В настоящее время наблюдается у школьников младших классов снижение интересов к получению знаний. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными и экономическими. Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Развитие навыка чтения"»
«Развитие навыков чтения»
В настоящее время наблюдается у школьников младших классов снижение интересов к получению знаний. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными и экономическими.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.
Научить детей хорошо читать - одна из важнейших задач школы. Сухомлинский писал, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Основа чтения- это способность «перевести», перекодировать графические знаки в содержание, воплощенное в печатном или рукописном материале Ибо истинное чудо, что с помощью букв люди могут передавать друг другу самые разнообразные сообщения, делиться впечатлениями, рассказывать о своих чувствах.
Но научить по-настоящему хорошо читать непросто. Необходимо создать для ребенка благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владения эффективными методами и приемами.
В своем отчете я рассмотрю базовые аспекты при обучении чтению, предложу систему упражнений и задач на совершенствование навыка чтения.
Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.
Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.
Если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как осмысленность (сознательность), беглость, выразительность, правильность,.
Как сформировать навыки чтения? С чего начать?
ТЕМП (СКОРОСТЬ, БЕГЛОСТЬ) ЧТЕНИЯ.
Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения, развития памяти, внимания и развития естественно понимания.
Для формирования беглости чтения я обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ: – чтение текста про себя, комментирование его; – чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; – чтение жужжащее; – чтение хором, шепотом, разным темпом;
- чтение с эстафетой;
- чтение по знаку (2 набора полосок, учитель поднимает полоску определенного цвета, читает тот ученик, у которого такая же); – чтение в темпе скороговорки; – “прыжки” (чтение через слово) – круговое чтение (небольшой текст чи тают по одному слову друг за другом несколько раз).
Очень нравится детям игра «Бегущая лента» — через отверстия в картоне протягивается полоска, на которой записаны слоги и слова. Надо успеть прочитать и запомнить их.
Поиск второй половины слова:
КОС-НИЧИЙ
ЛЕС-ТА
ПАР-МОС
СО-ЗА
РО-ВОК
Для развития кратковременной памяти используются следующие игры:
«Фотограф». В течение нескольких секунд зафиксировать (сфотографировать) человека, комнату, картину и т.д., а затем словесно описать, как можно с большими подробностями.
«Кто самый внимательный». Учитель на 1 секунду показывает карточку со словом. Дети должны за это время успеть прочесть слово. Сначала односложные (типа: мак, рак, сок), затем двусложные ( рама, зонтик и т.д.), постепенно можно довести до чтения словосочетаний (типа:зимний день, лесные жители и т.д.).
«Разведчики». На столе учителя лежат предметы (около 20). Рассматриваем их. После этого закрываем предметы листом бумаги, дети записывают по памяти.
«Сыщики». Добавляют какой-то предмет в классную комнату или выносят их. После этого в комнату приглашаются ученики: они осматривают класс, записывая те предметы, которые появились или которые убрали.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной слов или прикрытой нижней половиной слов. Если работа ведется с прикрытой нижней половиной слов, то начинать нужно с закрывания четверти слова, на уже знакомом детям тексте. Постепенно увеличиваем прикрытое до половины, а текст выбираем незнакомый. Такие упражнения чрезвычайно важны для формирования словесно – логической памяти. Так же для развития логического мышления полезны упражнения: «поиск в тексте смысловых несуразностей», «восстановление деформированных текстов».
Поиск в тексте заданных слов. В тексте нужно найти как можно быстрее заданное слово, которое на начальном этапе воспринимается зрительно, позднее на слух. Особую пользу приобретет это упражнение тогда, если ученику последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом работать максимально быстро. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов, развивает словесную память.
Чтение «зашумленных слов». Ребенку предлагают карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, рисунков. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально. Это упражнение закрепляет в памяти учащихся целостные образы букв и их сочетаний, развивает восприятие.
Чтение пунктирно написанных слов. Учащимся предлагают карточки с не полностью написанными словами (отсутствуют некоторые части букв, слогов), но сохраняется однозначность прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом увеличивается.
Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс (или на предмет), возвращаясь затем к чтению. При этом ученик должен «схватить» глазами следующее слово или группу слов. Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, ученик учится распределять внимание.
Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста, ученики пересказывают его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник.
Это упражнение приучает ученика быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию угла зрения, кратковременной памяти и закладывает основу для успешной домашней работы.
Чтение строк наоборот. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым. Это упражнение развивает тонкость движения глаз. Так же можно предложить упражнение «чтение перевернутого текста» (на 90, 180 градусов).
Упражнение на поочередное чтение слов нормально и наоборот. При таком чтении первое слово читают слева направо, второе слово справа налево и т.д. Пример: Мама алипук картину. При проведении этого упражнения у ребенка формируется представление о том, что обычное чтение – это сравнительно несложное, посильное дело.
Эти упражнения развивают угол зрения, расширяют оперативное поле чтения, развивают логическое мышление.
Система тренировочных упражнений на развитие умения антиципации памяти:
Простейшие упражнения по антиципации частей предложений способствуют как совершенствованию технической стороны процесса чтения, так и углублению восприятия его содержания.
1.Закончи пословицы:
Делу время -________________________ .
Кончил дело - ______________________ .
2.Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг к другу по смыслу.
Готовь сани летом * торопись делом.
Не торопись языком * не поспеешь босиком.
За твоим языком * телегу зимой.
3.Прочитать загадку, подставив недостающие слова.
Посмотрите - дом стоит,
До краев водой ________ (налит).
В этом домике жильцы
Все умелые ___________ (пловцы).
При чтении глаза ребенка движутся не только слева направо, но и наоборот, т.е. регрессивно. Это хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляются ошибки), но отрицательно сказывается на темпе чтения.
Чтение только второй половины слов. Читаемые слова мысленно делят пополам, абсолютная точность необязательна. Пример: -лько, -вины, -рой, - ние. Это упражнение приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается только начало слова, а его конец домысливается.
Восполнение пропусков букв в слове или пропуска слов в тексте. Пример:
Дево_ка быс -т_о пошла по узк_ дорожке.
Шел Иван- царевич по лесной тропинке, и вот, наконец, он _________ перекосившуюся __________ на курьих ножках.
Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста.
Система тренировочных упражнений, направленных на формирование устойчивого внимания.
Важным аспектом в обучении беглому, безошибочному чтению является выработка вниманияк слову, его частям. Для совершенствования внимания детей можно проводить следующие упражнения:
Чтение слов типа:
Чистота-частота
Девушка-дедушка
Шесть-шерсть
Гарь-пахарь-жарь.
Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:
зелёный – зелень
бодрый – ободрился
Эти слова можно писать как на доске, так и на карточках для индивидуального чтения. При индивидуальном чтении можно использовать приём взаимопроверки.
На начальном этапе овладения навыком чтения можно рекомендовать упражнение «двукратное произнесение каждого прочитанного слова». Для того чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам слово было узнано, его следует повторить слитно. За счет двукратного произнесения слова у ребенка формируются слуховые образы, а это способствует проникновению в смысл слова.
«Игра в прятки». Учитель начинает читать текст не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение учителя. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.
«Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.
Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в собственных силах. Ведь обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.
Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации: 1. Если ребенок находиться еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час – два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа – полутора за один прием. 2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находиться под их впечатлением. 3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно. 4. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки (Целых 20 слов в минуту! Замечательно!, В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту и т.п.) Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ.
Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом “навык чтения”, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.
Паскаль сказал: «Мы ничего не поймём, если будем читать слишком быстро или слишком медленно».
Для формирования осознанности чтения я использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.
Наряду с этими видами работ используются логические упражнения, которые развивают речь, внимание, мышление, наблюдательность, смысловую догадку, творческие способности.
1. Найди четвертое слово. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех существует такая же связь.
Работа с деформированными текстами, предложениями, неоконченными рассказами
1. Составить текст (перестановка предложений). Дети должны составить текст из данных предложений.
Дети устали. Костя и Толя ушли в лес. Они стали пить воду. Костя и Толя сели под ель.
2.Составить предложения из данных 3—4 слов.
Идут, школу, в, дети. У, сумки, них. Книги, тетради, там, карандаши, ручки.
3.Закончить рассказ.
Забота о птицах
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Следующий показатель навыка чтения – это правильность. Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает, или, напротив, допускает:
Замены
Пропуски
Перестановки
Добавления
Искажения
Повторы букв (звуков), слогов и слов
Правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
Для формирования правильности чтения я обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Для этого используются упражнения:
2) дермолексия («рисуем» на ладони ребенка букву, а он должен опознать ее);
3) подбор картинок (на что похожа буква?) для лучшего запоминания буквы, ее конфигурация должна быть сходна с предметом, название которого начинается с изучаемого звука.
Для закрепления изученных букв применяются упражнения.
1. «Сколько здесь букв?».
2. «Буквы сломались. Почини».
3. «Городок букв» — для закрепления умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Здесь каждая буква «живет» на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета. Все гласные находятся в «домиках» с красными крышами, согласные — в «домиках» с синими крышами и т.д. Кармашки заполняются по мере прохождения букв.
С помощью «Городка букв» проводятся различные игры: «Кто живет на этой улице?», «Какого цвета наш дом?».
Игра «Гости»
Взрослый: Сегодня мы отправимся в «гости» к буквам. Вот перед нами домики с крышами красного цвета. Спросите у букв: «Почему у вас все крыши красные?»
Буквы. Потому что мы... ( гласные ).
Взрослый: Идем дальше. Пригласила нас буква Н в домик, а там уже сидит буква А. Взялись буквы Н и А за ручки и образовали слог НА. (Показывает карточку со слогом НА.)
Дети читают.
Когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния. В форме занимательных упражнений выполняется чтение обратных и прямых слогов.
Модель «Колобок»
Э А
П
Ы О
У
Прочитай слоги в прямом и обратном варианте:
1) aп, оп, уп, ып, эп;
2) па, по, пу, пы, пэ;
3) апа, опо, упу, ыпы, эпэ. Так со всеми согласными буквами.
«Слоговички»
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Особо следует обратить внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином – выразительность чтения.
Выразительность как компонент навыка чтения – это одно. Несколько другое – выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.
Для формирования выразительности использую такие упражнения: – артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов; – чтение труднопроизносимых слов; – выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; – чтение одного предложения с разной интонацией; – “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией; – чтение по ролям.
Начиная со 2-го полугодия 3-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.
Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.
Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в РАЗЛИЧНЫХ конкурсах и творческих проектах.
Таким образом, цель, поставленная в начале моей работы, достигнута.