«МЕН – ?АЗА?ПЫН» - « Я – КАЗАХ» презентация к классному часу в 6 классе
«МЕН – ?АЗА?ПЫН» - « Я – КАЗАХ» презентация к классному часу в 6 классе
Классный час «МЕН – ?АЗА?ПЫН» - « Я – КАЗАХ», который прошел в рамках республиканской акции «Одна страна – одна книга» по поэме Ж. Молда?алиева можно использовать как к юбилейным датам, так и в знакомстве с творчеством и жизнью поэта в рамках краеведческой литературы.
Культурное наследие Казахстана открывает перед нами страницы биографии как известных метров литературы казахского народа, так и мало известных писателей и поэтов.
А поэма Ж.Молдагалиева «МЕН – ?АЗА?ПЫН» - « Я – КАЗАХ»,хоть и была написана давно, но и в данное время её содержание актуально.
Целью данного мероприятиябыло: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающегося казахского поэта Ж.Молдагалиева;
приобщить школьников к культурному наследию и достоянию казахского народа;
формирование доброты, гордости, патриотизма.
Оборудование: книжная выставка произведений Ж.Молдагалиева; презентация по его поэме «Мен ?аза?пын»- «Я - казах».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««МЕН – ?АЗА?ПЫН» - « Я – КАЗАХ» презентация к классному часу в 6 классе »
«МЕН – ҚАЗАҚПЫН»-« Я – КАЗАХ» классный час в рамках акции «Одна страна – одна книга» по поэме Ж. Молда ғалиева
Куда б меня судьба не увлекала,В любом году, в любом краю землиЯ помнил берег славного Урала,Прохладу Ханской рощи невдали…Ж.Молдагалиев
Приуралье – малая родинаЖубана Молдагалиева
Малая родина… Это дом, в котором ты живёшь, это сильные натруженные руки отца, это улыбка матери, лица друзей. Это то, что является духовным стержнем каждого человека. Это самое главное в понятии Добро, Справедливость, Родина. Это Детство, память о котором человек проносит через всю трудную жизнь.
Приуралье- малая родина Жубана.
Он любил приходить на берега Урала, где «…сошлись беспечные тропинки детства». Любил мечтать и думать, глядя на перекатывающиеся волны реки. Он любил бывать у памятников города, гордился прошлым и настоящим своей Родины.
Я здесь когда-то понял, здесь
Величье своей Отчизны.
Я здесь когда-то понял, здесь,
Что крылья мне даны для жизни.
6 октября 1920 г в степном местечке Жыланды Тайпакского района Западно-Казахстанской области родился и вырос мальчик Жубан. Именно ему судьба уготовила счастливое будущее – будущее одного из самых известных и любимых поэтов. Много событий произошло в его жизни. Жизнь его была сурова, но пронизана любовью к Человеку, Родине.Нам не ступить без прошлого и шагу,Хотя мы днём сегодняшним горды.Родился я у древнего оврага,Который назывался – Жыланды.
Молдагалиев рано научился читать, начал увлекаться стихами под влиянием своей матери. Первые стихи он прочитал в конце 30-х годов на слёте литераторов Уральской и Гурьевской областей. За 40 лет поэтической деятельности написаны сотни лирических стихотворений, свыше полутора десятков поэм.
С первых дней Великой Отечественной войны и до её победного завершения Ж.Молдагалиев находился на передовой. Был рядовым артиллеристом, комиссаром батареи, военным журналистом.
В послевоенные годы работал редактором газет и журналов.
Поэтические произведения Молдагалиева внесли в казахскую поэзию много нового, свежего, правдивого.Ж.Молдагалиев неразрывно связывает свою судьбу с судьбой своего народа, своей Родины, родного Приуралья. О ком бы ни писал поэт- о солдате, крестьянине, матери, друге - в его стихах звучит голос добра и счастья. Произведение поэта - это поэтическая хроника жизни казахского народа, который является подлинным героем поэзии Ж.Молдагалиева.
Свое назначение великий Жубан видел в служении народу.Человек- во всем моя опора!Не вправе прохлаждаться в забытьи,Чужое счастье и чужое гореПоэт воспринимает как свои.
Горькое историческое прошлое и сотворение нового настоящего народом Казахстана легло в основу поэмы Жубана Молдагалиева «Я –казах!»Я – казах,Горечь жизни вкусил я с пелёнок.Умирал и рождался я тысячу разЯ – джигит,Испытавший немало на свете,Дерзко взгляд устремляющий за облака…Я родился таким. Но потомок кого я?Плоть кайсаков?Или гунна я отпросков прямой?Может, я – порождение солнца живое?...В жарких битвах в степи города погибали.Так, как падают люди в священном бою.По крупицам потомки теперь откопалиИх, легендами степь одаривших мою.,
Поэма автобиографичная и для поэта, и для республики. Ж. Молдагалиев родился в год создания казахского государства. Поэт начинает своё повествование об историческом прошлом Казахстана с того времени, когда …Был я темен. Грамоты не знал.Лишь копье, седло да ветер знал.Счастлив умереть был на коне,На коне я бедность забывал.Не учён был. Но не потому,Что науки не дались уму.Просто к свету я пути не знал,Потому и забредал во тьму.
Прошли века, многое изменилось. И сейчас «я могу создавать мировые дастаны, и вписал я в историю имя – казах»Много бед и войн пришлось пережить казахамВ ранах всё моё тело,доселе больных.Кровь живая ещё не просохла на них.Чингисхан, Тимур, набеги джунгар.Они уводили людей в рабство, угоняли скот, сжигали аулы. Но народ непобедим:волей, стойкостью,яростным знаменем песни,Кюем мужества вновь обретём мы страну!
Казахи вместе с русскими издавна. С тех далёких пор, когда они вместе били общего врага. Именно тогда «подружились их языки»Собирал я друзей, чтоб враговвместе бить…Волга, Яик, Иртыш –кочевые дороги,где «орыс», имя грозное, стал я любить.В трудный час подал руку мнерусский не зря:наша дружба светлее взошла,чем заря.
Казахи впервые получили светское образование в России. Именно у «русских берегов Невы» узнал казахский народ об Архимеде, Сократе, Копернике и Бруно.Я – казах!Я – сын России всей.Я к Неве принёс печаль степей.
Поэт говорит о большой дружбе двух народов – казахского и русского:
…стали с русским в степи
мы и вправду «тамыром».
Не только русский народ
помогал казахам. В трудную
минуту казах приходил на
помощь «русскому брату».
Два народа вместе боролись за
свободу, идя за Пугачёвым.
Пугачёв – казацкий Исатай,
Исатай – казахский Пугачёв.
А вот Пушкин – славил нашу степь,Песни пел, чтоб ослабела цепь,Мне по-братски в душу заглянул,Сходство душ нашел, родство судеб.Степь , как море, песнями полна,С песней в вечность сходят времена,Песни, как сказанья о БаянИ Козы – в них столько слёз и тайн!Дух витал, как буря, не стихал,Пушкин песню новую слагал:«Дочь степей, казахская Баян,Как моя Татьяна», - он сказал.
И во время Великой Отечественной войны казахи, как и другие народы, рука об руку с русским солдатом «у блокадного города,у ЛенинградаСдал экзамен на братство народов казах…Я – защитник Москвы,двадцать восемь героев…Я – казах Тулеген,Алия и Маншук…Я – солдат своей Родины…Вот гремят салюты в честь солдат,На рейхстаге храбрецы стоят.Среди тех, кто водружал там стяг,Кошкарбаев, молодой казах…
Мысль о единстве двух братских народов в творчестве Ж.Молдагалиева актуальна и сегодня.Поэт утверждает, что только в дружбе и уважении – счастье народа. Как много значат эти слова сегодня!От рожденья равны все мы, люди, на свете.Все крылаты, и всех нас влечёт красота.
Я – казахИ плотью, и душой,Жизнью, песней, подвигом, борьбой.Я не обособлен от друзей.
Высоко взошла моя страна,Мать- отчизна! Мы – семья одна.Если б в ней был счастлив только я,Я б несчастным почитал себя.
Сыновья для матери равны!Равными народы рождены,Рос, боролся, крылья обретал,Скоро доберусь и до Луны!
Я – казах!Так повторяю вновь.Родина, степей моих любовь…
Пали троны, мучившие меня,Отошли печали времена.Было только имя у меня,Мне дала фамилию страна!Не было ещё таких судеб,Родина моя, родная степь!И горит над миром образ твой:Флаг казахский и казахский герб!