Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе»
Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе»
Программа по литературе не предлагает конкретной системы уроков внеклассного чтения, поэтому данная система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе поможет учителям. Современная литература занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей. Вот почему произведения современных писателей я максимально использую в целях нравственного, эстетического воспитания на уроках внеклассного чтенияи и уроках по подготовке к ЕГЭ. Данная система уроков, построенная на эмоциональной отзывчивости,интересна, увлекательна и результативна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе» »
Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе» учителя русского языка и литературы МОУ Криушинской СОШ Трушкиной Елены Алексеевны.
Актуальность:
Современные школьники не особенно любят читать. Общение с книгой сегодня им заменяет компьютер. Чтобы заинтересовать ученика чтением, необходимо серьёзно подходить к выбору произведений. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и, прежде всего, - наших учеников. Это не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему. Идущий от самого читателя запрос, его готовность к восприятию текущей, близкой по времени литературы используется в целях идейного, нравственного, эстетического воспитания личности. Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью.
Цели и задачи:
знакомство с произведениями писателей современной литературы, пробуждение интереса к их творчеству;
формирование личностного отношения к прочитанному;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью(письменной и устной);
воспитание эмоциональной отзывчивости и эстетических качеств при восприятии художественного произведения.
Методы и формы:
метод творческого чтения;
использование КТ;
исследовательский;
метод самостоятельной работы;
вопросно-ответный ход рассуждения;
работа в группах для решения проблемного вопроса.
Ожидаемый результат освоения раздела программы.
Данная система уроков внеклассного чтения поможет
повысить уровень читательской культуры, читательского вкуса;
воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, осмысливать их характер, поступки, нравственные закономерности, соотносить прочитанное с реальной жизнью;
грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
творческому самовыражению детей.
Планирование по разделу.
6 центральных тем в современной литературе (9-11 классы):
«В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке).
«Так это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев).
«Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны).
«Кто мы на этой земле?» (Человек и природа, отношение его к окружающему миру).
«Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе).
Актуальностьэтих уроков, объединённых общей темой, связана с неблагоприятной ситуацией, сложившейся в нашем обществе в связи с большим количеством бездомных, беспризорных, бродячих собак, кошек, в том числе брошенных бывшими хозяевами; с необходимостью положительного примера гуманного отношения к животным.
6 класс
Тема ответственности человека за свои поступки.
Н.Краснов
«Адель и человек», Л.Суздалева «Снежок».
Человек, обидевший своего питомца, бросивший его, не остаётся безнаказанным. Слёзы всегда возвращаются к тем, кто их вызвал в других.
7 класс
Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери)
П. П. Краснов «Шатохи»
Им объявили смертную борьбу –
Придумали обстрелы и облавы.
С.Куняев
6-7 классы
Тема: Всё, как у людей…
(Материнское чувство у животных).
В.П.Астафьев «Белогрудка»
Н.Молчанов «Мать»
В.Чаплина «Утиное семейство»
М.Соловцев «Мать»
Т.Шорыгина
«Гнездо»
И сколько в ней было муки!
И сколько в ней было силы!
«Спасибо вам, мамы! Крылатые, меховые и чешуйчатые, четвероногие и двуногие. Живущие на земле и под землёй, в водной толще и парящие в небе. Спасибо за то, что вы у нас есть».
(Из сочинения)
9 класс
Тема: «Глупая собака» (Анализ эпизода)
К.Паустовский «Золотая роза» (Рассказ «Старик в станционном буфете»)
- Просишь, стерва? – спросил он. –
А где твой хозяин?
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! – крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! – крикнул старик.
10 класс
Тема:
«Что вы сделали, господа!»(М.Горький «Варвары»)
Г.Н.Владимов «Верный Руслан»
11 класс
Тема: Трудный и серьёзный животный мир.
В.Шаламов «Храбрые глаза»
«Белка»
«Медведи»
Домашние задания (фрагменты детских презентаций).
Памятники животным.
Рядом с ними…(Писатели и животные ).
Уроки внеклассного чтения данной системы, построенные на эмоциональной отзывчивости, интересны, увлекательны и результативны. Это действительно
Использование данной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе позволяет выйти на иной уровень преподавания, приводит к высокому уровню результативности обучения и воспитания детей, к моральному удовлетворению от своей работы.