kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературе не предлагает конкретной системы уроков внеклассного чтения, поэтому данная система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе поможет учителям. Современная литература занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей. Вот почему произведения современных писателей я максимально использую в целях нравственного, эстетического воспитания на уроках внеклассного чтенияи и уроках по подготовке к ЕГЭ. Данная система уроков, построенная на эмоциональной отзывчивости,интересна, увлекательна и результативна.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе» »

Презентация    методической разработки раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе»  учителя русского языка и литературы  МОУ Криушинской СОШ Трушкиной Елены Алексеевны.

Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе» учителя русского языка и литературы МОУ Криушинской СОШ Трушкиной Елены Алексеевны.

Актуальность:   Современные школьники не особенно любят читать. Общение с книгой сегодня им заменяет компьютер. Чтобы заинтересовать ученика чтением, необходимо серьёзно подходить к выбору произведений. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и, прежде всего, - наших учеников. Это не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему. Идущий от самого читателя запрос, его готовность к восприятию текущей, близкой по времени литературы используется в целях идейного, нравственного, эстетического воспитания личности. Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью.

Актуальность:

Современные школьники не особенно любят читать. Общение с книгой сегодня им заменяет компьютер. Чтобы заинтересовать ученика чтением, необходимо серьёзно подходить к выбору произведений. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и, прежде всего, - наших учеников. Это не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему. Идущий от самого читателя запрос, его готовность к восприятию текущей, близкой по времени литературы используется в целях идейного, нравственного, эстетического воспитания личности. Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью.

Цели и задачи:

Цели и задачи:

  • знакомство с произведениями писателей современной литературы, пробуждение интереса к их творчеству;
  • формирование личностного отношения к прочитанному;
  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью(письменной и устной);
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и эстетических качеств при восприятии художественного произведения.
Методы и формы:

Методы и формы:

  • метод творческого чтения;
  • использование КТ;
  • исследовательский;
  • метод самостоятельной работы;
  • вопросно-ответный ход рассуждения;
  • работа в группах для решения проблемного вопроса.
Ожидаемый результат освоения раздела программы. Данная система уроков внеклассного чтения поможет

Ожидаемый результат освоения раздела программы.

Данная система уроков внеклассного чтения поможет

  • повысить уровень читательской культуры, читательского вкуса;
  • воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, осмысливать их характер, поступки, нравственные закономерности, соотносить прочитанное с реальной жизнью;
  • грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
  • творческому самовыражению детей.
Планирование по разделу.   6 центральных тем в современной литературе (9-11 классы):

Планирование по разделу.

6 центральных тем в современной литературе (9-11 классы):

  • «В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке).
  • «Так это было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев).
  • «Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны).
  • «Кто мы на этой земле?» (Человек и природа, отношение его к окружающему миру).
  • «Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе).
  • «Поэзию любят красивые люди» (Современная поэзия).
«Кто мы на этой земле?»  (Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших»).

«Кто мы на этой земле?»

(Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших»).

  • 5 класс В.П.Астафьев «Капалуха», «Зачем я убил коростеля?»
  • 6 класс Н.Краснов «Адель и Человек», Л.Суздалева «Снежок».
  • 7 класс Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».
  • 8 класс П.П.Краснов «Шатохи».
  • 9класс К.Паустовский «Золотая роза» (Анализ эпизода).
  • 10 класс Г.Н.Владимов «Верный Руслан».
  • 11 класс В.Шаламов «Храбрые глаза», «Белка», «Медведи».
Актуальность этих уроков, объединённых общей темой, связана с неблагоприятной ситуацией, сложившейся в нашем обществе в связи с большим количеством бездомных, беспризорных, бродячих собак, кошек, в том числе брошенных бывшими хозяевами; с необходимостью положительного примера гуманного отношения к животным.

Актуальность этих уроков, объединённых общей темой, связана с неблагоприятной ситуацией, сложившейся в нашем обществе в связи с большим количеством бездомных, беспризорных, бродячих собак, кошек, в том числе брошенных бывшими хозяевами; с необходимостью положительного примера гуманного отношения к животным.

6 класс  Тема ответственности человека за свои поступки.   Н.Краснов «Адель и человек», Л.Суздалева «Снежок».  Человек, обидевший своего питомца, бросивший его, не остаётся безнаказанным. Слёзы всегда возвращаются к тем, кто их вызвал в других.

6 класс

Тема ответственности человека за свои поступки.

Н.Краснов

«Адель и человек», Л.Суздалева «Снежок».

Человек, обидевший своего питомца, бросивший его, не остаётся безнаказанным. Слёзы всегда возвращаются к тем, кто их вызвал в других.

7 класс  Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери)  П. П. Краснов «Шатохи» Им объявили смертную борьбу – Придумали обстрелы и облавы.  С.Куняев

7 класс

Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери)

П. П. Краснов «Шатохи»

Им объявили смертную борьбу –

Придумали обстрелы и облавы.

С.Куняев

6-7 классы  Тема: Всё, как у людей…  (Материнское чувство у животных).

6-7 классы

Тема: Всё, как у людей…

(Материнское чувство у животных).

В.П.Астафьев «Белогрудка»

В.П.Астафьев «Белогрудка»

Н.Молчанов «Мать»

Н.Молчанов «Мать»

В.Чаплина «Утиное семейство»

В.Чаплина «Утиное семейство»

М.Соловцев «Мать»

М.Соловцев «Мать»

Т.Шорыгина «Гнездо»  И сколько в ней было муки! И сколько в ней было силы!

Т.Шорыгина

«Гнездо»

И сколько в ней было муки!

И сколько в ней было силы!

«Спасибо вам, мамы! Крылатые, меховые и чешуйчатые, четвероногие и двуногие. Живущие на земле и под землёй, в водной толще и парящие в небе. Спасибо за то, что вы у нас есть».  (Из сочинения)

«Спасибо вам, мамы! Крылатые, меховые и чешуйчатые, четвероногие и двуногие. Живущие на земле и под землёй, в водной толще и парящие в небе. Спасибо за то, что вы у нас есть».

(Из сочинения)

9 класс Тема: «Глупая собака» (Анализ эпизода)  К.Паустовский «Золотая роза» (Рассказ «Старик в станционном буфете»)   - Просишь, стерва? – спросил он. –  А где твой хозяин? Молодые люди захохотали. - Ну и отмочил, Валька! – крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы. - Пети, не смей! – крикнул старик.

9 класс

Тема: «Глупая собака» (Анализ эпизода)

К.Паустовский «Золотая роза» (Рассказ «Старик в станционном буфете»)

- Просишь, стерва? – спросил он. –

А где твой хозяин?

Молодые люди захохотали.

- Ну и отмочил, Валька! – крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

- Пети, не смей! – крикнул старик.

10 класс Тема: «Что вы сделали, господа!»(М.Горький «Варвары»)   Г.Н.Владимов «Верный Руслан»

10 класс

Тема:

«Что вы сделали, господа!»(М.Горький «Варвары»)

Г.Н.Владимов «Верный Руслан»

11 класс Тема: Трудный и серьёзный животный мир.  В.Шаламов «Храбрые глаза» «Белка» «Медведи»

11 класс

Тема: Трудный и серьёзный животный мир.

В.Шаламов «Храбрые глаза»

«Белка»

«Медведи»

Домашние задания (фрагменты детских презентаций).  Памятники животным. Рядом с ними…(Писатели и животные ).

Домашние задания (фрагменты детских презентаций).

Памятники животным.

Рядом с ними…(Писатели и животные ).

Уроки внеклассного чтения данной системы, построенные на эмоциональной отзывчивости, интересны, увлекательны и результативны. Это действительно  «часы воодушевления, эмоционального подъёма…нравственного прозрения».       Использование данной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе позволяет выйти на иной уровень преподавания, приводит к высокому уровню результативности обучения и воспитания детей, к моральному удовлетворению от своей работы.

Уроки внеклассного чтения данной системы, построенные на эмоциональной отзывчивости, интересны, увлекательны и результативны. Это действительно

«часы воодушевления, эмоционального подъёма…нравственного прозрения».

Использование данной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе позволяет выйти на иной уровень преподавания, приводит к высокому уровню результативности обучения и воспитания детей, к моральному удовлетворению от своей работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Трушкина Елена Алексеевна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165409


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства