюша из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», потерявший на войне всех своих родных, вновь находит свое счастье, обретает доброго и мужественного отца, который становится ему надеждой и опорой.
    • Герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» деревенский парнишка, живя самостоятельно в чужом доме, испытывая голод и нужду, встречает надежного старшего друга, который помогает ему в трудные минуты жизни. Получив урок человеческой доброты, участия и понимания он верит, что совсем скоро «наступит для всех счастливое время».
    • Повесть Николая Воронова «Голубиная охота» знакомит нас ватагой уральских мальчишек, заядлых голубятников. Эти неугомонные мальчишки решили отдать на фронт свою самую дорогую ценность - голубей.
    • Далеко-далеко от фронта, в сибирской деревне происходят события повести Виктора Астафьева «Где-то гремит война». Здесь не гремят выстрелы, не гибнут солдаты, но жестокое эхо войны отзывается в далекой Сибири. Для семнадцатилетнего парнишки - Витьки Потылицына война проявилась по-своему: в обучении профессии, необходимой фронту; в пайке хлеба весом 250 грамм; в похоронке, пришедшей его родной тетке Августе. Получив из дома тревожное письмо, он возвращается в родное село, где воочию видит страшное горе, что принесла народу война. Но сила человеческой доброты, участия, отзывчивости помогает людям выжить в эти тяжелые дни. И Витька Потылицын открывает для себя очень простую истину: с людьми, с родными и близкими, и горе - с полгоря, и радость вдвое.
    • Российский писатель Вильям Козлов принадлежит к поколению «мальчишек сорок первого года», детство которых закончилось 22 июля 1941 года.

    Потрясения и переживания, перенесенные в годы войны, легли в основу многих произведений писателя.Нелегкой судьбе одиннадцатилетнего парнишки, попавшего в страшные обстоятельства войны, посвятил свою повесть «Юрка Гусь» Вильям Козлов. Юрка Гусь долгое время скитался по дорогам войны, беспризорничал, спасался от смерти, мотался между военными эшелонами, попадал во всякие передряги. Этот худой и оборванный мальчишка стремился быть ближе к войне, к неизведанным опасностям. Судьба закидывает его в небольшой прифронтовой поселок, через который шли бесконечно на фронт военные эшелоны. И здесь, встречая на своем пути добрых и отзывчивых людей, Юрка проходит суровую школу взросления, учится понимать и сочувствовать другим людям. Оттаивает ожесточенная душа подростка, «солнечно и радостно становится вокруг».

    • Петька из рассказа Виктора Конецкого «Петька, Джек и мальчишки» во многом повторил судьбу самого писателя. Этот ленинградский парнишка был эвакуирован из страшного холодного города в маленький среднеазиатский городок. Даже здесь, в глубоком тылу, война не отпускала мальчика, постоянно возвращалась к нему воспоминаниями об искрошенном минами льде Ладожского озера, о скрежете проносящихся над самой головой самолетах, о воздушных тревогах, о беспрерывном голоде и холоде. Ему, одиннадцатилетнему мальчишке, не хотелось жить. «По утрам угрюмо, с тоской и даже страхом думал о том, что за сегодняшним днем придет второй, третий...»
    «Люди не выбирают родителей, люди не выбирают и детства. Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны», - так написал о своем поколении Альберт Лиханов, в судьбе которого война оставила глубокий след. Тема военного детства волнующе звучит в произведениях писателя, вошедших в книгу «Русские мальчики».    Произведения других писателей

    «Люди не выбирают родителей, люди не выбирают и детства. Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны», - так написал о своем поколении Альберт Лиханов, в судьбе которого война оставила глубокий след. Тема военного детства волнующе звучит в произведениях писателя, вошедших в книгу «Русские мальчики».

    Произведения других писателей

    • Астафьев Виктор. Где-то гремит война.
    • Кассиль Л.А. Дорогие мои мальчишки.
    • Катаев В. Сын полка.
    • Козлов Вильям. Юрка Гусь.
    • Конецкий Виктор. Петька, Джек и мальчишки.
    • Крапивин Владислав. Тень Каравеллы.
    • Лиханов Альберт. Русские мальчики.
    • Миксон Илья. Жила, была: историческое повествование.
    • Погодин, Радий. Где леший живет?
    • Поликарпова, Татьяна. Листья будущего лета.
    • Приставкин, Анатолий. Ночевала тучка золотая.
    • Рыбаков А. Неизвестный солдат.
    • Шмерлинг Владимир. Дети Ивана Соколова.
    Произведения зарубежных писателей о детях, которых обошло стороной счастливое детство

    Произведения зарубежных писателей о детях, которых обошло стороной счастливое детство

    • Поль Берн «Лошадь без головы»
    • Ирэна Юргелевич «Чужой»
    • Гектор Мало «Без семьи»
    • Гринвуд «Маленький оборвыш»
    • Мэри Пейп Додж «Серебряные коньки»


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 10 класс

    Автор: Шеина Елена Владимировна

    Дата: 11.03.2016

    Номер свидетельства: 304411


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства